Утраченные иллюзии

Борис Гуляев-Бегом
      Откровенно говоря, в  истории  цивилизации  со  времён создания теории
научного коммунизма нашлись буквально  единицы  людей,  кого  с  полным
правом можно было бы назвать коммунистами  не по вере, а по убеждениям.
То есть те люди,  кто  по-настоящему  проникся и осознал всё гуманистичес-
кое значение наследия  Маркса и Энгельса и  никогда не принимал  и не про-
пагандировал вульгарных  толкований о коммунизме как торжестве поголов-
ного, всеобщего равенства  и  рае земном,  не заигрывал с официальной  пар-
тийной  идеологией. И дело тут  не в  том, что  теории  классиков  марксизма
трудны  для  понимания. Ум,  конечно же,  здесь  нужен,  но  не менее нужна
душа,  духовная  культура,  искреннее  желание блага  человеку. Этот духов-
ный  элемент  понимания  невероятно  раздвигает  рамки восприятия теорий,
наполняет  их  новым  смыслом. Вся драма марксизма, если можно так выра-
зиться, состоит  именно в  том, что Маркс и Энгельс были личности гениаль-
ные,  гармонично сочетавшие  в  себе умственные и душевные начала,  обла-
давшие  исключительной  духовной  свободой, оставили  в  наследие  людям
теории в надежде, что они правильно поймут их и так же правильно, сообра-
зуясь с обстоятельствами, разумно  будут  проводить  идеи в жизнь. Провод-
ники  же  идей  классиков марксизма  оказались  у  нас в стране далеко не ге-
ниальными людьми, не отличавшимися  высокой  духовной  культурой  и  не
имевшими,  к  тому  же,  необходимой  духовной  свободы,  т.к. жестко были
связаны  установившимися  догмами  и  стереотипами  наподобие  тезисов  о
классовой борьбе и неизбежном крушении капитализма. Они посчитали, что
для   построения  на  земле  коммунистического  общества  все  предпосылки
уже созрели  и  достаточно всё  это дело только организовать: сменить поли-
тическую власть,  изменить отношения собственности,  и  всё будет  так,  как
надо. Однако  попытка  упростить  марксизм, свести его к  набору примитив-
ных  догм, а  отсюда – попытка форсировать  историю, заменить  эволюцию,
диалектику  развития  революцией,  ломкой, как  мы  видим, обернулись эко-
номическим  и  политическим  кризисом. Эта попытка затормозила  развитие
нашего общества на десятилетия. Но самое страшное, что подобные взгляды
допускали и оправдывали  любое насилие. Логика  проста: всех,  кто  мешает
построению  светлого  будущего  на  земле,  надо  убирать, «сметать поганой
метлой». Преувеличенное значение насилия в истории обернулось трагедией
миллионов. Урок, незабываемый в веках.
      Но экономический  и  политический  кризис в стране никак не задел  и  не
мог задеть  коммунистических  идеалов, так как  воплощённых в жизнь  иде-
алов  не было вовсе. Политический  кризис  поразил  главным  образом  офи-
циальную  партийную  идеологию. Но партийная идеология  и  марксизм ра-
зошлись за минувшее столетие так далеко, что не  только  понять друг друга,
но  и  услышать они  просто  не  могут.  Может  быть,  сегодня,  как  никогда
ранее,  время  вернуться  к  гуманистическим  идеалам  марксизма,  стереть с
него пыль  прошедших  десятилетий, поднятую  революционными  вихрями,
ещё раз переосмыслить  наследие  классиков научного коммунизма. И в этой
связи  недавно вышедшая  книга «После  коммунизма» представляет особый
интерес. В ней собраны материалы, не предназначенные для печати, некоего
автора С.Платонова.  Книга вышла  после смерти  Платонова  (1986 г.),  и   к
изданию  её  он  никакого отношения  не имел. Однако тем  эта  книга  и  ин-
тересна.
      С.Платонова можно смело отнести  к  тем немногим людям, кого действи-
тельно справедливо называют  коммунистами  по убеждениям. В  марксизме
он увидел  и  понял самое важное, самое существенное, что не зависит от пе-
ремен в партийных идеологиях, а именно – ничто здесь нельзя  принимать за
догму, ни одно слово,  какое бы священное оно ни было, ни одно положение,
только  развитие,  только  движение. Любая  теория,  превращаясь в жесткую
схему, гибнет  и  губит вместе с собой  дело,  которому  она  служила. Жизнь
в миллионы  раз сложнее всякой  мудрёной  социальной теории. Мысль Пла-
тонова  не скована стереотипами, проникает  глубоко и видит ясно. Размыш-
ления, письма,  заметки собранные в книге, относятся к периоду с 1983 по 86
годы. Но это уже  итоги  многолетней  работы его души и ума, человека уди-
вительного, странного  и  во многом  ещё  не понятого нами, как утверждают
составители сборника.
      В сущности Платонов не открывает ничего нового в марксизме  и  не при-
бавляет  к  нему ничего. Просто он пытается  дать  нам  того Маркса, о  кото-
ром  мы  всуе  забыли  или,  что того хуже, не хотели знать. Понять Маркса –
это для Платонова стратегическая  и безотлагательная задача партии  и соци-
алистического  государства. «Мы  по-настоящему  не  осознаём, – пишет  ав-
тор, –  кто  мы  такие и где мы находимся, что должны делать, в  чём состоит
строительство  коммунизма». В этих словах Платонова заключена его исход-
ная позиция  на  пути  восхождения  к  высотам  марксовой  теории. Здесь же
он  высказывает  мысль  чрезвычайной важности, непонимание которой  нам
дорого стоило, а  именно, что коммунизм – как по своему содержанию, так и
по  масштабам  решаемой  задачи – соизмерим  отнюдь не с капитализмом, а
только со  всей  предшествующей  историей. Таким  образом,  наш  путь  ми-
нувших  десятилетий был  путём  не утрат  идеалов, а  путём  утрат иллюзий,
иллюзий  на скорое (через  несколько десятилетий) построение  коммунизма.
Главная задача, решаемая  в  ходе строительства  коммунистического общес-
тва, заключается  в овладении  производственными  отношениями, а  тем  са-
мым, в присвоении  отчуждённых производительных сил, но это присвоение
возможно  лишь  в  порядке  обратном  тому, в  котором  происходило их от-
чуждение. Проблема  отчуждения  производительных сил у нас в стране пос-
ле социалистической  революции  не  только  не облегчилась, но ещё больше
усугубилась.
      Существо проблемы отчуждения по Марксу состоит в следующем: «Соци-
альная  сила,   возникающая   благодаря  обусловленной  разделением   труда
совместной    деятельности   различных   индивидов  –  эта  социальная  сила 
вследствие  того,  что  сама  совместная  деятельность  возникает   не  добро-
вольно, а стихийно, представляется  данным  индивидам  не как их собствен-
ная объединяющая сила, а  как  некая  чуждая, вне  их стоящая власть, о про-
исхождении  и  тенденциях  развития  которой   они   ничего  не  знают;  они, 
следовательно, уже  не  могут  господствовать  над  этой  силой,  -  напротив,
последняя  проходит  теперь  ряд  собственных  фаз  и  ступеней развития, не
только не зависящих от воли и поведения людей, а наоборот, направляющих
эту волю  и  это  поведение». Разработка проблемы отчуждения, – указывает
Платонов, – историческое завещание  Маркса,  и сегодня дальнейшее промед-
ление с исполнением этого завещания смерти подобно. История отчуждения
производительных сил является лишь средством  построения  теории его пре-
одоления.
      Почему составители сборника работ С.Платонова  назвали  книгу «После
коммунизма»? А суть в следующем. Маркс разделяет  развитие человечества
на  три  эпохи: 1.  Предыстория,  эпоха  отчуждения.  2.  Эпоха  уничтожения 
частной  собственности,  эпоха  коммунизма. 3. Эпоха положительного гума-
низма, свободная  ассоциация  всесторонне развивающихся индивидов. Пре-
дыстория в этом  делении соответствует царству естественной необходимос-
ти;  эпоха  коммунизма –  царству  осознанной  необходимости;  эпоха  гума-
низма –  царству свободы. Исходя  из  этого  Платонов  пишет: «Для  любого
грамотного марксиста, знающего  закон  отрицания  отрицания, понимающе-
го, что на  коммунизме  история  не  может остановиться,  такое членение на
три  эпохи  должно  быть  вполне  естественным.  Почему же  эти прописные
истины  марксизма приходится буквально переоткрывать? Именно  из-за  иг-
норирования  этих  азов  исторического материализма, –  продолжает Плато-
нов, – и возникает  немедленно  тот  парадокс, когда материалистическое по-
нимание механизма  общественного развития  оказывается  запертым  в  гра-
ницах «предыстории», а  коммунистическая  партия, взорвав  эти  границы и
превратившись в правящую, в  результате  тут  же  становится  теоретически
безоружной,  обрекается  в  дальнейшем   экономическом  строительстве   на
ползучий  эмпиризм». Здесь  Платонов  ясно  даёт  понять,  что  устоявшиеся
догматы о коммунизме  превратились в могучий  тормоз общественного раз-
вития, и  лишь  преодолев  эти  догматы, выйдя на новый теоретический уро-
вень  понимания  целей  общественного развития,  мы  только и сможем дви-
нуться вперёд. Наша  цель  отнюдь не коммунизм,  это всего-навсего  проме-
жуточный  этап. Нужно быть  способным заглянуть дальше, за эпоху комму-
низма. Платонов с помощью Маркса заглядывает  и выдаёт нам дикие с обы-
вательской  точки  зрения  парадоксы.  Вот  один  из  них: «Сущность социа-
лизма  и  коммунизма  –  вовсе  не  «совершенствование»,  «развитие»  и  т.п.
производственных  отношений, а  их  планомерное  и  полное уничтожение».
Этот  тезис-парадокс  прямо следует  из более парадоксального тезиса Марк-
са: «Пролетарии, чтобы  отстоять  себя  как  личности,  должны  уничтожить
имеющее  место  до  настоящего  времени  условие  своего  собственного су-
ществования…, т.е.  должны  уничтожить  труд». По Марксу труд  есть лишь
выражение    человеческой   деятельности   в   рамках  отчуждения.  Развивая
мысль  Маркса,  Платонов  пишет: «Труд  есть  категория, означающая такой
вид деятельности людей, при  которой  они связаны  между собой отчуждён-
ными,  то  есть  производственными  отношениями.  Уничтожение  труда  не
означает  уничтожение всякой  деятельности во имя  основания  царства без-
дельников – напротив,  это есть  превращение  деятельности  в  подлинно че-
ловеческую,  поскольку  уничтожение  производственных  отношений  толь-
ко и открывает простор для отношений человеческих».
     Действительно, для нашего уха всё это звучит так необычно, что поначалу
испытываешь  маленький  шок. С  позиции  почтенного житейского здравого
смысла подобные положения  кажутся неприемлемыми: как же так – уничто-
жить  труд?!   уничтожить  производственные  отношения?!  Здесь Платонов
приводит  простые  и верные слова Ленина о том, что с обываетельскими по-
нятиями  нельзя браться  за  теоретические вопросы,  и  прямо подчёркивает:
«Особенность переживаемого страной  момента  такова,  что  обывательское
обращение  с  категориями  марксизма  вот-вот  может  ввергнуть нас в ката-
строфу». И ещё: «Не  потому  ли  мы  так  основательно застряли  на  месте с
превращением  наших  идей  в  реальную силу,  что дело это поручено таким
«специалистам», которые – при всех  их  субъективно-благих  побуждениях -
по самому узкоцеховому характеру  своей  подготовки и своего  стерильного
социального бытия  ничего  не  умеют и не хотят делать руками?». Платонов
здесь угодил,  что  называется, в самую  точку. Существовавшая,  к  тому же,
десятилетиями  практика  подбора  и  расстановки кадров в партийном руко-
водстве  всех  уровней  уже  сама  по себе отчуждала  наиболее умных, энер-
гичным, самостоятельных людей  и  насаждала посредственных, послушных,
лояльных  к  высшему  руководству. Они  же,  в  свою  очередь,   определяли
теоретический  уровень идеологии. То, что в марксизме отвечало требовани-
ям  текущего  дня – они высвечивали, а  то,  что не отвечало – затушевывали,
т.е. пользовались  наследием  классиков  по своему усмотрению ( по Троцко-
му:  то  как  киноэкраном,  то  как  половой  тряпкой).  Как  цельное учение –
марксизм был  не  нужен.  Пример?  Пожалуйста.  Цветущая  ныне  пышным
цветом  противоположность  между городом и деревней. А ведь судьба  этой
противоположности  была  уже  предопределена в «Манифесте коммунисти-
ческой партии» в 1848 году. Более  чем  за  семьдесят  с  лишним  лет  строи-
тельства  коммунизма  в  нашей стране  мы не только не шли к уничтожению
этой  противоположности, а  напротив,  усугубляли  её со страшной силой, и
теперь, придя  к  кризису,  спрашиваем  друг  друга:  почему  это  случилось?
Да  потому  что,  извините, наплевали  на  принципиальное положение, зане-
сённое, к  тому  же, в  перечень  мер  манифеста,  которые должен проводить
в жизнь пролетариат, завоевавший  политическое господство. Хотя здесь мо-
гут сослаться  на  объективные  причины,  на  реальности  и  прочее. Отчасти
это верно, но преступное пренебрежение подобным важным  моментом, бес-
контрольность  и  неуправляемость  процессов  в отношениях  город-деревня
именно и  привели  наше общество на грань катастрофы. И самое печальное,
что это до сих пор не осознаётся высшим  партийным  руководством. Вместо
того, чтобы  в  последние десятилетия  энергично заняться дорожным строи-
тельством, обустройством  и  развитием села, руководство занималось сселе-
нием  мелких  деревень и заботилось о выпуске  многотонных сельскохозяй-
ственных машин, доконавших окончательно сельские дороги. Горькие итоги
такой  порочной  политики  налицо: переполненные населением крупные го-
рода  с  пустыми  прилавками  магазинов с одной стоороны, с  другой – обез-
людевшие  деревни  с  зарастающими  кустарником и бурьяном некогда пло-
дородными землями. Единственное, что поможет нам выбраться из подобно-
го  положения, так  это  налаживание  и  организация  обратного  миграцион-
ного процесса  из города в деревню, освоение заброшенных земель. Но глав-
ное: земля должна  пренадлежать крестьянам, плодами своего труда они так-
же  должны  распоряжаться  сами.  Я  уже не  говорю о дорожном строитель-
стве, выпуске  малогабаритной  сельхозтехники, возвращении  на село лоша-
ди. Деревня, наконец, должна подняться с колен.
      Говоря  о главных чертах нового способа производства в коммунистичес-
кую и в посткоммунистическую эпоху, Платонов отмечает,  что «важнейшая
из  них – превращение отношений  собственности  в общественную произво-
дительную силу. Вторая  основная черта относится  к  материальной базе об-
щества,  доминирующему  типу средств  производства. Человеческий труд, а
вместе  с  тем  и  человек  как  таковой уйдут из сферы материального произ-
водства. Работающие в ней гибкие автоматизированные  средства  труда  бу-
дут компактными, децентрализованными, экологически чистыми. Мучитель-
ные сегодня  проблемы  специализации и невероятно усложнившиеся коопе-
рационные связи, вызванные  к  жизни  крупномасштабным узкоспециализи-
рованным  производством,  умрут  вместе  с  ним.  Исчезнет  усиливающееся
давление  на  социальную  сферу  громады   административно-технологичес-
ких отношений. Наконец, исчезнет проклятье отчуждённого труда».
      «Но что же составит, – спрашивает Платонов, – в этих условиях основное
содержание  человеческой  деятельности?»  И отвечает: «Человек становится 
опосредствующим  звеном  между сферой  материального  производства, ос-
новой своего существования, по отношению  к  которой он отныне выполня-
ет  только  функцию  развития, и  сферой  общественного сознания, совокуп-
ного духовного богатства общества,  являясь  одновременно его субстанцией
и субъектом».
      По Платонову, если коротко говорить, уничтожить или вытеснить то или
иное   производственное   отношение  означает  заменить  отношение  между
людьми  в  процессе   производства  отношением   между  неодушевлёнными
элементами  производительных  сил.  В  известном смысле  здесь отношения
человека и производства выступают  как отношения  художника  и  предмета
художественного  освоения.  Труд  как  художественное  творчество.  Это ли
не  мечта всякого работника?! Однако, чтобы  подобное  стало  реальностью,
должна  произойти   настоящая  производственно-технологическая   револю-
ция,  начало  которой  могут  положить  только  большие сдвиги в фундамен-
тальных  науках.  Наука  же  пока  пребывает,  благодаря  её  традиционному
консерватизму, в затянувшейся спячке. Но я  знаю, силы  уже созрели,  пере-
ворот в знаниях  уже  произошел, и нужен лишь мощный  удар,  приводящий
её в бодрствующее состояние. И он скоро прогремит.
      Сто раз прав Платонов, говоря о Марксе, что он стал первым в мире ком-
мунистом  именно потому,  что он стал первым в истории последовательным
гуманистом. Ну как  не  называть  гуманистом человека, кто мечтал  и  рабо-
тал  для  того, чтобы  превратить бремя труда в радость творчества, заменить
отношения  людей  как  субъектов  производства отношениями человечески-
ми! Марксизм  ценен и  удивителен тем, что в нём, как в маленьком зёрныш-
ке, содержится вся  будущая  история развития и становления большого рас-
тения, все будущие открытия  и  достижения человеческого гения. И ещё раз
прав  Платонов,  говоря,   что  освоение  глубинных  пластов  теоретического
наследия  марксизма  только  ещё  предстоит  совершить.
      Я понимаю, эта статья  может вызывать недоумение  и  негодование неко-
торых  людей,  тем более сегодня,  когда антикоммунизм в стране с  каждым
днём  набирает  обороты. Пусть не упрекают  меня в  том, что я подыгрываю
партийно-бюрократической системе,  пытаясь спасти её таким образом. Я не
меньше  их  презираю  мерзости  этой системы. Но единственным оружием в
борьбе с засильем партийного  идиотизма  я  считаю воскрешение истинного
марксизма,  очищение  его от  пустословия  усопших  толкователей, его  про-
паганда. Нужен свет правды, больше света.


      Декабрь 1990 г.