Психосемантика метаорганизма. Каузальное тело, или

Виктор Склейнис
Каузальное тело, или высший Манас.
1.К проблеме локализации покрова Виджнянамайя.
Рассматривая структуру и функции покрова, известного как Виджнянамайя коша,  «покров премудрости», необходимо коснуться проблемы его локализации в метаорганизме человека. Поскольку данная область занимает промежуточное положение между ментальным телом с одной стороны и высшими покровами с другой, различные авторы отмечают её соотнесённость как с вышележащими, так и с нижележащими структурами. Так, в рамках теософской традиции данный покров, именуемый Манасом, рассматривается как высший аспект ментального тела, охватывающие три первых подплана ментального плана. Например, в работах А. Безант [4] каузальное, или причинное тело, рассматривается как высший аспект тела ментального, носитель смысловых образований, рассматриваемых как «тенденции». «Тенденции» каузального тела хранятся в латентном состоянии в виде «корпускул», или зародышей, способных проявляться в нижележащих планах, «прорастая» и формируя соответствующие астрально-ментальные комплексы.
Полемизируя с представителями теософской традиции, В. Данченко [9] разделяет ментальное тело на структуры, исходя из видов мышления, обеспечиваемых данными структурами. Так, в составе ментального тела выделяется рупа-манас, выполняющий функцию наглядно-образного мышления, и арупа-манас, поддерживающий мышление абстрактное. Каузальное же тело рассматривается как единое целое с вышележащим покровом виджнянамайя коша, или буддхи, проявляющим себя в нижележащих структурах в форме интуитивных озарений.
Основываясь на представлениях Шри Ауробиндо [3], выделяющего высший буддхи (разум) и низший буддхи (рассудок), В. Данченко сопоставляет с низшим буддхи тело причин (карана шарира), а с высшим буддхи – покров, имеющий название Ишвара. Различия между высшим и низшим буддхи, согласно Данченко, состоит в их функциональном назначении: Карана Шарира представляет собой совокупность познавательный структур, отражением которых в нижележащих структурах являются интуитивные озарения; Ишвара же рассматривается как совокупность   «сверхсознательных» механизмов, обеспечивающих возможность генерации данных структур.
   В теософской традиции [7] план буддхи отождествляется с покровом блаженства или Анандамайя, который, согласно В. Данченко, является вышележащим по отношению к Ишваре и характеризуется стиранием границ между субъектом и объектом и отождествлением зрящего с окружающими его процессами.
В рамках данной работы понятием «виджнянамайя коша» обозначается область, расположенная между ментальным планом с одной стороны и покровами-носителями сверхличностных смысловых образований с другой. Соответственно, данный покров сочетает в себе функции как выше- так и нижележащих структур.
2. Виджнянамайя коша: психосемантический аспект и функциональный анализ.
Тело Манаса как источник интуитивных озарений. Мышление и интуиция – 2 аспекта одного процесса. Ценности как смысловые образования. Д.А. Леонтьев и его концепция смысловой сферы. Кармическое тело. Процесс кармы как гармонизация объективного и субъективного. Э. Берн: концепция игр и сценариев. Игра как смыслообразование (семантический аспект проблемы). Расплата за игру и сценарий – кармический аспект проблемы.
Одной из функций покрова Виджнянамайя является интуитивное постижение окружающего мира. Шивайя Субрамуниясвами [14] рассматривает покров Виджнянамайя как познавательно-интуитивную оболочку, осуществляющую прямое познание. В Данченко рассматривает покров Виджнянамайя[1] как источник интуитивных озарений, проецирующихся на нижележащие структуры в форме продуктов процесса интуиции. Мыслительные процессы на уровне покрова Виджняна протекают не в форме последовательности операций, а в форме мгновенного постижения сути вещей.
В теософской традиции [] покрову Виджнянамайя поставлено в соответствие Каузальное тело, или высший Манас, рассматриваемое как высший аспект ментального плана. В качестве функции каузального тела рассматривается интуитивное познание как высшая форма интеллектуальной деятельности. Согласно А. Подводному, [] каузальное тело также рассматривается как высший аспект ментального плана и является субстратом высших интеллектуальный функций.
Характеризуя процесс интуиции как функцию каузального тела, необходимо коснуться вопроса о соотношении интуитивного познания с другими формами познавательной деятельности. И. М. Морозов [11] рассматривает процесс интуиции в широком и узком смыслах. В широком смысле интуиция представляет собой связующее звено между сознанием и бессознательным, обеспечивающее кодификацию бессознательной информации. В узком смысле под интуицией понимается форма познания, приводящая к знанию, не вытекающему из взаимодействия с внешним миром.
Алексеев, и Панин [#par1
], рассматривая процесс интуитивного познания, отмечают, что интуитивное постижение представляющее собой интеллектуальное познание сути вещей, следует отличать от автоматических реакций, которые также носят бессознательный характер. Интуитивное познание авторы рассматривают как форму познавательной деятельности, характеризующуюся непосредственным постижением сути вещей в отличие от мышления, представляющего собой логическое оперирование с понятиями.
Говоря о разграничении интуиции и «предсознательных» форм мышления, следует упомянуть Рамачараку [], отметившего, что отождествление интуитивного ума с инстинктивным является ошибкой западного мышления.
***
К формам существования значений, локализованных в области Высшего Манаса, относятся, на наш взгляд, жизненные сценарии и ценностные ориентации.
Браман Чаттерджи [] говоря о высшем Манасе как о чистом разуме, отмечает, что в отличии от Манаса низшего, осуществляющего процесс мышления в форме логических умозаключений, Высший манас «не рассуждает, но утверждает, что есть правда или неправда». Интуитивное постижение истины, осуществляемое на уровне Высшего Манаса, сопровождается чувством внутренней убеждённости, что полученное знание является истинным.
Состояние внутренней убеждённости, рассматриваемое Чаттерджи, сопоставимо, на наш взгляд, с такими смысловыми образованиями, как ценности. Д. А. Леонтьев [Ценность как междисциплинарное понятие] характеризует личностные ценности как «модель должного, определяющую направленность личности». Ценности, согласно, Д. А. Леонтьеву, существуют в виде идеалов – мысленных образцов совершенства, к которым следует стремиться как к цели деятельности. Чаттерджи, рассматривая «чувство внутренней убеждённости», отмечает, что Высший Манас «образует индивидуальность человека и может быть назван … совестью».
Рассматривая ценности в контексте учения о смысловой сфере личности, Д. А. Леонтьев определяет их как смысловые образования, находящиеся на вершине иерархии смысловых структур и выполняющие смыслооборазующую функцию по отношению к мотивам, конструктам и диспозициям.  Такой подход позволяет нам говорить о ценностях как о супраментальных образованиях, проецируемых на нижележащие структуры.
Помимо реализации процесса интуитивного познания, каузальное тело выполняет другую функцию. Данная функция определяется его «промежуточным» положением каузального тела, и может быть обозначена нами как реализация функционирования закона кармы. Содержанием покрова Виджнянайамя [Данченко; ссылки на оригинал уточнить] являются санскары – бессознательные следы прошлых действий человека,  стремящиеся к проявлению. Санскары  определяют характер индивидуального отношения к происходящему, а также характер поведения и взаимодействия с окружающими людьми.
Согласно А. Г. Свияшу [Свияш, А. Г. Разумный мир], кармическое тело является «смотрителем», корректирующим содержание структур астрального и  ментального планов в соответствии с супраментальной программой, локализованной в вышележащих покровах.
Вопрос о субстрате кармы ставится в философии джайнизма [С. Радхакришнан. Индийская философия], где в качестве носителя карм рассматривается как однородное тонкое вещество, являющееся составляющим души дживы. К этому субстрату постоянно присоединяются кармы – структуры, искажающие основные сущностные атрибуты души – бесконечное знание, блаженство и могущество. В рамках данного учения говорится о возможности «освобождения» души и возвращения ей первоначальных атрибутов путём избавления от карм. В качестве путей избавления рассматриваются аскетизм и формирование правильных воззрений.
В классических концепциях избавление от кармы отождествляется с потерей индивидуальности и слиянием с Абсолютом. В учении Упанишад закон кармы рассматривается как механизм, согласно которому каждый поступок человека, оставляя отпечаток в душе, приводит к определённым следствиям. Реализация этого закона тесным образом связана с понятием сансары – круговорота перерождений, обусловленного причинно-следственными связями. Высшей формой перерождения, согласно упанишадам, является дэваяна – единение с Брахманом, в результате которого человек разотождествляется с низшим «Я», воплощающим в себе страсти и эгоизм, и достигает состояния Ананды, или высшего блаженства.
В соответствии с ведической концепцией, карма понимается как «результат действия», причиной которого является отождествление Атмана – вечной и непреходящей души с ложным Эго. Подобное отождествление приводит к страданию, устранимому через осознание себя Душой.
В буддистской традиции [Андреев, О. А. Духовное возрождение личности через анализ мировых религий] говорится о карме как о действии, приводящем к определённым последствиям. При этом понятие «действия» включает в себя любую мысль или желание, сгенерированные невежественным сознанием, сконструированным из скандх – привязанностей сознания к стереотипам, сформированным системой взглядов общества. Эго человека рассматривается как комбинация кармически определённых факторов, объединённых «соединяющей дхармой».
Также под кармой в буддизме понимается закон, в соответствии с которым дурные действия приводят к дурными следствиям, а благие – к благим. При этом, согласно Гхошаку, кармические действия могут приводить к определённым последствиям как в данной жизни, так и в последующих инкарнациях.
Так же, как и в индуизме, в рамках буддизма ставится вопрос об освобождении от кармического процесса.
Говоря о реализации кармического процесса, необходимо упомянуть о понятии игр и сценариев, используемом в рамках трансактного анализа Э. Берна [Берн, Э. Игры, в которые играют люди.] Под играми подразумевается последовательность трансакций, разворачивающаяся в направлении определённого исхода. Сценарий представляет собой  «постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется … в раннем детстве и в основном под влиянием родителей». [Люди, которые играют в игры]
Реализация сценария, по Э. Берну,  предполагает структурирование времени и поведения согласно сценарию в течение длительного времени, в том числе на протяжении всей жизни. В процессе реализации сценария человек включается в ряд игр. При реализации игр или сценариев,  окружающие люди, объекты и явления окружающего мира наделяются определённым смыслом, соответствующим элементам игры или сценария. Осуществляя поведение согласно игре, человек движется в направлении определённого исхода, запрограммированного изначально.
Рассматривая феномен игры с позиции психологии смысла, мы можем отметить, что игры и сценарии несут смыслообразующую функцию, проявляющуюся в наделении смыслом объектов окружающего мира. Например, в процессе реализации игры «Алкоголик» окружающим субъекта людям приписываются роли  преследователя, спасителя, простака, провоцирующего на употребление спиртного и обеспечивающего выпивкой. При этом процесс игры предполагает с одной стороны реализацию субъектом определённых поведенческих моделей, а с другой стороны – формирование событий, разворачивающихся в направлении определённого исхода, предусмотренного игрой.
Рассматривая динамику развития игры, Э. Берн выделяет в ней четыре стадии. Стадия затравки связана с включением субъекта в процесс игры. Далее следует стадия действий, или реализации «сюжета» игры. В определённый момент времени происходит переключение, за которым следует расплата.
Феномен игры, описанный Э. Берном, обладает, на наш взгляд, значительным сходством с реализацией кармического процесса. Рассматривая процесс игры, мы можем выделить в нём три стадии. Первая стадия – стадия смыслообразования, на которой происходит наделение объектов окружающего мира личностным смыслом в соответствии планом игры. Затем происходит возникновение игровой ситуации, разворачивающейся в направлении определённого исхода, предполагающего наличие расплаты. При этом важно отметить, что феномен игры часто связан с возникновением ряда повторяющихся ситуаций, являющихся следствием процесса смыслообразования.
Реализация кармического процесса предполагает, как указывалось выше, предполагает порождение любым действием определённых последствий. Согласно А. Г. Свияшу, к механизмам реализации кармического процесса относится формирование повторяющихся ситуаций, предполагающих для успешного разрешения изменение поведения или убеждений. Опираясь на данный тезис, мы можем рассматривать процесс игры как проекцию структур каузального тела на ментальные структуры, следствием которой является процесс смыслообразования. Далее происходит формирование ситуации, соответствующей каузальной программе, и приводящей к тем или иным кармическим последствиям в зависимости от поведения человека в ситуации.
Сходство механизмов реализации сценариев и кармического процесса позволяет нам говорить о том, что помимо ценностей к смысловым образованиям, локализованным в области каузального плана, относятся также игры и жизненные сценарии, связанные с реализацией кармического процесса и оказывающие влияние на формирование нижележащих структур.
 
1.      Алексеев, А. , Панин, Н. Философия.
2.      Андреев, О. А. Духовное возрождение личности через анализ мировых религий
3.      Ауробиндо, Шри. Йогическая садхана.
4.      Безант, Анни. Человек и его тела.
5.      Берн, Э. Игры, в которые играют люди
6.      Берн, Э. Люди, которые играют в игры.
7.      Блаватская, Е. П. Тайная доктрина.
8.      Браман Чаттерджи. О строении человека.
9.      Данченко, В. Принципиальные вопросы общей теории чакр и тантрическая концепция тела.
10.  Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие
11.  Новейший философский словарь.
12.  Радхакришнан, С. Индийская философия
13.  Свияш, А. Г. Разумный мир.
14.  Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой