Молитва. А с кем вы там разговариваете?

Талбахан Дуругуру
Роль человека в религии
- это, прежде всего роль верующего и не верующего,
прихожанина и священника, участника ритуала и священника проводящего ритуал,
а также молящегося.

Что же такое молитва.

Краткие наброски на  заданную тему:

1 Вот такое определение молитвы дают различные словари. (см. Примечание в конце статьи.)
 Проанализирую, прежде всего, психоэмоциональную и защитную сущность молитвы,
 с точки зрения   психологии религии.

2.Остановлюсь, прежде всего, на индивидуальной молитве направленной к Богу,
в том смысле, как ее понимать надо в поле зрения христианской православной церкви
и дам максимально короткое определение этого понятия, лишенное сентенций и излишней научной терминологии.

3.Индивидуальная  молитва (ИМ)
- это обращение к Богу,
 Богоматери, святому духу, ангелам, святым с определенной целью:
 просьба, прославление, покаяние, обеты.

4.Рассматривая ИМ в традиционном христианском  аспекте,
 обращаешь внимание на то, что
 ИМ  это, прежде всего монолог человека перед Богом.
 Есть даже такая шутка:
«Если ты обращаешься к Богу, то это молитва,
 а если бог обращается к тебе, то это шизофрения».

5. В молитве, обращенной к Богу именно 
«Ответ Бога» является  самым сложным и запутанным вопросом.
Человек создан по образу и подобию божьему 
и следовательно имеет полноправный диалог с Богом.
Полноправный диалог
 – это когда человек всеми своими чувствами включен в  этот процесс:
 он слышит Бога,
 он видит Его,
 он чувствует его присутствие,
 он задает вопросы,
 он получает ответы.

6.Если сравнить общение с Богом и общение человека с другим человеком,
 то  следует выделить несколько принципиальных отличий.
Бог не является субъектом общения в общечеловеческом смысле этого слова.
Т.е. его нельзя посадить за стол,  пожать ему руку, предложить ему ЧАЮ
или остаться переночевать  или, к примеру, написать письмо,
или получить от него смс или емел.

7.Не смотря на всю могущественность Бога,
 он обладает особым качеством: он везде и он нигде.

8.Сущность Бога в том,
что он общается с людьми не с помощью пяти человеческих чувств.
А открывается человеку через его сердце, душу и волю, приводя его к вере.
Разум, создавая абстрактный образ,  эту веру закрепляет.

9.Что бы общаться с Богом с помощью такого механизма,
необходима определенная практика.
С помощью этой практики
в конечном итоге у человека появляется определенное чувство,
присутствия Бога и живого общения с Ним.
И здесь необходимо не запутаться,
а истинный  Бог общается с вами
        или бог ложный.

10. Противник Бога
дьявол не дремлет
и в любой момент,
закравшись в человеческое сердце,
пользуясь его слабостями,
он может путем ложных советов и убеждений погубить человека.
Прежде всего, в духовном,
а затем и в физическом смысле этого слова.

11. Прежде всего ищущего Бога интересует
как  выйти на продуктивный контакт с Богом
и какие формы контакта в молитве,
и за пределами молитвы возможны.

12.Рассмотрим такую ситуацию при молитве:
человек просит Бога, а он ему отвечает.
Когда человек обращается к Богу,
это для сознания и понимания большинства людей понятное явление.
Оценка такого явления сторонним человеком зависит,
прежде всего, от знаний этого человека,
его мировосприятия, системы этически-нравственных и религиозных ценностей,
а также веры человека в определенные ценности.

13. Вера-это состояние духовного мира  субъекта,
 сопровождающегося положительными эмоциональными состояниями (ЭС)
по отношению  субъектам и объектам  веры,
являющееся для него абсолютными ценностями и
отрицательными ЭС  ко всем совокупностям угроз
направленных на  субъекты и объекты  веры.

14. Для человека, который не верит в Бога, 
скептически настроенного,
обращение другого человека к Богу в лучшем случае выглядит, как медитация и аутотренинг,
в худшем случае, как глупые попытки суеверного человека
в лесу, ночью, зимой у разрисованного столба 
просить чашку горячего ЧАЯ в тридцатиградусный мороз.      

15. Давайте попробуем откинуть такой скептицизм
и именно с точки зрения прикладной психологии религии проанализируем это явление.
Для начала вспомним о бездоказательности  с научной точки зрения спора:
«Бог есть или Бога нет».
И вопрос не в том, как воспринимает Бога та или иная религия.
Откинув все религиозные частности в абсолютном понимании  Бога – это вопрос веры.

16. Итак,  человек обращается к Богу,
может ли он услышать ответ.
Ответ однозначный «Да».
Такая постановка вопроса сразу требует пояснения.
Кто же на самом деле ответил тебе на вопрос?
Есть три  варианта.
Первый - ответил Бог,
второй – ответил кто-то другой,
третий - ответил сам себе.
Вариант ни кто не ответил отсутствует,
т.к. молчание это тоже ответ из «уст» ответчиков из трех вариантов.
И ещё один вариант,  если ответили или промолчали все вместе - это относится к варианту 1. Есть ещё варианты, но они относятся к варианту 2. или 3. Других вариантов не вижу.

17.Рассмотрим
первый  вариант
«Ответил Бог».
Это великий дар для верующего человека наладить благодарный диалог с Богом. 
В духовном смысле это великое для него приобретение
и нет большего дара,
чем внимать  Богу и быть им услышанным.

18.Второй вариант
«Ответил кто-то другой».
Кто может быть отличным от Бога?
Ответ напрашивается сам собой – это Дьявол.
И никакого другого ответа быть не может.
То что в этом мире не является Богом, то является дьяволом. 
Между двумя этими вариантами есть определенный антагонизм.
Для человека выбор между этими вариантами,
является выбором между добром и злом.

19. Третий вариант
«Ответил сам себе».
 Для изучения темы этого исследования
– этот вариант достоин самого внимательного рассмотрения.
Для начала риторический вопрос:
Кто такой «Сам» и  кто такой «себе».
Казалось бы все понятно «сам» и «себе» это одно и тоже,
 это личность человека, разграниченная в его сознании только во времени.
Можно и так предположить, человеку свойственны внутренние противоречия,
связанные с принятием решений и оценке окружающих событий.
Это материалистическая точка зрения,
которая достаточно просто объясняет феномен внутреннего человеческого диалога.
Но такая позиция- это только  вера материалиста,
что диалог между двумя субъектами не может быть внутри одного объекта.
И вера в то, что субъекта без объекта не бывает.

20. Как существует противоречие (антиномия)  между двумя утверждениями
«Бог есть» и «Бога нет».
Так есть и противоречие между утверждениями
«В одном объекте может быть только один субъект» и
«В одном объекте может быть больше одного субъекта».

21. Все три варианта –
 это краеугольные камни человеческого сознания
на которых опирается вся сущность
человеческой психики в научном представлении,
человеческой души и духа  в религиозном представлении,   



Примечания:
Источники:

Молитва вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу. Образцом для всех молитв или общей христианской молитвой несомненно должно назвать Молитву Господню: Отче наш и т. д. (Мф. VI, 9-13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим. Она разделяется: на призывание, седмь прошений и славословие.
Энциклопедия «Кругосвет»
МОЛИТВА, религиозный акт, традиционно определяемый как вознесение сердца к Богу, беседа с Богом; в узком смысле — обращение к Богу с просьбой.
История молитвы связана с историей религии. Если у первобытных народов и в древних культурах молитва сочеталась с суевериями и магией, то у евреев она отличалась возвышенным пониманием единого Бога и высоким нравственным уровнем. Ранние христиане, следуя Иисусу, который выступает в евангелиях как учитель и образец молитвенной жизни, сохранили Псалтирь и «Молитву Господню», развили и закрепили формы евхаристической молитвы и постепенно создали обширные собрания литургических молитв. На церковные молитвы оказали влияние культ Девы Марии и святых мучеников. Молитвенная практика развивалась под воздействием примера таких церковных деятелей, как Бернар Клервоский и Франциск Ассизский, а также под влиянием возрастающего почитания евхаристии, средневекового мистицизма, протестантского движения, укрепления народного благочестия, и вклада, сделанного Игнатием Лойолой, Франциском Салльским, Петром Берулльским и другими. В настоящее время заметны тенденции к упрощению молитвы и приспособлению литургической молитвы к условиям современной жизни. В иудаизме практикуются личная молитва и общественное богослужение, состоящее из чтения Писания и молитв. В мусульманской практике личную молитву предписывают произносить пять раз в течение дня, а общественная совершается по пятницам. Практически отсутствует молитвенная практика, в том смысле, как она понимается в данной статье, в великих религиях Дальнего Востока.
Согласно католическому учению о молитве, главная ее цель состоит в прославлении Бога. Молитва включает в себя поклонение (признание власти Бога и подчиненности человека), благодарение, покаяние, прошение и ходатайство (моление о себе и других). Она требует сосредоточенности, благоговения, почтительности, смирения, искренности, покорности, настойчивости; христианская молитва должна совершаться «именем Иисуса». То, чего можно законно желать, о том и можно молиться. В конечном счете молитва всегда адресована Богу; у христиан — Богу в трех Лицах; у католиков — также Марии, ангелам, святым и душам, пребывающим в чистилище. Молитва может быть мысленной («умной») и устной. Устная молитва может быть частной или общественной.
Энциклопедия эзотеризма

МОЛИТВА — произносимое вслух или мысленное обращение человека к Богу или богам. Индивидуальный или коллективный акт. Включает: признание в грехах, просьбы, благодарность, обеты. М. есть попытка человека, чувствующего свою слабость, призвать или настроиться на высшие силы и получить от них помощь. В практиках йоги (см.) М. не используются, ибо йога не имеет объективных целей.

 
Большая советская энциклопедия

Молитва,
обращение к божеству, один из основных элементов всякого религиозного культа, создающий иллюзорное ощущение контакта верующего со сверхъестественным и психологической общности религиозной группы. Возникая из магии слова (заклинание), М. принимает вид прошения, а в дальнейшем также благодарности и славословия. Молитвенныеформы дали образец религиозной поэзии (например, псалмы), позже — некоторым жанрам фольклора (например, духовные стихи) и поэтические лирики. В античности М. была частью публичного ритуала, подчас имевшего непосредственное общественное и политическое значение; христианство ввело внутреннюю ("умную") М., получившую особое значение в мистике. Христианская теология стремится противопоставить "истинную" М., как призывающую к милости божьей, "языческим" заклинаниям, ориентированным на получение определённых благ, спасение от бедствий и пр. В религиозной жизни христианских общин имели место обе трактовки М., постоянно сохранялись оппозиции литургически-публичной и индивидуальной М., наружной и внутренней, формально-ритуальной и эмоционально-насыщенной. В истории религии борьба за ту или иную форму М. нередко была связана с соперничеством общественных течений внутри церкви.
А. П. Каждан.

Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру
Молитва.

Молитва - канонизированный текст обращения к божеству.
Религиозные культы

Автор Дуругуру
борется всеми возможными силами с
алкоголизмом, табакокурением и наркоманией
в Русскоязычном мире.


Рожденный пить любить не может,
Но о любви он размышляет тоже.