О переброске муссонных дождей в Среднюю Азию

Владимир Шелехов
 
               

       Среднеазиатские республики гибнут от засухи --- пресной воды катастрофически недостаёт.  Как только в России находятся энтузиасты, поддерживающие идею переброски вод северных рек на юг, спонтанно реанимируются их противники. Причём в рядах последних именно те, кто много лет назад аргументировали своё неприятие идеи в посылке, что эту переброску можно осуществить именно с севера, именно за счёт применения специально выстроенных каналов и именно потому, что каналы выкопанные на территории страны с неизбежностью приведут к громадным потерям  земель, запасов полезных ископаемых, к заболачиванию и подтоплению больших, причём давно освоенных территорий. Успех Китая, который осуществил подобную идею у себя, с тем лишь отличием, что переброску вод там осуществили каналами, но с юга на север, непоказателен, поскольку гидро-геологические условия на землях России иные. Конечно, в известном смысле альтернативным может служить переброска водных масс за счёт специальных водоводов с применением труб большого диаметра, ибо как насмешку судьбы  можно сравнить динамику роста цен на пресную воду и нефть(газ),  ради переброски которой трубопроводы используют уже давно..
       В связи с обозначенными выше темами  сломано не мало копий. Здесь и сейчас я хотел бы призвать энтузиастов к анализу перспективности идеи  о переброске  вод на территорию Средней Азии не с севера, а с юга. Мощнейшие наводнения  2010 года в Индии, Пакистане, Китае особенно убедительно свидетельствуют о тех  колоссальных  объёмах  пресной воды, которые Муссоны приносят на материк с океанских просторов, неся своей неумеренностью смерть и разрушения для миллионов людей Азиатского континента,   Индокитая. Идея заключается в том, чтобы используя дождевые облака, которые муссоны выносят на материк, сопроводить над горными массивами до территорий, где выпавшие осадки послужат задачам орошения полей среднеазиатских республик. Если традиционно ставить вопрос о каналах, то сегодня это вряд ли возможно. Но, например, искусственный подогрев всего фронта дождевых туч или их же, но  на каком то его участке позволил бы одновременно и поднять тучи над вершинами горного массива (по месту «небесного перевала», выбираемого с учётом складывающейся синоптической обстановки и рельефа), и предотвратить преждевременное выпадение осадков. Они нужны, но ради них нет необходимости «тащить» тучи до земель с возделываемыми полями. Достаточно миновать водораздел, например, после которого дожди будут готовы принять высокогорные озёра или плато, которые уже по существующим или существовавшим когда то руслам рек перебросят свои новообретённые ресурсы на равнину. Протяжённость маршрута для искусственного вмешательства в перемещения дождевых туч в этом случае может быть весьма небольшой. Скептики в вопросе «подогрева» могут, конечно, найти для себя благодатную почву. Но речь в действительности идёт о космических зеркалах. Именно единожды сделанная попытка запустить такое зеркало для освещения  тех северных территорий страны, где полярная ночь поныне остаётся реальностью, закончилась банальной неудачей. Отражающая  плёнка попросту не развернулась. Дело не в том, что, имея дело с большими площадями отражающей плёнки,  техника десятилетней давности не могла справиться. С целью подогрева туч могут потребоваться и более громоздкие конструкции. Дело в решительном изменении всей технологии применения космической техники, включая и монтаж плёнок с отражательной поверхностью, и системы космического позицирования  и, наконец,  в совершенствовании техники в целом, которая располагает сегодня самолётами-беспилотниками, опытом применения мощных ультразвуковых излучателей для инициации осадков и т.д. Иначе говоря, сегодня использовать энергию солнечного излучения, которая слепо несёт  потопы населению Индокитая, можно и для того, что бы исправить такое положение дел.
               



     Конечно, вопрос сложный. Но отворачиваться сразу как от бреда неразумно. Если с полным на то основанием указать на сложившуюся уже тенденцию всеобщего для планеты роста температур, а это де не позволяет искусственно из вне подогревать ещё и облака,  то как бы ни ошибиться! Известные данные свидетельствуют, что если ежесуточное тепловое загрязнение планеты оценивается в 86 млн. кВт, то столько же тепла выделяется «вследствие лесного пожара на площади 200 га.». Известна и та роль, которую играют в преобразовании широкополосного солнечного излучения в тепловое пустынные, оголённые участки Земли, и как существенно изменяется ситуация с появлением на этих участках «ковровой»  растительности  Иначе говоря, обоснованное решение такого вопроса можно получить на уровне тех же масштабных возможностей какие,  например, обнаружило NASA, предлагая карту планеты с регионами анамально  высоких температур или подобную же карту с массированными
лесными пожарами. Тем более существенную роль здесь может сыграть «коллективный разум».