В. Васнецов. Снегурочка

Нина Бойко
 В 1881 году Савва Иванович Мамонтов решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Виктору Михайловичу сделать эскизы костюмов и написать декорации.

Сказку о девочке-снегурочке  Васнецов знал с детства, но лишь взрослым понял,  как много вложено в этот нехитрый  сюжет.   Начать с того, что Дед Мороз и  Николай  Чудотворец ––  одно и то же лицо.  Почитание Николы Чудотворца пережило многие столетия; простодушие русского народа перенесло на Николу черты Деда Мороза из древних славянских верований –– и так сложился единый  образ.  Сама же Снегурочка  –– это, пожалуй, одушевленная народной фантазией елочка  в зимнем  лесу, где вместо коряг –– медведи;  елочки как боярышни в  шубках и шапочках; вокруг –– избушки, снеговики, зверушки… И по этому сказочному миру  бриллиантовые  россыпи.

Но пьеса Островского ничего общего не имела с известной народной сказкой.  Здесь Снегурочка –– девушка, которую  отец Мороз, не доверяя легкомысленной матери Весне, сам воспитывает  в  лесу. Однако же слышит Снегурочка нежные песни пастушка Леля,  слышит смех парней и девушек из Берендеева посада, и любопытно ей.
 
Весна упрекает Мороза: «С людьми Снегурочке  жить надо.  Играть в горелки с подружками,  гулять с ребятами  до полуночи. А там –– полюбится один. На свете все живое должно любить!» 

Но  именно этого Мороз боится.  Полюбит дочь и сгорит в любовном огне. Уж лучше пусть остается в лесу,  играет  с белками и зайчатами, прядет  снег,  бобровою опушкой тулупчик свой и шапки обшивает...  Однако Весна настаивает, и Мороз отпускает Снегурочку. Познает Снегурочка и  человеческую тоску, и ревность, и  пламя  любви.

Виктор Михайлович долго раздумывал, сможет ли он написать декорации. Не представлял, как расстелет огромный холст в мастерской и будет малярными валиками и кистями изображать природу. Но подлинное искусство предполагает в творческой личности не только талант, а и сильный характер, без которого ничего не будет, все пройдет впустую.  Васнецов обладал тем и другим, и принялся за дело.  Написал к спектаклю четыре декорации.  Как удалось, и сам не понимал.
И вот –– поднялся занавес.  Зрители глянули, и дыхание перехватило.  Нежная зимняя лунная ночь, искры инея на сугробах, влажный ветер на деревьях…  От засыпанной снегом коряги отделилась странная фигура, и все тотчас поняли –– Леший.

Через четыре года в Частной опере Саввы Мамонтова была поставлена опера Римского-Корсакова «Снегурочка». Эскизы декораций и костюмов выполнил Васнецов. Следуя за пьесой Островского, по которой было написано либретто, он создал изумительную галерею древнего русского народа во всем его чудесном и красивом облике. Спустя полвека, художник Грабарь скажет: «Рисунки к «Снегурочке», находящиеся в Третьяковской галерее, в смысле проникновенности и чутья русского духа, не превзойдены до сих пор, несмотря на то, что целых полстолетия отделяет их от наших дней».

Постановка имела исключительный успех у московской публики. А милый образ Снегурочки  еще много лет не покидал Васнецова.  В 1899 году он  написал  картину «Снегурочка». Опушка леса, чуткая ночная тишина,  под горой  река, а за ней огни Берендеева посада. Манят Снегурочку эти огни, хочется  к людям, но…  словно чувствуя,  что ей суждено погибнуть,  не вернуться  в свои холодные   края,  она  прощается  и со снегами, и с елочками; и сама она, как елочка в пышной шубке,  украшенной  тончайшими узорами.  И столько в ней естественного, застенчивого, что…  поистине –– это образ России, жемчужины на земном пространстве, где «тысячи переливов, звуков нежных, неброских, но завораживающих настолько, что не отвести глаз».