30 Лет Без Джо Дассена

Алексей Шавернёв
        Ровно 30 лет назад, 20 августа 1980 года, с экзотического острова Таити пришла печальная весть — в возрасте 41 года от сердечного приступа скоропостижно скончался популярный эстрадный певец Джо Дассен. Не стало голубоглазого красавца, являющегося для миллионов поклонников своеобразным эталоном элегантности и безукоризненного вкуса на эстраде. Джо Дассен, невзирая на отсутствие вокальных данных, обладал потрясающими харизмой и шармом, что называется, пел не голосом, а душой.

        Джозеф Айра Дассен родился 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке в семье актёра еврейского театра, в будущем известного кинорежиссёра Жюля (Джулиуса) Дассена (1911—2008) и скрипачки Беатрис Лонер-Дассен (1915—2005), родом из Венгрии, солистки оркестра Пабло Казальса. Дед Дассена по отцовской линии — Сэмюэл Дассин — иммигрировал в США из Одессы.
        Родители Джо познакомились в летней колонии рабочей еврейской молодёжи в Катстильских Горах, где Джулиус Дассен ставил одноактные пьесы, а Беатрис играла на скрипке в сопровождающем спектакли оркестре. Молодые люди влюбились друг в друга и расписались в 1932 году.
        Во время маккартисткой «охоты на ведьм» семья будущей звезды вынуждена была переехать из США в Европу. Джозеф учился в колледже Ле-Розей в Швейцарии, затем вернулся в Америку, где окончил университет в Анн-Арборе (штат Мичиган), и получил диплом этнографа. В 1958 году Жюль Дассен попросил сына записать несколько песен к фильму «Закон» с участием Джины Лолобриджиды. В 1958 году сорокапятка с этими песнями вышла на фирме грамзаписи Versailles.
        Джо Дассен перебирается во Францию. В 1964 году подруга Джо (впоследствии его первая жена) Мариз Массьера тайком от него передает пленку, где он поёт песни, аккомпанируя себе на гитаре, в звукозаписывающую компанию. Неожиданно на Дассена обращают внимание продюсеры.
          Вскоре Джо выпускает первую пластинку, а два года спустя — первый альбом, «Джо Дассен в Нью-Йорке», никакого резонанса, правда, не имевший. Лишь после пятой пластинки к Дассену приходит первый успех: появляются хиты «Dalton», «Guantanamera», «Siffler sur la colline» и «Les Champs-Elysees».
        В течение следующих десяти лет он выпускает еще целый ряд успешных песен, среди которых «Le Moustique», «Si tu t’appelles melancolie», и «Le Cafe des trois colombes». Джо Дассен становится популярен не только во Франции, но и за рубежом; он записывает песни на разных языках: на французском, английском, немецком, испанском, итальянском и греческом.
        18 января 1966 года в Париже Дассен женится на Мариз Массьера. 12 сентября 1973 года на свет появляется первый сын Дассена, Джошуа. Он родился раньше срока, сильно недоношенным, и умер через пять дней после рождения. Эта трагедия приводит к ухудшению отношений между Мариз и Джо, и в 1977 году они разводятся.               
        В 1975 году музыкальный директор певца Жак Пле замечает авторский тандем итальянцев Кутуньо — Паллавичини (композитора и паролье). Постоянные авторы текстов Дассена Клод Лёмель и Пьер Деланоэ пишут на мелодии Тото Кутуньо новые французские тексты.
       Так появляются знаменитые «Et si tu n`existais pas», «Salut» и французский хит лета 1975 года «L`ete; Indien» (фр. «Бабье лето»). За три последующих года сотрудничества Кутуньо с Джо появятся ещё 6 песен, в том числе рекордно длинная (продолжительность 12 мин) композиция «Le jardin du Luxembourg». Большинство песен Дассена на музыку Кутуньо, впрочем, являются адаптациями уже существующих итальянских композиций, записанных самим Кутуньо с его группой.
        14 января 1978 года Дассен женится на Кристин Дельво, у которой позже рождается от него двое сыновей, Жонатан и Жюльен. Известие о второй беременности Кристин пришло, когда Жонатану было всего полгода. Сразу после рождения Жюльена Дассен подаёт заявление на развод, после чего долго и безуспешно пытается отобрать детей у Кристин.   
        В конце 1970-х напряжённая семейная ситуация, плохой образ жизни и сложный график работы подкосили здоровье Джо окончательно. Дассен делает вынужденную паузу и уезжает в отпуск на Таити.
       Он искал спасения на этом райском острове, а нашел смерть. На следующий день после приезда, за обедом, Дассен неожиданно согнулся от резкой боли. Рядом с ним был его друг — Клод Лёмель. Он попробовал сделать Джо массаж сердца, но ничего не помогло. Станция «скорой помощи» находилась на другом конце острова. Знаменитый певец умер 20 августа 1980 года прямо за столом. 
       Джо Дассен был похоронен на еврейском участке «Beth Olam Mausoleum» кладбища Hollywood Forever в Лос-Анджелесе  —  некрополе звезд шоу-бизнеса.   
        Место погребения держалось в секрете вплоть до последней минуты. Возле могилы Джо не было никого, кроме раввина, Жюля Дассена, мачехи Мелины Меркури и сестер: Жюли и Ришель. Жена Джо, Кристин, не присутствовала на кладбище, поскольку юридическая тяжба по поводу опеки над детьми между ней и Джо Дассеном так и не закончилась. Дети находились где-то с бабушкой, матерью Джо, Беатрис...
       Дассен оставил у знавших его людей преимущественно положительные впечатления. По воспоминаниям программного директора RTL Моник Ле Марси, Дассен был очень обаятелен и красив, а также обладал такими качествами, как застенчивость и любезность. Не обделён был Дассен и чувством юмора, а также, по словам Ле Марси, был человеком «с огоньком». Аналитичность ума, тактичность, внимательность и скорейший переход от слов к делу были неотъемлемыми качествами Джо.
         По воспоминаниям художественного директора Жака Пле, Джо Дассен — отличный музыкант, любивший качественную работу и обладавший тонким музыкальным чутьём. В процессе записи музыки компаньоны буквально понимали друг друга с полуслова. Для подготовки к записи альбома Жак Пле слушал около 2—3 тысяч песен, из которых отбирал не более 15, которые, в свою очередь, уже прослушивал Дассен. После прослушивания Пле и Дассен начинали обсуждение услышанных композиций, что-то по ходу добавляя своё, и в то же время, придумывая аранжировки.
         Джо Дассен начинал как исполнитель фолка, противопоставлявшегося в 1960-гг. во Франции волне йе-йе. На его ранних пластинках нередко встречаются адаптации американских народных песен, а также стандартов Ледбелли, Тома Пэкстона и др. Часть песен на альбомах записана по-английски (английский — родной язык Дассена, в отличие от французского, хотя иностранный акцент на франкоязычных записях практически незаметен).         
         Основу репертуара Джо составляли каверы иностранных хитов. Но, как правило, именно в исполнении Дассена они приобрели популярность и остаются в истории поп-музыки (случай с «Les Champs-Elysees», «L'ete indien»). Однако в конце карьеры он снова делает поворот к фолку с элементами рока и работает с Тони Джо Уайтом над альбомом «Blue Country», оказавшимся для него последним.            
         Песни Дассена продолжают жить, покоряя  многочисленных слушателей неподражаемой задушевностью и теплотой. Его музыка по-прежнему обращена к людям...          
       Остаётся добавить, что оба сына Джо Дассена — музыканты.