Ф. Васильев. Мокрый луг

Нина Бойко
«Мокрый луг».  1872 г.
   
Создав «Оттепель»,  Федор Васильев  вошел в число лучших художников России.
Совет Академии, в которой наконец начал обучаться Васильев, своим постановлением  признал его классным художником I-й  степени. Это давало право получить паспорт и быть освобожденным от воинской повинности. Но по уставу Академии надо было сдать экзамен «из наук». Этого Васильев сделать не мог: тяжело больной он, по рекомендации врачей, выехал в Ялту. Крамской хлопотал за него даже перед  президентом Академии, но великий князь Владимир Александрович не пожелал сделать исключения.

И вот –– снова унизительное  положение человека «без вида на жительство»,  погибшая мечта о командировке в Италию для лечения и усовершенствования в искусстве.
 
Жизнь в Ялте была дорогой. Работа и лечение требовали дополнительных расходов. Ссуды от Общества поощрения –– 100 рублей в месяц не хватало. К тому же на руках Васильева были мать и маленький брат. Чтобы свести концы с концами он брал частные заказы,  которые отнимали драгоценное время и подтачивали силы. Сердце тянулось к родному северу, тосковало, тоска требовала выхода. С особенной ностальгией Васильев вспоминал о болотах Петербурга. «О, болото, болото! Как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой  просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут всё, всё, если возьмут это».

Шесть картин, посвященных северной русской природе написал он в Крыму. Во всех изображена болотистая местность. Писал даже не по этюдам, по памяти, писал нервно, торопливо, постоянно жалуясь, что яркое южное солнце мешает ему работать. И рвался  домой, в Петербург!

Одну из этих картин ––  «Мокрый луг» –– Васильев прислал на конкурс Общества поощрения живописи. Картина-воспоминание. Небольшая по размеру, она  вобрала в себя, казалось, целый мир, она дышала, жила в каком-то мгновенном озарении, и все в ней было свежо, чисто и глубоко.

«Эта картина рассказала мне больше Вашего дневника. Я не мог  оторвать от нее глаз, –– писал Васильеву Крамской. –– Дождливое, местами темное полотно все же полно света, жизни, движения. Ветерок, пробежавший по воде; деревца, еще поливаемые последними каплями дождя;  русло,  начинающее уже зарастать… наконец, небо! –– со всею массою воды. «Живое,  мокрое, движущееся небо», как выразился Ге. Невозможная, варварская задача для художника!»

В те дни только и разговоров было в Петербурге, что о картине Шишкина «Сосновый бор», да о Васильевском «Мокром луге».
Конкурсная комиссия долго не знала, кому отдать предпочтение. И хотя первую премию присудили Шишкину, никто бы не усомнился в правильности решения, если бы присудили ее Васильеву. Крамской предлагал даже на сей раз учредить две первых премии, но  совет решения не отменил.

Делая огромные шаги в духовном и творческом развитии, Федор Васильев подспудно оказывал влияние и на других живописцев. Свет васильевских небес был дружно подхвачен, лучи его озарили кисти многих его собратьев. Федор Александрович  стал одним из основоположников «пейзажа настроения», стал  предтечей Куинджи и Левитана.