Пикник на обочине Шелкового пути

Кузнецов Николай 2
      … Вы бывали, когда ни-будь в казахской юрте? С виду столь легкомысленное сооружение, отличается, тем не менее, целым рядом положительных характеристик. Которые,  говорят в пользу, столь кажущейся легкомысленности,  сего объекта. И в самом деле:  посреди бескрайней казахской степи, в сорокаградусную жару,  находясь в юрте, вы совершенно не ощущаете дискомфорта. Напротив, даже некоторую прохладу. И пока гостеприимные хозяева угощают вас вкуснейшим бешбармаком,  каурдаком,  кумысом и прочими не менее достойными представителями степной кухни, у вас есть время осмотреться:
       Само устройство  юрты, как и все гениальное, довольно просто. Набор двухметровых планок, потом еще дополнительные планки с изгибом на конце для крыши, деревянное кольцо- круг, дверная коробка. Самое основное это кошма, по-русски если сказать, то это обычный войлок. (Из него еще  делают валенки), в основе её  овечья шерсть. Только раскатанная в плотный  лист. И этими самыми листами кошмы и оборачивается вся юрта.
      Установка юрты занимает некоторое время. Первым делом планки для сборки стены связываются в определенном порядке: крест-накрест. Создается своего рода длинная и упругая деревянная лента. Есть даже некоторые нюансы её сборки: для небольших юрт собирается четырех рядная схема, побольше это уже 6-ти рядная или даже 8-ми рядная конструкция. Все планки в местах пересечения обвязываются сыромятными кожанными ремешками. Потом вся эта сборка ставится вертикально и сворачивается в виде большого кольца, Это называется «кереге», боковая стена юрты. Оба конца ее подвязываются к дверной коробке. Посредине будущей юрты встает самый высокий и поднимает на палке деревянный круг-кольцо «шанырак».  В него, помощники-сборщики вставляют снаружи дополнительные планки с изгибом на конце. Загнутым и острым  концом эти планки втыкаются в просверленные отверстия в ободе «шанырака», а другим концом устанавливают на верхний край стены «кереге». Таким образом, формируется и устанавливается крыша юрты, которую называют «уык». Практически весь каркас юрты уже готов,  остается её приодеть и укрепить, придать жесткость каркасу. И опять же природная смекалка дает о себе знать, ни одного металлического соединения, никаких гвоздей или шурупов. Все только свое и своими же руками сделанное. Простые веревки, связанные из овечьей шерсти и сыромятные кожаные ремешки. Голый каркас юрты жестко стягивают веревками по внешней окружности.  Уык - крыша, также дополнительно подвязывается, каждая планка к  перекрестью планок стены – кереге. И вот теперь настает очередь кошмы.  Квадратные и плотные листы по бокам свешиваются сверху вниз, и оборачивают всю юрту. Для крыши идут листы уже трапециевидной формы, По кругу, один за другим их выкладывают вокруг центра всей юрты «шанырака».  Уложенные листы кошмы еще раз поверх обтягивают веревками, а самый верх юрты «шанырак» накрывается в последнюю очередь, отдельным куском рукотворной ткани под названием «тундук». Не забываем и об удобствах внутреннего оформления, весь пол внутри юрты также застилается толстой кошмой.
 Ну и помимо всего, есть еще праздничный наряд для юрты, это когда в праздничный день юрта наряжается во все белое, ну это уже так, к слову.

       Если смотреть с инженерных позиций на саму конструкцию и убранство юрты, то еще раз поражаешься  гениальности конструкторов из народа, тех неведомых изобретателей, чье детище за несколько столетий практически не изменилось.  И в самом деле: жесткость конструкции позволяет ей стоять под степными ветрами и в июльскую  жару и в жгучие декабрьские морозы. Сам войлок, как известно, довольно таки теплонепроницаем и влаготруднопроходим. Хитроумная система вентиляции, позволяет поддерживать оптимальную температуру и доступ свежего воздуха. С теневой стороны стеновой полог немного приподнимается и подворачивается, потом подвязывается веревочкой и пожалуйста: естественная конвекция воздуха. Не стоит забывать и о роли главного «вентилятора» и по совместительству «осветителя» - шанырака. Приоткрыв полог «тундука»  можно обеспечить необходимую  степень освещенности и вентиляции. Вобще-то:  раньше в центре юрты был еще и очаг,  и шанырак служил еще и дымоходом.   Что позволяло готовить пищу прямо в юрте,  а зимнее время сохранять и поддерживать необходимую температуру. Но сейчас это не актуально, обычная буржуйка даст сто очков вперед, хотя за отсутствием таковой, всегда можно вернуться к дедовским методам.  Еще к достоинствам нашего рукотворного домика- юрты можно отнести его мобильность. Юрта собирается и разбирается за считанные часы, а потом вязанку палочек-планок и реек совместно с плотно упакованным баулом кошмы можно спокойно увезти, на доступном транспорте. Для перевозки небольшой юрты в старые времена хватало одного верблюда, ну а сейчас можно просто закинуть тюки в кузов пикапа…
        …Когда едешь по степи, когда жара уже в печенках, когда хочешь пить, а нечего. И ты не знаешь,  куда ты едешь и зачем. Ты воспаленным взором видишь в степи несколько непонятных точек, при приближении, которые оказываются юртами. Первым делом тебя встречают собаки, они молча бегут около тебя, как бы сопровождая до стана. Потом хозяин  подаст команду и собаки безмолвно исчезнут. Тебя встретят как дорого гостя, дадут умыться и напоят водой. Уже чуток попозже, когда ты, несколько освеженный, сидишь на почетном месте в юрте и пьешь кумыс,  женщины  приносят угощение,  ты насыщаешься. Вот тогда и начинается разговор.  О чем, да ни о чем. О немудреном житье бытье, о деньгах и политике, о ценах на зерно, бензин и на соль.
      А потом достается домбра, и хозяйская дочка начнет петь. Как и триста лет назад, и двести и пятьсот, над степью несется нежный девичий голос, поющий о родной земле, имя которой Казахстан...

Опять я, как всегда для вас, Николай  aka kraft-cola.
19 августа 2010 г.
Р.С. На государственном гербе Казахстана изображен именно «шанырак», как символ очага, единства народа, семьи и государства.