Свои правила

Михаил Ханин 2
                Нравственное уродство и преступность
                являются результатом недостатка
                воспитания и испорченности, идущей
                с раннего детства.
                В.М.Бехтерев


-Бенч,-сказал Томас,-послушай, как я  играю на гитаре,-почти как Элвис Пресли.
-Тебе до Пресли, как отсюда пешком до Шанхая, -откликнулся отчим,-занялся бы чем-нибудь полезным вместо этого трыньканья.
-Все отцы любят своих детей, а ты нет. Ты еще ни разу не похвалил меня, а сестренку хвалишь все время.
-Потому что твоя сестра-моя дочь, а ты родился хоть и при мне, но не от меня,-недовольным тоном пояснил Бенч,-значит, ты мне пасынок. Скажи спасибо, что я кормлю и одеваю тебя, и кончай трынькать на гитаре. Мне уже надоело.
-Не кончу,-огрызнулся парень.-Это мамина квартира, а не твоя. Хочу играть и буду.
    Он еще не успел договорить фразу, а отчим, сидевший в кресле, подскочил как ужаленный и бросился к наглецу. Томас сразу  сообразил, что отчим приближается к нему не с самыми лучшими намерениями и бросился от него наутек, но тот догнал его и из-за всех сил ударил Томаса ногой в ягодицу так, что мальчишка отлетел к стене и упал, прикрыв голову руками.
-Ты не имеешь права меня бить!-срывающимся от боли голосом закричал он.-Я сообщу про тебя в социал.
-Сообщи,-равнодушно согласился отчим.-Если тебя передадут в другую семью, я плакать не стану.
   Прекратив бессмысленные пререкания, Томас встал и, потирая ушибленную ногу, пошел во двор. Он давно заприметил ватагу ребят постарше и, не пускавших его в свою компанию.
-Ты чего хромаешь, молокосос?-спросил его каланча Стен.
-Упал с небоскреба,-огрызнулся Томас.-Возьмите меня в свою компанию
-Ты куришь?-спросил Уле.
-У тебя есть сомнения?-вопросом на вопрос ответил Томас.
-Тогда дай закурить,-не отставал от него Стен.
-Я пачку сигарет оставил на пианино,-соврал Томас.
-Ты умеешь играть?-заинтересовался Уле.
-Хочешь на гитаре сбацаю,-сразу же обрадовася Томас.
-Давай,-поощрил его Стен,-если нам понравится,  примем тебя в свою компанию, хоть ты и малолетка.
    Томас сел на скамейку, поморщился от боли, некоторое время перебирал струны и подкручивал колки, настраивая гитару, затем немного посидел, опустив голову, словно прислушиваясь к ритму возникшей в голове музыки, и исполнил весь имевшийся у него репертуар, включавший популярные и джазовые мелодии. Когда он закончил, вокруг него столпились человек десять мальчишек и девчонок.
-А ты молоток,-одобрил Уле.-Покурить хочешь?
-Хочу,-не задумываясь подтвердил Томас и пренебрежительно сплюнул на землю.
-Дыми,-сказал Уле, протягивая мальчишке заженную сигарету.-Кури и играй, мы еще послушаем. Тебе хоть сейчас на сцену.
     Томас небрежным движением курильщика сунул сигарету в рот, провел пальцами по струнам и вдохнул в себя дым. Мальчишка отчаянно закашлялся и сигарета выпала у него изо рта на землю.
-Слишком крепкий табак,-определил он,-я к такому не привык.
-Привыкай,-усмехнулся Стен.-Ты, видимо, никогда не курил раньше, и нечего перед нами тюльку гнать. Не умешь-научишься. Для этого большого ума не требуется.
    Действительно, особого ума для того, чтобы научиться курить, пить алкогольные напитки и колоться анфетамином не потребовалось. Томасу не хотелось оставаться в стороне и он, чтобы показать, что он может делать все не хуже, чем остальные, старался  переплюнуть старших пацанов.
   Однажды, вколов себе изрядную дозу анфетамина, Томас, Стен и Уле пошли прогуляться. Им казалось, что они обладают чудовищной физической силой, а в душе Томаса нарастала волна агрессивности. Ему хотелось с кем-нибудь подраться, но никто не обращал внимания на тринадцатилетних подростков, и Томас рванул ручку дверцы автомобиля, припаркованного около тротуара. Ему хотелось выломать ручку, но дверь внезапно распахнулась. Он сначала оторопел от неожиданности, а потом радостно закричал:
-Ребята, тачка открыта. Давайте покатаемся.
-Как это ты?-удивился Стен.-Лихо у тебя получилось. Ты умеешь водить машину?
-Откуда?-рассмеялся Томас.-Если бы у меня был бы отец, он бы научил, а этот хмырь только орать умеет.
    Они влезли в автомобиль и обнаружили в бардачке ключ. Томас сунул его в замок зажигания, повернул, и машина заурчала. Он включил сцепление, и автомобиль рывком тронулся с места и выехал на проезжую часть, мешая проносившимся сзади нее машинам. Водители раздраженно гудели, призывая его к порядку. Томас, не обращая на них внимания, вывернул руль и машина на бешенной скорости помчалась вдоль тротуара.
-Держи левее,-посоветовал Уле.
-Не учи ученого,-буркнул Томас и, перепутав  правое с левым, крутанул руль  и врезался в высокий поребрик тротуара. От удара машина взвыла, перевалилась через поребрик и воткнулась бампером в огромный камень, оказавшийся на ее пути, ломая капот, фонари и другие выступающие части.
-Сваливаем, парни!-опомнился  первым Стен.-Выключай ее к черту, Томас!
   Но машина заглохла сама, и мальчишки, выскочив из нее, бросились врассыпную в разные стороны.
   Однажды, выпив вина, Томас расхвастался и рассказал старшим ребятам, как они с Уле и Стеном угнали машину. Он не стал вдаваться в подробности, а только сообщил, что покатавшись, они ее бросили.
-Хочешь я научу тебя водить машину и заводить ее без ключа зажигания?-словно невзначай спросил восемнадцатилетний Эрик.
-Еще бы,-чуть не задохнулся от восторга Томас,-конечно, хочу.
-Тихо!-прикрикнул на него Эрик.-Ишь, развесилился, как щенок. Не вздумай никому об этом болтать. Даже своим друзьям. Понял?
-Понял,-кивнул  Томас,-чего тут не понять?
    Томас действительно оказался очень понятливым парнем и к шестнадцати годам стал асом по угону автомобилей. Он мог буквально с закрытыми глазами завести машину, перегнать ее в укромное место и передать ожидавшим его старшим ребятам,  продававшим ее на запчасти.
   Невыносимый характер Бенча привел к тому, что мать Томаса решила с ним разойтись.  Когда супруги, разъезжаясь, стали перевозить свои вещи по разным квартирам, мать обнаружила в комнате Томаса целый склад дорогостоящих запасных частей от машин различных марок.
-Откуда у тебя это?-резко спросила она.-Даже у меня не наберется столько денег, чтобы купить такое количество деталей.
-На помойке насобирал,-нагло улыбаясь, объяснил сын.
-Не ври!-закричала она.-На помойку в масле и упаковке такие вещи не выбрасывают.
-Надо места знать,-снова усмехнулся он.
    Не сказав ему больше ни слова, мать пошла в свою комнату и позвонила в социальную контору, сообщив им, что обнаружила в комнате сына целые залежи запасных частей к автомобилю, и что она прекрасно понимает, что они ворованные, знает, что ей одной уже с таким большим парнем уже не справиться, и поэтому просит помощи в воспитании сына. 
     Социальный работник приехал с двумя полицейскими. Они произвели обыск, выяснили, с кем дружит Томас, произвели обыск в картирах Стена и Калле, а затем всех троих увезли в школу-интернат закрытого типа. Работники и учителя интерната очень хорошо относились к своим питомцам.
-Томас,-говорила София,-почему ты такой нервный? Ты же способный парень. Скоро закончишь школу. Кем ты хочешь быть?
-Вором,-не задумываясь, нахально ответил мальчишка и, увидев ее озадаченное лицо, добавил,-если не будет воров, то не будет и честных людей. Так что радуйтесь, что есть такие люди, как я.
   Однажды Томас обнаружил, что в  туалете на окне нет решетки. Томас выдернул шпингалет, открыл раму и, свесив ноги во двор, довольный собой, спрыгнул на землю. Полиция вновь вернула его в интернат, но после третьего побега  руководство интерната отказалось принять его обратно. Оказавшись на воле, он опять взялся за старое: продавал наркотики, угонял машины, воровал в магазинах, собрал группу малолеток, приносивших ему товар для реализации.
     Прошло несколько лет. Он с приятелем , сидя за столиком  около ресторана, отмечал свое восемнадцатилетие. Уже была выпита ни одна рюмка виски, и Томас чувствовал, как в нем нарастает агрессия,  желание кого-нибудь ударить. Лицо приятеля, черное, как боксерская груша, маячило перед ним, и он едва сдерживал себя, чтобы не ударить по нему бутылкой.
-Томас,-услышал он звонкий детский голос,-Томас, скажи Филиппу, чтобы вернул нам деньги. Он уже третий день не отдает. А сейчас сказал, что если я не отстану, то сбросит меня с моста. Я ведь отдал ему товар потому, что ты сказал.
-Ты молодец, Мамед,-похвалил мальчишку Томас,-ты все сделал как я сказал. Покажи, где он, я с ним поговорю.
    Они быстрым шагом вышли из ресторана и направились к мосту. Томас чувствовал, как все в нем напряглось в предвкушении разрядки.
-Вон он стоит,-спрятавшись за спину Томаса, указал Мамед пальцем на огромного верзилу, облокотившегося на перила моста и время от времени лениво сплевывавшего на воду.
    Не говоря ни слова, Томас подошел к мужчине и резко ударил его кулаком в живот.  От боли и неожиданности тот согнулся пополам и сразу  получил оглушающий удар в лицо. Он хотел прикрыть лицо руками, но Томас молотил и молотил кулаками по появившейся перед ним цели. Он не видел ничего вокруг себя, кроме белого овала мужского лица, превращавшегося на глазах в кровавое месиво. На мужчину, казалось, нашел ступор. Он совершенно не сопротивлялся, а только тихонько стонал, и его голова моталась из стороны в сторону после каждого удара. Томасу казалось, что на лице мужчины лопнула кожа и из кровавых ошметок вглядывает белая кость. Его приводило в ярость, что он никак не может нанести завершающий удар, после которого мужчина свалится на асфальт и тогда, после нескольких заключительных ударов ботинком по ребрам, можно будет наконец остановиться. Но мужчина не падал, а вцепился одной рукой в перила, мычал и безвольно раскачивался, вызывая у Томаса новые приступы безумной ярости.
-Томас, беги!-закричал Мамед-Легавые!
     Томас резко обернулся. Трое полицейских схватили его за окровавленные руки, вывернули их назад, надели наручники и повели к своей машине. Он пытался вырваться, укусил полицейского за руку, и только получив дубинкой по голове, обмяк и покорно зашагал к машине. За избиение с особой жестокостью судья приговорил его к двум годам тюрьмы.
    Тюремный психолог обратил внимание на свехагрессивность Томаса. Тот все время выискивал причину, из-за которой мог бы ударить или избить заключенных. Они покорно сносили все его выходки, потому что, хотя он был молодым уголовником, его настоящий отец слыл большим авторитетом в уголовном мире, и Томас старался заполучить такой же авторитет.
   Психолог, пытаясь докопаться до причин повышенной агрессии Томаса, пригласил его к себе и, приняв все необходимые меры безопасности, спросил:
-Ты поддерживешь отношения с отцом.
-Да,-ответил Томас,-с шестнадцати лет. Мать сказала мне, где его найти, и с тех пор мы стали часто встречаться.
-Твой отец такой же агрессивный, как ты?
    Томас неопределенно пожал плечами.
-Наверное, если его разозлить.
-Но у тебя эти приступы возникают беспричинно. Мне показалось, что ты где-то достаешь наркотики и спиртное и это оказывает на тебя отрицательное влияние.  У тебя бывали раньше такие приступы ярости, как тот, за который тебя осудили?
    Томас закрыл глаза и задумался. Словно в кино, он увидел эпизод, который яркой картинкой всплыл перед глазами.
-Мне тогда было шестнадцать лет, док,-начал он свое повествование.-Я пришел к отцу. Не помню уже, по какому случаю, но мы решили выпить. У него  еще сидел его приятель.
-Тоже молодой?-поинтересовался врач.
-Нет, такого же возраста, как отец. Мы выпили довольно много, и этот хмырь сказал, что ему пора идти. Он встал, пошел в прихожую, а я зачем-то пошел следом за ним. Я чувствовал, что он сейчас что-нибудь натворит и я смогу ему дать по роже.
-Тебе было важно узнать, что он натворит?-спросил психолог.
-Нет,-после некоторого размышления ответил Томас,-мне было важно дать ему по роже. Меня буквально распирало от этого. И вдруг я увидел, что он снял с вешалки куртки: мою и отца. Тогда я подскочил к нему и, ослепленный яростью, начал его избивать. На шум выскочил отец и тоже принялся бить его. Я месил и месил его, как пластилин. Он был толстым, и руки утопали в его жиру, что приводило меня в неописуемую ярость. Отец увидел, что его приятель захлебывается в собственной крови, и остановил меня.
-Беги,-сказал он мне,-а я вызову врача. Если он умрет,  нам достанется на орехи.
-Я убежал. Приятель отца сказал, что избил его я, а отец помогал, но я взял всю вину на себя и получил два года тюрьмы для малолеток.
-Понятно,-кивнул психолог.-А когда ты трезвый и не обдолбаный, у тебя возникает нарастающее желание кого-нибудь избить?
-Не знаю,-неопределено пожал плечами Томас,-наверное нет.
-У тебя заболевание, которое называется агрессивной сверхактивностью.
-Лечите, доктор,-усмехнулся Томас,-а то ведь я могу такого натворить, что самому страшно станет.
-Во-первых, ты не должен употреблять алкоголь, во-вторых, тебе нельзя наркоманить, а в-третьих, я тебе выпишу тебе лекарство, но в любом случае эффективность лечения будет зависеть только от тебя.
-Мне это не подходит, доктор, у меня свои правила,-сердито буркнул Томас и вышел из кабинета.
     Осидев положенный срок, Томас вышел на свободу, продолжая в течение нескольких месяцев ставшую привычной, криминальную жизнь. Он уже давно стал одним из лучших специалистов по угону автомобилей. Бывшие республики Советского Союза, ставшие независимыми государствами, требовали неограниченного количества «мерседесов». Томас воровал машину, перепродавал ее скупщику, зарабатывал на этом десять-пятнадцать тысяч и растранжиривал их до угона следующей машины.
   В этот день они вдвоем с напарником по имени Артур угнали и продали две машины. Получив деньги и купив литр водки, молодые люди пошли домой к Томасу. Опустошив  бутылки, они решили сыграть в карты на ножики. Томас сбегал на кухню и принес пять ножей разного размера: от очень длинного, похожего на шпагу, до совсем короткого, для чистки картофеля. Он аккуратно разложил их на диване, а сам сел за стол, за которым Артур уже тасовал карты. Выпитая водка мешала сосредоточиться и запомнить, какие карты уже вышли из игры. Томас проиграл и нецензурно выругался.
-Подставляй руку,-заплетающимся языком приказал Артур.
     Томас молча расстегнул пуговицу на рукаве и покорно положил обнаженную руку на стол. Артур взял самый маленький нож, немного покривлялся, делая вид, что сейчас разрежет руку.
-Ну  чего ты? Струсил?-пьяно усмехнулся Томас.-Или режь, или давай я тебе.
-С чего это ты мне?-взбеленился приятель.-Ты проиграл, ты и получай.
     Он чиркнул ножом по руке Томаса, и кровь ручьем потекла на стол. Томас взял бумажную салфетку и промокнул рану.
-Давай играть дальше,-потребовал Томас,-рано или поздно ты тоже получишь свое.
     В течении двух часов напарники с азартом играли в карты и не с меньшим азартом резали друг другу руки.
-Надо бы подкрепиться,-наконец предложил Томас,-пошли в ресторан.
    Он взял самый длинный нож, засунул его себе за пояс и направился к двери. Артур поплелся за ним. Они вошли в ресторан, сели за столик и заказали  пол-литра водки.
-У вас кровь на рукаве,-вежливо сообщил им слегка перепуганный официант.
-Вали отсюда и быстрее тащи водку,-в ярости выкрикнул Томас,-а то ты сам сейчас будешь весь в крови!
    Пока официант бегал за водкой, в ресторан зашел мужчина. Внимательно оглядев присутствующих, он подошел к столику, за которым сидели Томас и Артур.
-Привет, мужики,-обратился он сразу же к обоим,-есть серьезное дело.
-Привет, Антон,-буркнул Томас.-Мы и так после серьезного дела.
-Я потому и подошел к вам, что вы ребята серьезные,-кивнул  Антон и сел на свободный стул.
-Излагай,-сказал Артур.
-Я знаю одного идиота, который продал квартиру, а деньги понес не в банк, а домой. Завтра он собирается исправить свою ошибку, а сегодня мы можем успеть помочь ему не заниматься всякими глупостями и отдать деньги нам.
-Удачная мысль,-похвалил Томас.-Давай выпьем бутылку на троих и пошли на дело.
    Официант принес холодную бутылку водки, налил ее в две стопки и отошел от стола.
-Ты что, не видишь, что нас трое?-в бешенстве заорал Томас.-Я сейчас этой бутылкой разобью тебе башку!
-Не отвлекайся на пустяки,-остановил его Артур,-вон он уже несет третью стопку.
      Быстро разделавшись с бутылкой,  друзья помчались к станции метро и, выйдя на нужной остановке, направились к дому, где находилась их будущая жертва.
-Он живет на бельэтаже,-пояснил Антон,-у него балкон находится в метре от земли.
-Отлично,-перебил приятеля Томас.-Вы идете к нему через дверь и отвлекаете его, а я влезу через балкон, найду деньги и вернусь тем же путем.
     Они подошли к пятиэтажному дому и остановились у балкона, запрыгнуть на который не представляло никакого труда даже в пьяном состоянии.
-Этот,-подтвердил Антон.-Мы пошли звонить, а Томас, как только услышит звонок, делает свое дело.
   Антон с Артуром вошли в парадное и позвонили. Дверь открылась, и в проеме появился крупный мужчина с металлическим прутом в руках.
-Что вам надо?-заорал он.-Отвечайте.
    Артур рванулся вперед, пытаясь сбить мужчину с ног, но тот ударом кулака вышиб его за дверь, пихнул Антона железным прутом в грудь и с грохотом захлопнул перед ними дверь. В пылу схватки, он не слыхал, как Томас при помощи ножа открыл дверь балкона и вошел в квартиру. Тяжело дыша, мужчина вошел в комнату и увидел Томаса, рывшегося в бельевом шкафу. Хозяин дома бросился к нему, воинственно размахивая прутом, но Томас сделал выпад вперед, и его длинющий нож воткнулся  в подбородок противника. Страшно захрипев, тот выронил  из рук прут и неуклюже повалился на ковер. Решив, что он перерезал ему горло, Томас бросился наутек из квартиры через балкон. Приятели поджидали его на улице.
-Что случилось?-встревожился Артур.
-Похоже,  я его укокошил,-пробормотал Томас.
-Тогда бежим,-прошептал Антон, и троица бросилась к станции метро.
-Стойте!-задыхаясь от быстрого бега, выкрикнул Томас.-Если я его убил, то какого черта мы убежали? Давайте вернемся, перевернем всю квартиру, найдем деньги, а тогда уже можно и бежать.
-Действительно,-хмыкнул Артур,-чего это мы? Мертвяка испугались. Пошли обратно.
     Антон ничего не сказал, и трое подельников молча направились к тому месту, где только что был убит человек. Они не спеша влезли на балкон, открыли дверь и вошли в комнату.
-А куда труп делся?-озадачился Томас.-Он же вот тут лежал. Вон и кровь на ковре.
    Он прошел к противоположной стене и включил свет. В это время открылась дверь, в нее мгновенно ворвались несколько полицейских и направили на взломщиков пистолеты.
-Атас, парни!-закричал Томас и бросился к балкону, но и со стороны балконных дверей на них уставились дула пистолетов.
    Томас поднял руки и покорно дал надеть на них наручники.
-Откуда вы так быстро узнали?-удивился он.
-Раненный сообщил,-ответил полицейский и срочно вызвал наряд.
-У него же было перерезано горло,-не поверил Томас,-как он мог говорить?
-На его и твое счастье, ты только порезал ему кожу под подбородком. Когда вы убежали, он тут же позвонил нам. Ладно, хватит болтать, пошли. Я надеюсь, в этот раз судья засадит тебя надолго, тогда мы от тебя хоть немного отдохнем.                Судья приговорил всю троицу к трем годам лишения свободы.
    В один из дней к нему в камеру зашел его старинный приятель, с которым они несколько лет тому назад угоняли машины.
-Привет, Ролле,-обрадовался Томас.-Тебя в этот раз за что упрятали?
-Привет, Томас,-протянул ему руку Ролле.-Я завязал с этим делом и тебе советую. Я еще с десятью ребятами организовал общество, в которое предлагаю тебе вступить. Мы делаем все от нас зависящее, чтобы люди вернулись в общество, стали бы его полезными членами. Я знаю, что ты авторитет в воровском мире, ты же можешь добиться авторитета и среди обычных людей.
-Зачем мне еще чего-то добиваться,-рассмеялся Томас,-если я уже добился? Лучше ты мне по старой дружбе принеси анфетаминчика. Выйду-расчитаемся.
-Ты подумай над моими словами,-посоветовал Ролле и вышел.
      Выйдя на свободу, Томас вдруг вспомнил о своем четырехлетнем сыне и решил решил навестить его. Он поднялся на второй этаж и позвонил в дверь, на которой висела табличка «Кристина Андерсон». Она открыла дверь и, взглянув куда-то мимо Томаса, вышла на лестничную площадку.
-Куда ты?-удивился Томас.
-К сыну,-глядя в одну точку, истерично выкрикнула она.
-Где Фред?-занервничал он.
-Отобрали моего мальчика,-завыла Кристина,-это все моя мать-дура.
-При чем тут мать?-опешил Томас.
-Она позвонила в социал и сказала, что я ненормальная и не могу воспитывать ребенка.
-Ты знаешь, где сейчас находится Фред? Я немедленно заберу его.                Томас чувствовал, как в нем нарастает ненависть к теще, к матери ребенка  и к людям, которым отдали ребенка. В нем клокотала ярость из-за того, что его сына как щенка, взяли за шкирку и передали в другую семью, не посчитав нужным посоветоваться с ним. Кристина написала адрес и дрожащей от страха рукой протянула Томасу. Он схватил записку и, не прощаясь, выбежал на улицу. Быстро найдя нужный дом, он поднялся на лифте на четвертый этаж, подошел к дверям и с замиранием сердца позвонил.
-Кто там?-спросил из-за дверей женский голос.
-Отдайте моего сына!-выкрикнул Томас.-Или я сейчас разнесу двери.
-Уходите, или я вызову полицию,-раздалось из-за дверей.
     Томас со злостью ударил несколько раз по двери кулаком, потом начал бить по ней ногами, но она не поддавалась. Тогда он сбегал во двор, взял с газона огромный камень и начал им, как тараном, взламывать дверь. За этим занятием его и застала полиция. Он рычал и вырывался.
-Там мой сын!-орал он.-Отдайте мне моего ребенка!
-Успокойся,-попытался образумить его полицейский,-ты прекрасно знаешь, что нужно разрешение социальных органов, чтобы его навестить. Твои хулиганские действия приведут к тому, что тебя упрячут за решетку.
-Нашел чем пугать!-заорал Томас.-Я только что оттуда!
   Он рванулся из рук полицейского, но тот успел  схватить его за рукав куртки. Не помня себя от ярости, Томас развернулся, изо всех сил ударил сержанта кулаком в лицо и помчался вниз по лестнице, перепрыгивая через ступеньку. Полицейский упал на пол лестничной площадки без сознания, но его напарник выхватил пистолет и, бросившись в погоню за преступником, зычно закричал:
-Стой! Стрелять буду.
  Томас на секунду остановился, согнул руку в локте, выразительно приставил ее к животу и, хохотнув, помчался дальше. Обозленный полицейский выстрелил, почти не целясь. Томас на мгновение замер, будто прислушиваясь к выстрелу, на его лице медленно отпечаталось выражение боли и недоумения. Казалось, что он что-то хотел спросить, но, не дождавшись ответа, с трудом вобрал в легкие воздух, закрыл глаза, протянул вперед задрожавшие руки, сделал еще один неуверенный шаг, и  покатился вниз по леснице, гулко ударяясь головой о ступеньки.