Не судите

Илья Рассказов
  Мало найдётся людей, которые не слышали бы этих слов: «Не судите, и не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Интересно и то, что большинство не спорят с этой мыслью и соглашаются. Только вот исполнять эту заповедь, принцип, рекомендацию мало у кого получается. Почему? Попробуем разобраться.
  У меня имеется уже достаточно богатый опыт общения с людьми на эту тему. И вывод, который я вынужден был сделать – люди и впрямь не знают, не понимают истинного смысла этих (да разве только этих) слов.
  Слово «судить» обычно понимают как «говорить что-либо плохое», «обвинять». Это первое искажение. Следует заметить, что в Евангелии не сказано «не обвиняйте». Сказано – «не судите». Есть разница? Очевидно, есть. «Судить» - значит выступать в роли судьи, задача которого – вынести приговор человеку. Но приговор может быть не только обвинительным, но и оправдательным. Поэтому «не судить» значит не только не обвинять, но и не оправдывать. То есть – вообще не затрагивать в своих высказываниях тему вынесения приговора другим людям.
  Возникает вопрос – но ведь мы часто сталкиваемся с тем, что люди поступают, на наш взгляд неправильно, ошибочно или несправедливо. И что же – безучастно смотреть на это? Не критиковать, не обличать, не указывать на то, что неправильно? Нет, не так. Просто нужно разобраться до конца, что же значит – «судить».
  Как уже было сказано, функция суда – разобраться в поступках человека и вынести приговор на основании закона – виновен человек или нет. Общественная судебная система, несмотря на все её несовершенства, устроена в принципе правильно. Сначала дело расследуется одними органами и лишь затем передаётся в суд для вынесения приговора.
  Нигде не сказано, что мы не можем расследовать, разбирать, анализировать действия как других людей, так и свои собственные. Нам запрещено лишь судить, то есть выносить приговор. Как применить это в нашей жизни, на бытовом уровне? Очень просто.
Нужно просто научиться различать и отделять действия человека от его личности. Это достаточно несложно, и если мы это поймём, то будем рассуждать и говорить только о действиях, но не о самом человеке. Обычно «суд» и выражается в применении к человеку характеристик, выраженных существительными и прилагательными.    
  Понятие «вешать ярлыки» - означает именно это. Когда мы говорим о человеке «такой-то», например – глупый, дурак, негодяй, жадный, непорядочный и так далее – мы судим. Если же мы говорим только о поступках, действиях, то даже признавая их неправильными или плохими, мы не судим, так как не касаемся самой личности человека.
  Даже не вникая в духовный смысл евангельской заповеди мы можем понять, что такой подход и такие действия во многом автоматически изменят наше отношение к миру и к людям. Дело в том, что по самой своей природе никто из людей не способен легко принимать суд в отношении себя. Об этом замечательно писал Дэйл Карнеги в своей знаменитой книге. Иными словами – никто не склонен обвинять себя в чём-либо, так же как и принимать обвинения от других. Мы часто обнаруживаем, что ошибаемся, но в тот момент, когда совершаем поступки, считаем, что поступаем правильно.
  Наверное судить самого себя – не есть плохо. Это ведёт нас к совершенству. Но судить других – вредно, неправильно и непозволительно. Это никогда не ведёт ни к чему хорошему, но наоборот – портит и разрушает отношения между людьми.
  Но как же тогда быть? Как поступать? Особенно это важно в отношении детей, которых мы, взрослые призваны воспитывать. Очень просто – следует всегда говорить только о самих поступках, о действиях. Если мы даже будем критиковать, порицать поступок человека, это не будет являться «судом». И любой человек достаточно легко принимает такую критику. Противодействие вызывает именно критика направленная лично на нас, на наше «Я». Великие педагоги знали и понимали этот принцип. Но в нашей обыденной жизни это каким-то образом замыливается, не замечается. Большинство педагогов этого не знает, что и ведёт часто к конфронтации с учениками.
  Самое правильное отношение – это пребывание в плоскости именно действий людей и доброжелательное отношение, то есть направленность внимания на улучшение этих действий, а не на то, чтобы погасить благие стремления человека.
Как много творится зла в этом отношении! Как часто «судом» гасится всякая инициатива, стремления человека, особенно ребёнка! Ведь только и слышно, как родители, воспитатели и учителя высказываются в отношении личности ребёнка негативными прилагательными и существительными. Да и между взрослыми людьми это действует так же. Кроме вреда от этого ничего нет.
  Итак, всё что нужно, чтобы «не судить», это запомнить и понять, что говорить нужно только о действиях, о поступках. И с добрым намерением устранить негативное и привить позитивное.
Следует коснуться ещё одного важного аспекта данного вопроса. Это многим может показаться неправдоподобным, но это действительно работает на все 100%. Человек, который перестаёт судить, особенно обвинять в чём-либо других людей, незаметно для себя сам перестаёт это делать. Сомневаетесь? Проверьте и убедитесь.