А. Куинджи. Украинская ночь

Нина Бойко
Архип Иванович  Куинджи был очень требователен к себе: «Я высказался главным, а второстепенное, второсортное никому не нужно», –– говорил он.
 
У  Куинджи был совершенно детский взгляд на мир. Может быть, потому, что рано остался сиротой. Отец умер, когда Архипу шел шестой год. Вскоре умерла мать.  Лишившись  родного угла, Архип жил  у тетки в Мариуполе.  Грамоте обучался на медные гроши в «вольной школе» грека-учителя. Учитель  сам был едва грамотен, поэтому учение  продолжалось недолго. Архип пас гусей,  был  подручным на строительстве храма –– дорогу в жизнь пробивал себе сам. Страсть к рисованию в нем проявилась рано, и  была настолько  огромна, что он  рисовал где только мог и чем только мог!

В девятнадцать лет, подкопив небольшую сумму, поехал в Петербург поступать в Академию художеств. Не приняли, конечно.  Дважды поступал, дважды проваливал экзамен, но  никто  не слышал от него ни жалоб, ни сетований.   
Работал ретушером в фотосалоне, и  «сам-один» в своей каморке писал картины. Странная,  исключительная судьба!
Только через семь лет Архипу Куинджи разрешили посещать Академию в качестве вольнослушателя.  Проучившись три года, дойдя до натурного класса, Куинджи внезапно исчез. Даже друзья не знали, где он, пока наконец не нашли его в фотосалоне, где он заведовал фоном и позами.

Кое-как удалось вернуть его в товарищескую среду, но всё-таки жажда самостоятельности заставила Архипа Ивановича предпочесть Академии собственную каморку.

Независимо от французских импрессионистов, Куинджи изучил законы сочетания дополнительных тонов, а в области воздушной перспективы достиг высочайшего мастерства. Выношенное впечатление от природы, и затем тщательный, до педантизма, подбор тонов, стали его неизменным  приемом.
Он сам  обучил себя, сам воспитал свой дар. Скажет впоследствии: «Если художественное дарование настолько слабо, что его надо ставить под стеклянный колпак, а иначе оно погибнет, –– туда ему и дорога! Если человеку  дано  что-нибудь сделать, он сделает».
 
Куинджи не признавал никаких традиций,  опрокидывал все правила, все рецепты и делал так, как бродило у него в голове. Обладая уникальным восприятием цвета –– от насыщенных контрастных тонов до мягких, «исчезающих» полутонов –– справлялся с самыми  сложными  художественными задачам.

УКРАИНСКАЯ НОЧЬ

В 1876 году Архип Иванович представил на выставку картину «Украинская ночь», которую тотчас купил Павел Михайлович Третьяков.
Затаилась природа, тьма перемещается, будто живая;  хуторок, словно в сказке;  и светит над  этим миром яркая,  знакомая и неведомая  луна.  Настроение южной ночи было передано в совершенстве. Просто,  незатейливо, но так живо!  Души  зрителей наполнялись тихой радостью при виде картины, хотелось смотреть и смотреть на нее, руками трогать, хотелось… шагнуть в нее.
Увидев «Украинскую ночь»,   Репин воскликнул:
–– Куинджи –– гений!
–– Гений! –– эхом отозвался  Крамской. –– Не много таких насчитаешь.

Газеты писали, что этот пейзаж совершенно убивает другие пейзажи на выставке: настолько необычной и в то же время до крайности правдивой казалась картина с ее глубочайшим небом, лунным светом на стенах хат и величаво-недвижным покоем.
Российские  критики  в один голос заявили, что ничего подобного искусство еще не знало. «Не верится, что это могли сотворить обычные краски!»  «Задумываешься: не здесь ли предел для развития художника?»

Картина стала сенсацией. Начались споры вокруг творчества Куинджи. Стали звучать заявления, что так писать нельзя,  потому что это не картина, а живой момент.
Архип Иванович не вступал в полемику. Что он мог  сказать в оправдание своего   творчества? Что, живя в Петербурге, тосковал по южной неге?  Что эта тоска переродилась, в конце концов, в романтическую иллюзию, наполнив собой его жизнь и его творчество?  Что никогда не забудет ночей, проведенных с пастушкой Настей под таинственной южной луной?..  Никто этого не поймет.
С «Украинской ночи» началась зрелая пора в творчестве Куинджи.