Отшельник

Мария Чарльз
… Сначала пространство вокруг меня было укутано белым туманом. Но я решила идти вперед. Впрочем, долго об этом не размышляла, я знала, что нужно двигаться хоть куда, в любом направлении. Ожидание на месте здесь было не уместно, да и чего ждать мне было не известно.
С каждым шагом мир становился яснее. Начали проступать очертания деревьев, кустарников. Лес, такой дремучий, как в сказках из детства, был, тем не менее, совсем не страшным.
Усталость валила с ног. Я легла на мох под деревом, удивляясь тому, с какой легкостью мне дается подобное действие, ибо мох всегда вызывал во мне некое неприятие.
- Мария, а знаешь ли ты, почему монахи и шаманы живут одни, в одиночестве? – спрашивает меня мужчина, и я понимаю, что он – хакасский шаман. Мы сидим возле костра. Только… где я все это видела…
- Да, я имею об этом представление, - бойко отвечаю я ему и радуюсь своему кругозору знаний.
- А я тебе скажу, - как будто не слышит он меня. Ну что ж, пусть говорит, - Потому что никто не должен знать об их вере, а точнее об их отношении к вере.
Что-то новенькое или глупость какая-то. Лицо у шамана знакомое, отблески огня играют в полузакрытых глазах. Он очень спокоен, сидит неподвижно, бубен лежит рядом, украшенный лентами и хвостами животных. Одежда его напоминала бы лохмотья клоуна, если бы где-нибудь она оказалась рваной. Но невозможно было разобрать, что именно на нем одето.
- Но ведь вы – шаман, - говорю я, - значит, и религия у вас – шаманизм. Конечно, одни шаманы могут быть не похожи на других…
Сколько ему лет? Совсем не определенно. Может быть, сорок, а может быть семьдесят. Здесь, ночью, возле костра все так не ясно, не понятно. Тишина, только шумит ветер… Значит, мы около леса. Я прислушалась. Издалека и как будто снизу откуда-то доносится шелест воды. Значит, не далеко река, а мы сидим в горах… Знакомое место.
- И все-таки у каждого шамана все свое, свое отношение и к своей вере, и к богам, и к обрядам, ко всему. Думаешь, это правильно? – поворачивает ко мне голову, я его точно видела когда-то.
- Я не…
- Это так и есть, это нормально. Ведь все мы разные, - шаман теперь молчит, не двигается. И смотрит на огонь.
- Да, я так и думала, - говорю я.
- Мы живем отдельно для того, чтобы нам никто не мешал, абсолютно никто, в том числе и наши собратья, шаманы и отшельники, ибо у каждого из нас свое отношение к миру, свое понимание мироустройства, свои отношения с богами. Это важно – создать личные ощущения богов, самого себя и места обитания. Только выстроив настоящие полноценные отношения с богами и с собой, можно стать свободным.
- Так все-таки можно стать свободным… - шепчу я.
И вдруг все стало расплываться, шаман, огонь, темнота ночи… Все смешалось и уплыло.
На меня смотрел мужчина преклонного возраста с длинной бородой.
- Пойдем со мной. Я знаю, ты не любишь лежать на мхе, - сказал он и протянул морщинистую руку. Рука оказалась сильной и жилистой, но теплой и мягкой.
Мы пошли по лесу. Он шагал рядом со мной, сбоку так, что я не могла его разглядеть. Кто он и что тут делает?
- Я тут живу, - ответил он мне, хотя я не спрашивала вслух, - А вот и мой дом.
Несколько мгновений спустя мы уже сидели в его хижине за пустым столом. Он находился напротив. Его звали – Иван.
- Ты мне нужна, поэтому мы встретились, - сказал он.
Интересно зачем? Не обычная ситуация. Во мне появилось чувство трепетного ожидания – чем я могу быть полезна?
- Вы тут живете? – спросила я первое, что пришло в голову, чтобы нарушить молчание.
 Иван обвел глазами комнату. Не большие круги под глазами сказали мне, что он много думает и плохо спит.
Борода с сединой касалась поверхности стола. Руки его лежали на столе. Волосы до плеч, темная одежда… Все понятно, он отшельник.
Иван посмотрел на меня глубокими, мудрыми глазами не определенного цвета и заговорил:
- У нас мало времени сегодня. Поэтому поведаю тебе не много. Скажи мне, кто такой Иисус?
Неужели он не знает?..
- Человек, обладавший необыкновенными способностями, так как был послан Богом для того, чтобы помочь людям пойти по правильному пути. Он оставил нам свои заветы, свою мудрость в Новом Завете.
- А кто такой Будда?
Я напрягла память. Так, вроде бы Будда…
- Тоже самое… Будда обладал мудростью, был послан, чтобы помочь, оставил свои заветы в Дхаммападе и других источниках. Факт его существования установлен. Удивительно, так похожи жизнеописания.
- Заметь, Мария, Будда жил раньше Иисуса.
Меня эти вопросы удивили.
- Разве ты не христианин?! Ты одет, как инок! Ты не веришь в Иисуса?!
- Верю…
- Но как же? – опешила я, - Ведь ты сам говоришь, что его не было.
- Возможно, его не было. Возможно, религия как таковая – форма власти. Возможно, любая религия – это навязанная власть, которая при помощи умелых правителей и примитивных идей впитывается с молоком матери в людей, разных цветом кожи и разрезом глаз. Возможно, религия держит ум человека в определенных и явно ограниченных рамках. Говорят, что религия – это деньги и тупик развития. Только – чему ты веришь, во что ты веришь? Ты веришь в Бога?
- Да, - не задумываясь, ответила я, - верю.
- Что такое Бог?
- Сейчас так много говорят об этом, например, что Бог – энергия или высший разум. Я уверена, что Бог – это, конечно же, все это вместе взятое, что бы о нем не говорили. У меня свое отношение к Богу, - сказала я и вспомнила хакасского шамана.
- Ты веришь – и Бог есть. Не важно, был Иисус или не был – он уже есть. Мы, простые люди, не мыслители, не власть имущие – мы создали его и увековечили. Он жив нашими молитвами, нашей верой. Он есть, потому что с истинной любовью и преданностью, чистой и сильной, мы проливали кровь за него, за нашу веру. Эта сила хранит и нас, и Иисуса.
- Так значит, это мы все создаем, мы, простые люди, и есть Боги! – воскликнула я.
- Можешь назвать себя Богом, но есть большее. Как ты большее назовешь?.. И важно ли это для чего-либо так, как важно это для тебя?
Иван замолчал. Он смотрел на стол. Я смотрела в никуда. Я знала, что имя Бога всегда важно для человека, потому что несет с собой положительные, благоприятные для тела и души эмоции, ощущения. Но дело не только в словах…
- Для чего ты живешь здесь?
- Когда-то я был священником в церкви. Но мой пытливый ум не мог уместиться в Евангелии и священных книгах. Я ушел тогда, когда понял, что религия со временем падет, что она не может идти в ногу с развитием человечества. Я понял, что религия должна измениться. Но как может она пойти на такое? А иначе ее ожидает смерть…
- Что такое общество без религии? Возможно ли это вообще?
- Нет, но возможно несоответствие, дисгармония и дисбаланс в жизни цивилизаций. Новые технологии говорят людям, что им не нужен Иисус и Будда. Наука наступает религии на пятки. Кто-то уже решил, что человек и есть Бог. Но я знаю, что такое «Я», и что такое больше, чем «Я».
- Ты думаешь, впереди нас ждет власть технологий, машин и научного познания?
- Я думаю, что если нас ждет именно это, то недолго нам осталось. Я думаю, что вся наука ничто перед божественной или абсолютной мудростью.
- Что такое – абсолютная мудрость?
Иван глубоко вздохнул.
- Великое, то, к чему нам нужно стремиться, но не для того, чтобы стать богами, а для того, чтобы создавать разумный мир.
- Но разве не Бог создал мир? Он и сейчас в нем.
- Именно поэтому я верю, что мы прибудем с Ним. Знаешь, как я люблю эту Землю? Знаешь, как я люблю эту жизнь? Но я сделаю свою миссию и с удовольствием приду к Богу, - в глазах отшельника засветилась радость, - совсем скоро.
- Подожди, ты хочешь создать новую идею?
- Я хочу, чтобы идея обнаружила себя. Веришь ли, она уже есть. Все давно подготовлено для нее, а времена торжества религии прошли. Дело в том, что без идеи мы не существуем. И она незримо витает в воздухе. Кто этого не знает? Я хочу помочь.
Взгляд Ивана стал отстраненным.
- Так удивительно наблюдать за планетой от сюда. Она не большая, одна единственная, человеческая. А люди пытаются идти в разные стороны. Планета круглая. И люди возвращаются туда, от куда уходили. Кто-то даже просит остановить Землю, словно это автобус. Они напоминают мне из далеких уроков по физике молекулы, беспорядочно движущиеся в закрытом сосуде. Знаешь, как появляется свет в лампочке?
- Не совсем… Щелкаем выключателем, по проводам бежит ток.
- Надо упорядочить движение частиц. Тогда будет свет.
- Зачем ты говоришь мне все это?! – в сердцах воскликнула я, - Все критикуя, между тем не выдвинул ни одного решения какой бы то ни было проблемы!
Я уже пыталась кричать, ибо стены начали рушиться, а дом рассыпаться. Иван витал в воздухе, желая в нем рассеяться. Но надо было договорить. Я напрягалась изо всех сил.
- Мир такой, какой он есть, а если тебе не нравится, вовсе не обязательно пророчить ему гибель религиозных идей и традиций!
Трудно открыть глаза и оказаться в своей кровати, под одеялом. Прилагаю огромные усилия, и начинает вырисовываться комната, знакомые обои на стенах, потолок, люстра…
«Моя миссия закончена» - долетает до меня голос отшельника.