Василий Сталин ч. 20 1944-45г. г. Окончание

Сергей Дроздов
 Кратко остановимся  на истории с присвоением Василию генеральского звания. Это – одна из любимых тем его завистников.
На получение генеральского звания он имел право рассчитывать — согласно занимаемой должности (как командир дивизии) ещё весной 1944 года! Но прошел еще год войны, закончилась Великая Отечественная и Вторая мировая. Под хорошее настроение победителям вручали и Золотые звезды героев, особенно много вторично, и генеральские звания. А Василий все в ходил полковниках — как командир полка. В этом звании он прослужил больше четырех лет, а уж  генерал—лейтенантом авиации стал только после трех представлений. Отец дал на это согласие, уступив настойчивым ходатайствам тогдашнего министра обороны Булганина. Сталин спросил у него: «Вы что, действительно считаете, что он достоин?» Только тогда и было подписано соответствующее решение.

Окончание войны дивизия Василия Сталина встретила в Берлине. Там произошла ещё одна интересная история.
Василий Сталин, обладая великолепным чувством юмора, решил женить комполка Виталия Попкова, (того самого «Маэстро» из знаменитого кинофильма), в сердце поверженной Германии — в Берлине! И вот как это происходило: «Перед самым концом войны, — вспоминает Виталий Попков, — я был назначен командиром полка. Мы дислоцировались на аэродроме Тельтов. Как только узнали, что враг капитулировал, в полк звонит комдив Василий Сталин: „Попков, готовься! На праздник приедем всем штабом. Победу с асами будем отмечать!“
Вечером был хороший сабантуй. Поднимается Василий Сталин и говорит: «Победу празднуем, а изюминки нет. Давайте, женим командира полка. Майор, Герой Советского Союза, жених на вес золота. Кто откажется от такого?» И смотрит на нашего полкового врача, капитана медицинской службы Раису Волкову. Она была моей симпатией, и я сразу как—то внутренне согласился с предложением комдива. Но не знал ее отношения к себе.
Поднимаюсь и говорю: «Давайте спросим у Раисы: согласна ли она?» Она решилась. И загудела… уже свадьба. Салютовали автоматной, пистолетной стрельбой! 56 лет вместе прожили мы с Раисой Васильевной, вырастили детей, внуков. Так что, День Победы для меня — двойной праздник».
Забегая вперёд, надо сказать, что именно он, Виталий Иванович Попков, возглавил кампанию по реабилитации Василия Иосифовича Сталина, и в 2003 году справедливость была восстановлена. Спустя полстолетия с командира 434–го истребительного авиаполка, впоследствии 32–го гвардейского авиаполка, благодаря усилиям летчиков—ветеранов и родственников были сняты все обвинения.
Лучше всего о боевых делах Василия говорит его аттестация 1945 года:
"Аттестация
на командира 286 истребительной авиационной Нежинской Краснознаменной ордена Суворова дивизии гвардии полковника Сталина Василия Иосифовича
...Летает на самолетах: ПО-2, УТ-1, УТ-2, И-15, И-5, И-153, ЛИ-2, И-4, МИГ-3, ЛАГГ-3, ЯК-1, ЯК-7, ЯК-9, "ХАРРИКЕЙН", ИЛ-2, БОСТОН-3, ДС-3, ЛА-5, ЛА-7. Общий налет - 3145 ч. 45 мин. За время участия в Отечественной войне произвел 27 боевых вылетов, в проведенных воздушных боях сбил 2 самолета противника.
...Дивизия под командованием тов. Сталина принимала участие в боевых действиях по освобождению городов: Минск, Вильно, Лида, Гродно, Поневежье, Шауляй и Елгава, где произведено 1781 боевой самолето-вылет, проведено 30 воздушных боев, в ходе которых сбито 16 самолетов противника. Наряду с боевой работой вводился в строй молодой летный состав, не имеющий боевого опыта. С этой задачей дивизия справилась хорошо.
Сам тов. Сталин обладает хорошими организаторскими способностями, как летчик подготовлен, свой боевой опыт может передать подчиненным. В работе энергичный, инициативный, требовательный, этих же качеств добивается от подчиненных. В выполнении приказов точен.
Командующий 16 воздушной армии генерал-полковник авиации Руденко
20 июля 1945г.".
 В  должности командиром дивизии Василий и закончил войну.  После её окончании он  был назначен командиром корпуса. С 1947 года он в Москве, сначала в должности заместителя, а затем и командующего авиацией Московского военного округа.
Закончить это главу надо рассказом о том, как наши лётчики отметили свой любимый праздник День Воздушного Флота в Берлине, 18 августа 1945 года: «К своему первому после войны празднику - Дню Воздушного Флота - летчики армии - победительницы готовилась на бывших аэродромах "люфтваффе". В Потсдаме только что завершилась встреча глав союзных государств: политики разработали и приняли программу послевоенного устройства мира. И вот одна из первых дружественных встреч: на праздник к русским прикатили представители американской, английской и французской миссий.
Гостей встречали главнокомандующий Группы советских оккупационных войск в Германии маршал Г.К Жуков, член Военного совета генерал К.Ф. Телегин, командующий 16-й воздушной армией генерал С.И. Руденко. А в это время, перед демонстрацией летного мастерства, напутствовал своих пилотов комдив 286-й истребительной авиадивизии Василий Сталин. В берлинском небе предстояло работать девятке, в которую входили майоры Салахов, Трегубов, Литвиненко, Щербаков, Кошель, капитан Кобисский, старшие лейтенанты Зотов, Мороз и Колышкин. Комдиву 286-й не хотелось оплошать перед вчерашними союзниками, и он просил своих соколов - показать, на что они способены! Но прежде, прямо на летном поле, состоялся показ советской авиационной техники. Комментировать походу осмотра боевых машин комдив Сталин поручил полковнику Б.А. Морозову. Врезалась тогда в память Борису Арсентьевичу реплика маршала Чуйкова по поводу нашего штурмовика. "Эта что - броня? - спросил маршал, не то с удивлением, не то с недовольством. - А зачем? Сколько бомб можно было бы подвесить вместо нее!" Действительно, парашют бы вот тоже выкинуть из кабины летчика - еще бы одна бомба прибавилась...
После осмотра техники начали работать в воздухе группы истребителей. Они появлялись над гостевыми трибунами, выполняли лихие маневры и уходили. Вдруг по радио передали желание гостей посмотреть индивидуальный пилотаж. Кто из воздушных бойцов откажется от такого! К своему "яку" рванулся было и Василий Сталин. Но устроители праздника решили показать союзникам мастерство двух комкоров - Савицкого и Захарова.
Первым взлетел генерал Савицкий. Его проход над трибунами по цирковому эффектный - в перевернутом полете, то есть вниз головой - был встречен аплодисментами. Затем генерал выполнил каскад фигур высшего пилотажа, что зрители также оценили по достоинству. Старый шкраб умел пилотировать. Когда он заканчивал работу, с командного пункта передали:
- Первый, вам взлет!..
Эта команда относилась уже к командиру 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса генералу Захарову.
- Участник боев в небе Испании, летчик-доброволец в боях китайского народа против японских захватчиков, национальный герой Франции. Георгий Захаров! - информировал гостей диктор.
Но рев мотора появившегося истребителя заглушил и оборвал его речь. Произошло то, что не требовало никаких слов. Весь пилотаж Георгия Нефедовича Захарова зрители сопроводили не выкриками болельщиков стадиона, минуту назад адресованными Савицкому, а мертвой тишиной.
- Летчик от Бога... - произнес тогда кто-то из военачальников, и это, пожалуй, только и позволительно было сказать о работе генерала Захарова в берлинском небе.
Когда пилотаж комкора, казалось, закончился - самолет его боевым разворотом удалился от трибун, - диктор торопливо объявил:
- Внимание, внимание! Дамы и господа, товарищи, генерал Захаров пилотажную зону еще не покинул...
И тут, действительно, все увидели, как превратившаяся было в точку боевая машина ринулась вниз, затем вышла из пикирования и, прижимаясь к земле, стала на глазах расти. Летчик снизился до того, что его машина летела уже на высоте трибун, потом, резко взмахнув плоскостями, она перевернулась кабиной вниз и так продолжала снижение.
Страшно было видеть человека, повисшего на ремнях, когда под ним от ревущего мотора никла трава. Но вот в какое-то точно рассчитанное мгновение нос самолета чуть приподнялся, и тогда мощный залп бортового оружия истребителя оглушил все окрест. Трассирующие очереди снарядов ушли под углом вверх - в облака...
После импровизированного воздушного парада командование Группы советских оккупационных войск в Германии пригласило гостей на товарищеский ужин. Были приглашены, конечно, и Захаров с Савицким. На всю жизнь запомнится Георгию Нефедовичу высокая оценка его летного мастерства, которую дал в тот вечер маршал Жуков.
- Один брал нахрапом, а другой - культурой, - как бы между прочим заметил он и пожал руку генералу Захарову. А член Военного совета Телегин по-солдатски просто обнял его и предложил гостям тост:
- За русского летчика! За нашего богатыря!..
Однако парады на аэродромах не часты. А будни военного летчика и без войны - постоянная готовность к бою, преодоление стихии, себя... Помню безмятежное напутствие моего аэроклубовского инструктора перед первым самостоятельным полетом: "Жить захочешь - сядешь!" (из книги С. Грибанова «Хроника времён Василия Сталина»)

Продолжение: http://www.proza.ru/2010/08/19/305