Мастит

Любовь Югорская
     Очень жестокая форма заболевания груди. Очень сильная боль, да ещё и в  придачу температура под сорок, а тут и стирать и гладить,  купать и кормить малыша надо. Хорошо если есть кто-то рядом, кто поймет и поможет, а если одна? Но хочу сказать, что на начальных стадиях эту страшную болезнь можно вылечить буквально за считанные часы.
     Как-то привезли ко мне молоденькую мать уже из больницы. Груди деревянные, готовят к операции.
- Потерпишь?
- Да я на все готова, всё вытерплю лишь бы под нож не ложиться. Если порежут, доктор сказал молоко перегорит, а чем же я ребенка кормить буду?
- Ну держись. Можешь кричать, но только постарайся поменьше меня за руки хватать.
     В советское время роженицы лежали в больнице самое малое девять дней. Их берегли. Деток пеленали, мыли и давали молодой маме набраться сил. А самое главное женщин учили правильно сдаиваться. Сейчас же если женщина рожает не за деньги, то уже на третий день её выписывают, хоть и пупок у ребенка не заросший и мать неопытная, а то и порезанная ни сидеть ни лежать не может. Как хочешь там дома, так и живи. Сейчас тоже есть хорошие специалисты, но они в основном работают в богатых клиниках и прием к ним стоит не дешево. Кто поедет работать в маленькие городки на Север?
     После усердной молитвы я приступила к больной. Даже самое малейшее прикосновение причиняет нестерпимую боль. А спасать грудь и молоко надо. Кричали и плакали обе и девушка и её мама. Сначала из груди пошла сыворотка, потом чуть-чуть молока, а потом густой, как вареная сгущенка гной. Грудь стала мягче, боль тише, температура спала. Измученная, вся в слезах и поту девочка в изнеможении откинулась на спинку дивана. Я нагрела стакан водки, кинула туда столовую ложку сливочного масла и приготовила компресс. Потрогала, чтобы он был не слишком горячий, но и не холодный (локтем), а потом быстро положила на грудь, сверху накрыла целлофаном и хорошенько укутала.
- А что делать с ребенком? Он же кричит, кушать хочет. Мы его пока чуть сладким чаем поим.
- Пока вы доедете домой пройдет полчаса, уже можно будет покормить, а завтра снова сюда.
     С Божьей помощью на третий день роженице стало легче, а на пятый вообще вся была здорова.
     А если бы порезали? Сколько я насмотрелась исковерканных грудей. Постоянные душевные неудобства для женщины и смущение для мужа.
-//-
     Бывает, что мастит уже гнилой. Такой мастит при неумелом или несвоевременном лечении может привести даже к смерти.     В наше время жизнь женщины можно спасти операцией. Раньше, когда в поселке не было хирурга, больных женщин вертолетом вывозили в город. Долго, страшно, больно, но деваться некуда.
     Как-то раз в балочек тихонько крадучись вошел мужчина.
- У меня жена болеет.
- Приводите. Постараюсь помочь чем смогу.
- Она не встает, у неё вся грудь в нарывах. Местный фельдшер сказала, что если в ближайшее время не будет возможности вывезти её в город, то она умрет. А у нас дети.
- Хорошо. Сейчас идем.
   Приятная чеченская семья. Какие времена были хорошие. Все жили в мире и уважении. И при слове чеченец не было ни страха, ни презрения.
    С Божьей помощью я приступила к больной. То, что открылось моим глазам после снятия повязки, не поддается никакому описанию. Детки в страхе за маму, все в слезах жмутся ко мне, с надеждой заглядывая в глаза.
- Помогите, уже сил моих нет. Боль сводит меня с ума.
- Держись. Я сейчас буду просить Пресвятую Троицу, а самое главное буду просить Богородицу. Она самая скорая помощница в женских бедах. Ты полежи тихонько.
     Послушная чеченочка замерла и только тихо постанывала всё то время пока я молилась.
- Не бойся. Всё будет хорошо, дайте мне пару стареньких полотенец.
     Вот это была война за грудь молоко и жизнь женщины. Рядом в кроватке тонюсенько и очень жалобно пищал Магомедик, хотел кушать. Его мама, хоть и не первородка (он у неё уже четвертый, рожала до тех пор пока не родила мальчика), а вот так тяжело попалась болезни на крючок. Синие большие нарывы обнесли всю грудь женщины.
 Живого места не было на груди. И чтобы сдоить грудь как можно с меньшей болью мне приходилось приноравливаться и ходить вокруг женщины со всех сторон.
     С груди шло молоко, а с нарывов гной. Мы обе покрылись потом, я устала страшно, а она бедненькая стала  белая, как мел.
- На сегодня хватит. Через 10-15 минут можешь покормить сына. Завтра я опять приду.
     Мужчина по темноте проводил меня до конца болота, где мой вагончик уже был виден, поблагодарил и бегом пошагал домой.
     Пять дней я ходила к ним, а потом, когда женщине стало легче, она оставляла малыша на старших дочерей и приходила сама.
     К нарывам прикладывали мазь вишневского. Перед кормлением омывали теплой водой с мылом. И каждый день, начиная с молитвы, я сдаивала её почти полностью. Работали дней пятнадцать. Груди перестали нарывать, женщина начала высыпаться и довольно быстро поправилась.
     Перед тем как начинать сдавиваться нужно прочитать по три раза : «Отче Наш», обязательно «Богородице» и «Царю Небесный».