Cлучай в аэропорту

Елена Мельницына
    Внуковский аэропорт просто кишел людьми. Люди сидели в зале на креслах, вещах, сновали вверх и вниз между этажами. На электронном табло постоянно загорались номера рейсов, маршруты и время задержки вылетов. Перекрывая общий гул аэропорта, откуда-то грохотал хит 91-го года :"...всё бы было гладко, как всегда,но вот тёмная лошадка вырвалась вперёд...". Музыку то и дело прерывали объявления диспетчера об очередных задержках рейсов в связи с отсутствием авиатоплива.

    В зале ожидания между рядами кресел шёл невысокий, опрятно одетый мужчина, за которым семенила молодая симпатичная женщина с ребёнком на руках. Мужчина, подходя к очередному ряду заполненных людьми кресел, громко, отчётливо, с нотами страдания в голосе, рассказывал историю, начинавшуюся со слов: "люди мы не местные". Суть истории состояла в просьбе о материальной помощи для того, чтоб семья могла вернуться из Москвы домой. Я впервые слышала эту историю из уст того же мужчины ещё  три дня назад, когда, потрясённая трагизмом истории, пожертвовала этой семье практически последние свои деньги. Теперь,  вынужденно находясь несколько дней в аэропорту в ожидании задержанного рейса, с удивлением поняла, что "семья", которую я так пожалела, оказывается, просто развели меня на "бабки". " Отработали без криминала", как  говорили мошенники, с которыми мне довелось общаться впоследствии. Надо сказать, что в девяностых годах не был ещё принят Воздушный кодекс России и никакие перевозчики при задержке рейсов не обеспечивали пассажиров горячим питанием и гостиницами, так что остаться без денег и еды в бесконечной череде задерживающихся рейсов было вполне реально.

   Мне было двадцать два года. Дома меня ждал двухлетний сынуля. Полгода назад, выйдя из декрета на работу, я узнала, что меня сократили.   В одночасье из бухгалтера пединститута я превратилась в птицу свободного полёта. После тщетных попыток найти работу по специальности, я решилась занять денег и пуститься в челночный "бизнес". В первый, и как оказалось, в последний за последующие двадцать лет раз поехала в Турцию.

  Сколько нервов было вымотано в этой поездке,  даже вспоминать не хотелось. История со взяткой на молдаванской таможне, которую пришлось дать, чтоб не конфисковали провозимые через границу  доллары, конфликт с представителем турфирмы,  исчезнувшим в Болгарии вместе с собранными с "челноков" деньгами, неделя скитаний в Болгарии без знания языка, выселение из болгарского отеля -  далеко неполный список пережитых приключений. Но последней каплей был пропавший в связи с опозданием из Турции авиабилет Москва-Абакан и отсутствие билетов до Абакана. "Что, вообще нет билетов на ближайшие дни? Может,ещё раз посмотрите?" - растерянно пролепетала я.  Отойдя от кассы,я просто разревелась, отвернувшись к окну. Внутри было раздражение, бессилие, и ещё непонятно что, от чего хотелось просто разбить стекло этой кассы...
 
  Игорь, мужчина из группы, с которой я ездила в Турцию, подошёл сзади, похлопал по плечу . "Лен, ну ты как маленькая, честное слово,- негромко проговорил он мне прямо в ухо, - "Ты в паспорт положи тысячу сверх цены, и подай в окошко".
"Как тысячу, билет же всего восемьсот рублей стоит! Это ж обдираловка!" - заорала я. " Тише ты!"- теряя терпение, повысил тон Игорь - "обдираловка,а куда деваться? У перекупщиков еще дороже. Смотри, для тебя же лучше, иначе вообще будешь торчать здесь неизвестно сколько."

   После нехитрой процедуры вожделенный билет  грел облегчённый от денег карман и  душу. Мир снова начал обретать краски, несмотря на то, что можно было ещё пробыть в этом аэропорту неизвестное количество времени. На сколько задержат вылет, было известно лишь Богу да авиадиспетчеру.   

  Заняться было абсолютно нечем. Как прежде, откуда-то неслась музыка, только пел уже "Ласковый май" про белые розы. Я поправила под курткой плечики кофточки.В них во время "бизнес-тура" в целях безопасности были зашиты доллары. Но теперь там уже  ничего не шелестело . Найдя свободное место,я с облегчением плюхнулась на него. Ноги ныли, и  не верилось, что мои мытарства наконец-то подходят к концу.

  Просидев так больше двух часов и прослушав очередное объявление о задержке моего рейса, я решила пройтись. "Посмотрите за местом, пожалуйста" - попросила я соседку и поднялась. На улице свежий осенний ветерок гонял по тротуару жёлтые листья. Прохлада заставила запахнуть куртку и накинуть капюшон. Я не спеша пошла вдоль ряда киосков и лотков. Хотелось купить какую-нибудь книгу, чтоб за чтением скоротать время. Но оставшихся денег хватало максимум на какой-нибудь дешёвый журнал.

  На одном из книжных лотков продавались тонкие брошюрки. Взгляд мой упал на Евангелие от Иоанна в глянцевой обложке, на которой был изображён Иисус, несущий свой крест. Я купила Евангелие и уже повернулась, чтобы идти в аэровокзал, но услышала за спиной истошные крики и ругань.
 
  Повернувшись, я увидела пожилую женщину, торговавшую с маленького складного столика бутербродами с колбасой. На неё кричал совсем ещё молодой милиционер. Смысл его речи, преизобиловавшей ненормативной лексикой, сводился к тому, чтобы женщина убиралась с территории аэропорта вместе со своими бутербродами. Хотя вокруг женщины был целый стихийный рынок таких же торговцев ,  больше никого не выгоняли. Я подошла поближе к ругающимся. В это время милиционер вдруг пнул лёгкий столик. Бутерброды разлетелись по асфальту. Инстинктивно я подскочила к женщине и начала помогать ей собирать бутерброды. "В чём дело? По какому праву Вы портите чужое имущество?", - гневно бросила я милиционеру. "Что-о-о?-бешено взревел милиционер.- "Пройдемте, гражданочка,составим протокол об оскорблении сотрудника милиции при исполнении".
"О-о-о,-мысленно застонала я,- только этого мне сейчас и не хватало."

 "А что ты к ней-то привязался? - закричала женщина,- она разве виновата, что ты тут вымогательством занимаешься?"  "Замолкни, несчастная",- злобно зашипел на неё милиционер. Затем,повернувшись ко мне,он сказал уже более-менее  официальным тоном: "Следуйте за мной". Пока они шли в комнату милиции, находившуюся тут же, в аэропорту, я мысленно взмолилась: "Господи, если ты есть, сделай так, чтоб меня сейчас отпустили, ты же знаешь,у меня сын дома, я завтра должна отпустить няню, и если я сейчас опять опоздаю на рейс, у меня не хватит денег ещё на один билет!"

  Войдя в комнату, милиционер сел за стол и, окинув меня взглядом с ног до головы, почему-то шутливым тоном спросил: "А чё ты полезла за бабку-то впрягаться? Красивая, можно сказать, девушка , а нарушаешь общественный порядок. У нас есть постановление санэпидемнадзора о запрете торговать на территории аэропорта", - его тон был даже похож на извинения. Я ещё не успела опомниться от такой резкой перемены настроения милиционера, а он уже, примирительно улыбаясь, возвращал мне паспорт: "на первый раз прощаю, смотри, в следующий раз не груби представителям закона".

  Слегка ошарашенная этим очередным приключением, я прошла в зал ожидания и устало опустилась в кресло. Открыла только что купленную книгу, которую чуть было не забыла в комнате милиции.

  Это евангелие напомнило мне о детстве, когда мы вместе с родителями и бабушкой жили в большом доме. Я делила комнату с бабушкой. В углу нашей комнаты висели иконы, у которых бабушка каждые утро и вечер молилась Богу. Когда я возвращалась со школы, бабушка сидела, водрузив на нос свои старые очки, у окна, и читала огромную старинную книгу - Библию. Книгу эту бабушка получила в молодости, когда выходила замуж, от своего отца, а ему она досталась от его родителей. Сколько поколений передавали эту книгу своим детям - неизвестно, но была она очень старая, с потемневшими от времени  страницами. Как-то раз, придя после школы домой,я попыталась её почитать. Но написано было там по старославянски, и я так ничего и не поняла. Тогда я решила, что когда вырасту, обязательно узнаю,о чём в этой самой Библии написано. Правда  вскоре родители развелись, и мы с мамой переехали, а бабушка умерла. А куда делась та старая Библия, я не знала. Да,честно говоря, и не интересовали меня больше подобные вопросы.

  Все эти воспоминания пронеслись в голове, пока я листала евангелие.Вот кажется интересное место:"не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить". Эти слова вдруг пронзили меня, как молния. А ведь это правда, мне ещё бабушка говорила, что душа вечна,как же я могла забыть это? Вспомнилось, как я часто молилась в детстве по пути в школу, как потом забылась эта детская вера.И как молилась полчаса назад, чтоб меня отпустил милиционер. Время, оставшееся до вылета, пронеслось быстро, хотя рейс ещё пару раз переносили. Я взахлёб читала Евангелие и понимала, что вот это то, что мне нужно.В конце книги был образец молитвы покаяния.Я мысленно помолилась, всем сердцем веря,что Бог слышит. Внутри у  всё ликовало.Хотя вокруг, казалось, ничего не изменилось: так же громыхала музыка вперемежку с объявлениями диспетчера, так же сновали люди, а в нескольких рядах от меня слышались знакомые голоса :  "люди мы не местные...".

  Когда самолёт оторвался от земли,я провалилась в сон. Во сне в моём сознании пронеслись картины авиакатостроф, наезды местной братвы-рэкетиров, квартира, заваленная турецкими шмотками, которые  не удалось продать. Но почему-то во сне я смотрела на всё это без ужаса, без страха.
  "Наш самолёт совершил посадку в аэропорту Абакана. Просьба всем
оставаться на своих местах до полной остановки двигателей. К выходу вас пригласят ,"- голос стюардессы звучал бодро и звонко. Этот голос и разбудил меня.Рядом сидел Игорь, тот самый мужчина,который помог мне купить билет. "Ты чё-то сияешь вся? Рада, что домой наконец-то вернулась?" - спросил он."Домой?"-рассеянно улыбаясь,переспросила я. - "Да, можно и так сказать...Точно, я вернулась домой."