аргадала

Наталья Иванова Зевгма
Предуведомление: это неготовое и незаконченное произведение, если кому-то интересно, как появляются новые кусочки, можете следить за этим у меня в ЖЖ. Я там zewgma, надо выбрать тэг "аргадала" и по нему кликнуть. Правда, будет в обратном  хронологическом порядке.

Хороша же королева, не знающая языка предков! Взять хотя бы вот это Argadala. Как перевести? Королева в изгнании? Неточно. Ее  народ живет сейчас в том же государстве, рассеянный и ассимилированный. Королева изгнанных? Да полноте, почему вообще королева… Где королевство, дворец, трон, где этот… как его… король, наконец?
Корона? Ну разве что. С натяжкой за нее могли бы сойти те металлические обломки с рубиновыми каплями, сберегаемые в надежде на встречу с придворным ювелиром. Придворный? Двор в изгнании? Двор изгнанных? Если встреча состоится, надо будет спросить, кем он себя считает в переводе на ЭТОТ язык…
«Корона» завернута в промасленную бумагу, уложена в кожаный мешочек, яйцо - в утке, утка - в зайце, как они тут говорят иногда утром по радио в детской передаче, а кончается все сундуком, вместо сундука камень из пластмассы, с рынка «Садовод», камень зарыт под корнями пальмы, дренаж, не придерешься. Подальше положишь, поближе возьмешь. Это тоже местная мудрость. В самом деле, опыт закапывания под цикламенами оказался неудачным. И хорошо, что только для цикламенов.
Приятно, конечно, развлекаться играми разума, да толку что? Ее народ, который она должна опекать и пестовать (если получится, конечно же), что он знает о языке предков и о ней, королеве? Да, все же она будет думать о себе «argadala - королева». Осанка (кстати, вверх потянулись-потянулись!), профиль, выражение лица… Главное - благо подданных… Королева. В чужой стране. Где гуманизм, демократия и все прочее. Тут и их, местным, королевам приходится больше соответствовать духу современности, чем рыцарских романов…
Королевское самообладание изменяет, вот это плохо. Все-таки в наследовании титула был смысл. Конечно, за пятнадцать лет argadala учится многому. Но заложенное в родительской семье, в первые младенческие годы, оно же никуда не девается. Вот у нее, argadala-318, прорывается не самое лучшее. К счастью, пока не на службе! Чью это вместе сварливую и истерическую интонацию она так не хотела ни вспоминать, ни повторять – а воспроизвела, как миленькая, как загипнотизированная? Да ясно чью, но сколько поколений назад это некоролевское поведение возникло в их роду? Или, по-другому, сколько поколений должно воспитываться по-королевски, чтобы новые дети не знали, до прохождения спецкурса по классовой психологии, что такие интонации в природе бывают?
С другой стороны, не просто так же взяли ее учиться на argadala. Она-то тогда, на испытаниях десятилетних, и яйцо на голове пронесла, и нитку распутала, и задачки сложные решила под оглушительный грохот модной у местных матершинной песенки, и в сказке весь междустрочник проявила, под тот же грохот, и спрятанный ключик нашла… Может, и правильным было ее младенческое воспитание. А может, род ее не такой уж и захиревший.
318-я. Значит, есть – или было – по крайней мере еще 317. И никого из них она не знает. Не знает, обязательно ли быть женщиной, чтоб тебя сделали argadala. Не знает, сколько их одновременно в стране и где найти еще хотя бы одну (одного?) – или их могилы. Зачем такая конспирация? Разделяй и властвуй, так здесь говорят, опять же – перевод. Кто властвует над argadala? Никто. Никто не отдает приказов. Приказы отдает она сама. Себе в основном. Вот как сейчас…
Если следовать местной логике, властвует, должно быть, тот, кто разделил. Тот, кто проводил испытания десятилетних Изгнанных, отбирал, устраивал особое обучение избранных, наряду с их общим образованием среди Местных – индивидуально,  с куратором – и разделял… На местные понятия  система опять же не переводится. Здесь избранных, наоборот, объединяют – чтоб, закончив обучение, они могли всегда друг друга поддержать… Или подсидеть.
Точной численности народа в изгнании никто не знает. Опять не так: argadala 318 не знает никого, кто знает. После выпускных куратор  привез ее в деревню. Обычная деревня, три с половиной семьи Изгнанных не выделялись на фоне Местных  вообще никак. На этой общине числом человек в двадцать, включая детей, и лежала обязанность по содержанию argadala 318.
Жили они трудно, плодов их земли, по их словам, едва хватало на собственное пропитание («надо ведь что-то и на рынок отвезти, надо и валютные счета на черный день пополнить, сами понимаете»).
318-я поблагодарила поселян за то, что при их поддержке она получила королевское образование, и милостиво освободила их от дальнейшей выплаты налога на королеву.  Несомненно, теперь новоиспеченная argadala прекрасно устроится в этой стране без посторонней помощи.  От местных налогов она их избавить никак не могла; но обещала поспособствовать процветанию Изгнанных при первой возможности…
До сих пор отмена «королевского» налога была единственным выгодным для народа ее действием.
Вернее, не так. Это было единственное ее популистское решение.
«Наверное, все же не стоило отменять налоги. Ведь это для их же блага… А теперь, что я могу сделать для них теперь? И отмененный налог не введешь обратно без поддержки силовых структур, вон хоть посмотреть на местных. Благотворительный фонд? Но достойно ли это королевы? И не сама же я его буду основывать в свою пользу!»
Королева убавила огонь под закипевшим супом и продолжила штопать носки.



Трудно вот так с ходу определить, кто Изгнанный, а кто – Местный, Избранный, Понаехавший… Некоторые на поверку оказываются и тем, и другим, и третьим, и четвертым, и еще каким-нибудь пятым. Куратор учил «слушать сердце», но королева предпочитает точные методы.
Все очень просто: шовинизм и местечковость – недостойны королевы.  Ее девиз, если попытаться его сформулировать, будет примерно таким: благо индивида – благо общества, благо общества – благо народа.
Возможно, если бы Изгнанные держались компактно, девиз королевы был бы другим. Но изолированные группы Изгнанных не выживают. Ярко выраженные Изгнанные не выживают тоже, на свободе, по крайней мере. Собственно, местные часто не выживают тоже. Поэтому вопрос, кого жальче, не стоит: того, кому сейчас, именно сейчас, хуже. А Изгнанный ли он… вот с классификацией по искусственным критериям у нее всегда было плохо.
Сегодня общему благу угрожала бутылка. Разбитая бутылка, ее осколки усеивали детскую площадку. Argadala  попала туда, несомненно, благодаря провидению. Никто еще не упал на острый осколок, никто не проглотил зеленое стеклышко вместо конфетки, солнечные лучи еще не добрались до  стихийно образованной стеклом и росой линзы – пожар тоже не успел начаться… Подбирая осколки, королева смиренно учила: «Осколки убрать надо, а то детки напорются». Мамаши смотрели сквозь нее. Одна крикнула: «Алеша, не напорись на осколок!» Другая позвала: «Анвар, идем в другое место!» Третья все же наклонилась и подняла осколок с дорожки, на которой стояла. Еще пятеро никак не изменили ни позы, ни способа взаимодействия с окружающим миром. Одна из восьми… Двенадцать с половиной процентов. Неплохо. И надо к ней присмотреться.  Кто ее ребенок? О, какая удача. Мальчик с самосвалом! Ровесник!
- Евгений, я придумала новую игру! Мы саперы! Мы ищем мины! Вот эти осколки – мины! Мы их увозим! Если мы их не увезем, они тут все взорвутся! И у всех будут осколочные ранения! Попы или пятки! Может быть, мальчик согласится увозить мины на самосвале? Здорово, теперь мы саперы с самосвалом! Раз у нас такой транспорт, мы успеем разминировать местность! Мальчика как зовут? Коля? Ну скажи: очень приятно, я Женя…



Теория малых дел вполне симпатичная, но лучше бы малыми делами занималась не королева, а ее подданные. Ну и местные за компанию, тем более что их больше.
Ну кем надо быть, чтоб не суметь подобрать осколка? Слепым, или безруким, или скрюченным радикулитом. А кем надо быть, чтоб не суметь решить дифур? Да просто человеком, каких большинство. Любой из этих мамашек. Интересно, хоть кто-то из них помнит, к примеру, что общего у стекла, песка  и силикатного клея?
Где же свои, где? Где те 317 хотя бы? Триста человек – заметная сила, такой толпой, если разумно все организовать, можно даже раздельный сбор мусора наладить. Один в мэрии налаживает, остальные агитируют. Из ниоткуда появится еще немного ресурса для жизни общества, а значит, и изгнанного народа в нем. Триста, ну десять хотя бы, и чтоб они меня знали! Я не могу в одиночку сдвинуть эту косную аморфную массу…

--------------------------------__________________________


Сын королевы – конечно, принц. Испытания десятилетних пока далеко, будем воспитывать на всякий случай принца, чтобы не пришлось переучивать.
Ближайшая задача – с утра на занятия. Выход в свет Принца должен быть безупречен. Никаких мятых рубашек с болтающимися пуговицами. Никаких растянутых свитеров в катышках и линялых футболок. Никаких рваных или разных носков. Никаких грязных трусов и нечищеных ботинок (а также ушей и зубов). Некоторые из Изгнанных частенько грешат кое-чем из перечисленного и даже бравируют этим. Ничего хорошего в этом нет. У Местных есть подходящее к случаю выражение: квасной патриотизм. Принц в изгнании не должен выглядеть хуже местного простолюдина. Весь наряд должен радовать глаз колористическим решением, иначе придирчивая королева, в прошлом завсегдатай художественных выставок, не успокоится.
Та-ак, что мы имеем. Брюки от костюма, оказывается, в краске! Где умудрился только... Удастся ли спасти? Что у нас осталось из растворителей? Скипидара на донышке… И все? Ладно, куда деваться, пробуем скипидаром… Ура, действует! Отполаскивать эти штаны от соснового духа, правда, теперь неделю, проверено.
Комбинезончик с гномиками. Не наденет Принц такое и, кстати, будет прав. Но на крайний случай будем иметь в виду.
Джинсы. Пятно не отстиралось. Не пойдет.
Другие джинсы. На коленке дырка, внизу обтрепались. А, это ничего, это модно и стильно.
Или успею поставить заплатку, где-то были джинсы, которые только разрезать и осталось. Кстати, и на то пятно можно тоже заплатку, сколько можно пытаться его отстирать.
В общем, как ни крути, а шить придется. С дыркой все-таки холодно.
Носки на батарее некоторые уже высохли… подбираем пары. Вот славное занятие для развития ребенка, однако почему-то для этого ребенка непосильное. Сворачивает в пары – да, но разномастные. Получаются мягкие двухцветные мячики с ушами, одно ухо, к примеру, красное, другое синее, или как получится. Жонглирует. Не получается. Кидает в стенку, загоняет под кровать… Бурно радуется, наутро оказывается совсем без носков. Зато Argadala, с ее выдающимися способностями, памятью и художественным чутьем, просто создана для решения такой задачи как подбор носков по парам. Даже когда они все черные – ну это взрослые.
Сворачивать в пары научился, однако, прогресс.
Завтра день ответственный, поэтому хорошо, что принц уже спит. Учить дальше будем на досуге.
Из всех пар ни одной целой. 10% случаев – дырка на обоих, 30% - дырка на левом, 60% - дырка на правом. Какие же осмысленнее зашивать? Отличная задачка по теории вероятности. На самом деле правильный ответ – никакие, все выкинуть и купить новые. Но ночью детские носки почему-то не продаются. Другой правильный ответ – те, у которых дырки меньше, и те, которые цветом на одну из имеющихся в наличии катушек похожи.
Вот вам и теория вероятности. Выгоднее оказывается зашить вот эти две пары из тех, в которых оба партнера с дырками. Прям как в жизни…

Кстати,  о партнере. Уж полночь близится…




Местные – конечно, не оккупанты и чаще всего не угнетатели. Но и благодетелями их не назовешь. Да и свои они только в том смысле, что «все люди братья».
В те далекие времена, когда у Местных церковь не была отделена от государства, забавно поступали амбициозные молодые люди из Избранных. Одни держались веры предков и лезли наверх внутри своей изолированной общины. В итоге к наиболее удачливым начинали прислушиваться уже все. А у кого еще местное правительство могло занять денег на большую военную компанию?
Вторые формально меняли веру предков на ту, которая была угоднее властям, недобро обзываясь выкрестами, и лезли наверх уже вне общины. История рассудила так, что, с точки зрения выживших потомков Избранных, в конце концов все это стало неважно… Но жизнь – процесс, а не результат.
В общем, две стратегии – укрепление благодаря изоляции и укрепление благодаря ассимиляции – продолжают использовать все, Изгнанные в том числе.
У Изгнанных осталось не так много своих законов. При желании они вполне успешно пользовались законами и всей государственной системой Местных. Но в случаях неоднозначных пространство для маневра выходило побольше…
Брачный обряд Королевы был вполне легитимен с точки зрения Изгнанных (куратор подтвердил), хотя с точки зрения Местных оставался широкий простор для толкований. Впрочем, это мелкого карьериста должно интересовать, как там его истолковывает большинство. Королеве Изгнанных – и отчитываться перед Местными? Да только при угрозе серьезных неприятностей!
У теперешних местных, в век гуманизма, феминизма и демократии, как-то даже неприлично интересоваться у людей, с кем они спят, а с кем у них совместные дети – разве что сами расскажут. Законспирированная королева Изгнанных – не исключение.
А из идей, внушенных на Обучении, была и такая, что мудрость argadala раскрывается с наступлением материнства – и что-то про связь с землей.
Ну правильно. Разве сейчас она бы отменила налоги? Нет. Значит, вот она, мудрость. Пришла. А до того была одна сообразительность да цепкость молодого ума. В сочетании с молодой восторженностью: вот, мол, и наступило время моего служения.
Носок зашит, полночь наступила, Ойка не проснулась, пора звонить… Приходится самой, да. А то потом поздно будет.