Уже воспоминание...

Николай Колядич
Немного истории по случаю очередного юбилея.

Брест, как форпост на западной границе СССР,  хорошо помнит  конец июля 1980 года, когда в Москве – столице СССР открылись летние  Олимпийские Игры. Хорошо помнит потому, что за несколько недель до этого события через город  проехало большое количество участников этих самых Игр по новой, специально построенной к Олимпиаде, автодороге Брест – Москва.
Я был одним из многих деревенских мальчишек в одной из деревень Кобринского района, которым дорожные строители испортили множество грибных и ягодных мест, находящихся в полосе строительства новой автострады.
Ладно, с грибными местами распрощались, так в апреле - мае 1980 года еженедельно в школе всех старшеклассников собирали на беседу с ответственными товарищами из Кобрина. А ответственные товарищи методично разъясняли всем присутствующим  правила поведения при встречах с иностранцами, которые могут заехать в деревню по дороге на Олимпийские Игры.
Категорически запрещалось подпускать под любым предлогом иностранцев к колодцам (могут засыпать в колодец отравляющие вещества), при просьбе выпить воды самим зачерпнуть и принести воду. Запрещено было принимать подарки и сувениры от иностранных туристов – на случай того же заражения или  отравления. При встречах на самой автостраде во время остановок не рекомендовалось вступать в разговоры с иностранцами. Особенно запрещалось брать из их рук  газеты, журналы и другую литературу. А если кто – либо нарушит данные запреты – не миновать разбирательств в компетентных органах самому нарушителю и его родителям. А родителям ещё и неприятности на работе. Это тогда называлось промыванием мозгов.
Понятно, что тогдашнее советское руководство всерьёз опасалось всевозможных провокаций. Ещё задолго до открытия Олимпиады – 16 июня 1978 года Председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов направил в Политбюро ЦК КПСС    служебную записку «О замыслах западных спецслужб и зарубежных антисоветских организаций в связи с Олимпиадой – 80».
По мнению КГБ во время Игр в нашу тогдашнюю страну могли быть засланы террористы, эмиссары и агенты различных враждебных организаций, а также бывшие советские граждане, выдворенные или выехавшие ранее из Советского Союза.  КГБ считало, что они могут осуществлять террористические акты, массово распространять антисоветскую и клеветническую литературу.
К счастью, никто из иностранцев в деревню выпить воды не заезжал, на обочинах самой автодороги не останавливался и газеты с журналами в руки не совал. Не говоря уже о продуктах питания.
Мы мирно пасли коров в придорожных лесах и с огромным интересом наблюдали за невиданными ранее большими автофургонами с живыми лошадьми, едущими на соревнования, автомобилями с байдарками и каноэ, которые тоже ехали  на Олимпиаду. Изредка замечались  авто фургончики с диковинными велосипедами на крышах. Через месяц весь этот транспорт ехал обратно. На обочинах дороги возвышались рекламные щиты на английском языке с приглашениями на Игры. По дорогое ехало много легковых авто, которые мы видели только по телевизору. Разноцветная авто – кавалькада радовала глаза. Ведь, на наших дорогах такое было впервые.
Саму Олимпиаду дети в деревне смотрели с интересом и козыряли друг перед другом именами и фамилиями чемпионов и призёров. Я  лично заполнял собственные таблицы с чемпионами и призёрами Игр по всем видам спорта.
Особенно запомнился английский пловец Дункан Гудхью (с абсолютно лысой головой), который выступал под олимпийским флагом и завоевал несколько золотых медалей на разных дистанциях.
 Из – за международного бойкота Игр  некоторые страны не отправляли официальных делегаций в Москву и спортсмены по личной инициативе выступали от имени МОК для подтверждения своих лидирующих позиций.
А в августе 1980 года, уже после окончания Олимпийских Игр, мои родители записали меня на 2-х дневную поездку от маминой работы в Минск с экскурсиями по олимпийским и другим спортивным объектам. А ночевали мы – экскурсанты в кемпинге под Минском с красноречивым названием «Олимпийский».
Вот, такие впечатления остались у меня об историческом событии 30 – летней давности. Никогда уже не забуду.