Ф. Васильев. В Крымских горах

Нина Бойко
«В крымских горах».  1873 г.

  Крым, который Васильев поначалу невзлюбил,  постепенно начинал притягивать его к себе. Страна пустынных горных плато, подоблачных просторов, трудных каменистых дорог –– Васильев открывал свой Крым, никем из художников  до него таким не увиденный.
 
Федор Александрович начал картину «В крымских горах».  Делился с  Крамским:  «Глубок, глубок смысл природы. Даже если написать картину, состоящую из одного только голубого воздуха и гор, без единого облачка».
«В крымских горах» было последним произведением, которое при жизни Васильева увидел Петербург.  Сразу с  выставки картину купил  Третьяков.
 
«Настоящая картина ни на что уже не похожа, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой. Это что-то до такой степени самобытное, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, т. е. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это –– гениально, –– написал Васильеву Крамской. ––  Понимаете ли Вы теперь, как важно для Вас самих, какая страшная ответственность Вам предстоит только оттого, что Вы поднялись почти до невозможной, гадательной высоты. Кроме того, Ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Я увидел, как надо писать.  Как писать не надо –– я давно знал…  Замечаете ли вы, что я ни слова не говорю о Ваших красках. Это потому, что их нет в картине совсем, понимаете ли, совсем. Передо мной величественный вид природы, я вижу леса, деревья, вижу облака, вижу камни, да еще не просто, а по ним ходит поэзия света, какая-то торжественная тишина, что-то глубоко задумчивое, таинственное, –– ну, кто же из смертных может видеть какую-либо  краску, какой-либо тон?  При этих условиях?..»