И. Левитан. Над вечным покоем

Нина Бойко
    Ранней весной 1888 года Исаак Ильич и его поклонница Софья Кувшинникова поехали на Волгу.  Огромным водным простором предстала перед ними эта могучая река-труженица! Множество барж, пароходов и лодок бороздили ее поверхность.

Пароход, на котором  плыли Левитан и Кувшинникова, шел по излучине,   и   вдруг,   словно годами, веками поджидая Исаака Ильича,  выступила  из-за   поворота  взобравшаяся  на   холм  маленькая деревянная церковь. Чем ближе подходил пароход,  тем  явственней различалось, что она  старым стара.   Пароход   бежал    мимо,  и она как будто поворачивалась, глядя ему вслед, смиренно готовая к тому, что тот, кого она ждала, пренебрежет ею.   Но  Исаак Ильич и Софья Петровна  уже лихорадочно собирали вещи.

Плёс, –– так назывался городок, где они вышли.  Путешественников приютила  хозяйка, которая им сразу понравилась.   Плёс  тоже   понравился. Как-то удивительно хорошо тут было, и они не знали, откуда возникало ощущение счастья: от песен ли,  которые  доносились с  улицы  по вечерам и   казались  порождением Волги,  или  от  забавного   случая,  что  произошел  с Левитаном,  когда   он  за  городом писал  этюд.  День  был  праздничный,    после обедни   в церкви  женщины   возвращались в соседнюю  деревню и с любопытством останавливались возле художника: постоят, посмотрят и проходят. Но вот приплелась дряхлая  подслеповатая  старушонка.   Тоже  остановилась,   щурясь  от солнца, долго смотрела   на   Левитана   и  его   работу,  потом   истово  перекрестилась  и,  вынув из кармана  копеечку,  осторожно  положила  ее в ящик с красками.  Бог знает, какие мысли   явились у нее в тот момент,  но  Исаак  Ильич  усмотрел  в поступке нищенки  перст Божий. 
   
И  действительно,  Волга,   до    того   казавшаяся  ему  неприступной, вызывавшая  глубокое     страдание,  что  не  сможет он,  не  сумеет   выразить     бесконечную красоту ее, стала  раскрываться ему навстречу. Левитан  работал с таким рвением, словно боялся, что в этом  милом  краю побыть ему дано недолго, что он не успеет  написать все, что поражало его вокруг.    
Софья Петровна  уговорила батюшку Якова отслужить молебен в церкви –– той  самой,  что так растревожила их с Левитаном, когда подплывали к  Плёсу.  Заворковали  на  церковных карнизах  голуби,   ударил   раз, другой,   словно   откашливаясь   после   долгого  молчания,  колокол. Невесть откуда взялись  три   древние старушки,  крестившиеся   двуперстием…  Левитан  был в  сильном   волнении  и  попросил Софью Петровну показать, как  и   куда  ставят свечи.   
Вспыхнули  огоньки.  Никогда еще Левитан  не чувствовал такое божественное  нечто,  разлитое во всем и непостижимое разуму.  Из   темноты,     дотоле     скрывавшей иконостас,   выступили   строгие  и добрые лики святых, они словно бы испытующе вглядывались   в  художника. И  как будто  даль –– времени прожитого здесь людьми, их суровых  забот и тайных упований –– замаячила тогда перед  глазами  Исаака Ильича.

Побывав в церкви, растрогавшись до слез молитвой,  которую назвал  мировой  («Не  православная  и  не  другая  какая  молитва, это мировая молитва…»),  Левитан страстно потянулся к цельности, естественности и богатству духовной жизни, очищенной  от   мелких житейских сует.  Он начал картину «Над вечным покоем».
Несколько лет он работал над ней по заготовленным в Плёсе этюдам. И когда она  появилась на выставке,  это  был   образ   вечно  земной  красоты,  вечного  порыва  духа.  Исаак Ильич и прежде говорил,    что  красоте,  разлитой  в  природе, можно молиться как Богу и просить  у   нее  вдохновения и  веры в себя, но здесь  эта мысль   была   выражена   особенно   сильно,   и    к    ней добавилось новое ––  почувствованная   художником зыбкость и кратковременность    бытия,  что  эту кратковременность   всегда  надо  помнить и не размениваться  на   погремушки,  как   бы   красиво  они ни назывались: «признание», «слава»,  «избранность».
   
Картина  вызвала  много  восхищенных  толков.  Даже  те,  кто  был равнодушен к пейзажу,   смотрели с удовольствием.  А  те,  кого  в  искусстве коробили религиозные ноты, были единогласны  в  суждении, что величие этой картины как раз и заключено в  маленькой церквушке  на фоне  безбрежия и бездонности.   
«Я так несказанно счастлив! –– писал Исаак Ильич Павлу Михайловичу Третьякову, купившему  у  него   «Над вечным покоем». ––  В  этой  картине  я весь, со всей своей психикой,  со  всем  моим   содержанием,  и  мне до слез было бы больно, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание».