Василий Сталин ч. 19 1944-45г. г. Продолжение

Сергей Дроздов
Особенно напряженные бои разгорелись в районе Шяуляя - бои не только на земле, но и в воздухе. Вывший заместитель командира дивизии генерал-лейтенант авиации А.Ф. Семенов объяснял ту ситуацию так:
«15 августа в 6 часов 55 минут, на шяуляйский аэродром налетели четыре "фоккера". В результате в управлении дивизии и роте связи было ранено четырнадцать человек, водитель сержант Дьяченко тут же скончался от ран.
На следующий день два полка пехоты и 50-80 танков противника из района Кельмы и два полка и до 200 танков из района Куршенай перешли в наступление на Шяуляй и к исходу 17 августа начали обстрел аэродрома.
Так уж вышло: именно в это время на побывку к Василию прилетела из Москвы его жена, Галя Бурдонская. В семье потом  часто вспоминали ту их милую встречу.
...Под покровом темноты на аэродром прорвались немецкие танки. Что греха таить, вокруг поднялась страшная паника. Тогда Василий посадил в открытую автомашину жену и на полном ходу провел с бойцами политико-воспитательную беседу. "Трусы! - с солдатской откровенностью обратился комдив к своим гвардейцам, тут же - для убедительности - добавил несколько динамичных выражений, затем остановил машину и указал на жену: - Вон, смотрите, баба и та не боится!.."
Гвардейцы - народ смекалистый, понятливый. Тонкий намек Василия Иосифовича уловили и, быстренько придя в себя - кто в чем был - в кабины и по газам. А с воздуха - ну что с теми каракатицами на гусеничном ходу разговаривать!»
Стрельба, как утверждали фронтовики, лучший способ передачи мыслей на расстоянии. Истребители полковника Сталина пользовались этим довольно умело, так что они вполне доходчиво довели до немцев огорчение своего комдива: тактично ли было нарушать редкие на фронте минуты свидания молодых?..»
Вместе с дивизией В. Сталина на том аэродроме стоял и  полк торпедоносцев Балтийского флота. Высокие темпы наступления советских войск вызывали ряд трудностей со снабжением частей боеприпасами, горючим, продовольствием. База морской авиации находилась вообще далеко - в Ленинграде. Но комдив истребителей никакой бюрократии не признавал и чем мог помогал товарищам по оружию.
- На каждом столе для нас по вечерам стояла поллитра - на четверых. Играл духовой оркестр. И все наши летчики о Василии Иосифовиче отзывались хорошо, - рассказывал Алексей Егорович Скрябин, летчик прославленного 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка Краснознаменного Балтийского флота.
В ту августовскую ночь, когда танки и гитлеровская пехота навалились на аэродром, последними оставляли его командир полка торпедоносцев подполковник И.И.Борзов и комдив В.И. Сталин.
- А перед ними должен был взлетать младший лейтенант Муравьев. Вдруг на его "Бостоне" лопнуло колесо. Что делать?..
- Я тогда предложил Муравьеву пробить из пистолета другое колесо и взлетать на ободах. Все лучше, чем под гусеницами танков оказаться. Пилот согласился, сбросил уже на землю торпеду, и тут, глядим, бежит комдив Сталин. Спрашивает - в чем дело? А сам уже прикинул ситуацию и командует: "Скорей к Борзову!" Иван Иванович взял экипаж на борт, и все вместе взлетели. Последним аэродром оставил Василий Иосифович. Он взлетел за нами на своем истребителе. Ох, и бесстрашный был!“
Документы свидетельствуют, что командир дивизии В. Сталин много сил отдавал заботе о своих подчинённых, снятию с них взысканий и судимостей, своевременному награждению отличившихся.
Сохранилось его обращение к председателю военного трибунала 3-й воздушной армии:
"Представляю материал на летчика вверенного мне 32-го истребительного авиаполка лейтенанта Урюпина Евгения Ивановича.
Ходатайствую о снятии судимости с упомянутого. Тов. Урюпин за время пребывания в дивизии проявил себя смелым и отважным летчиком-истребителем и в воздушных боях с немецкими захватчиками вполне искупил совершенный им ранее проступок. 24.9.44г. Командир дивизии
полковник Сталин".
Ходатайствовал Василий и о снятии судимости с инспектора-летчика Константина Алексеевича Красавина - на его счету было уже свыше 300 боевых вылетов.
Особенно комдив заботился о поощрении своих бойцов.
«В конце августа 1944-го – после событий на минском и шяуляйском аэродромах - комдив Сталин пишет рапорт командиру 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса генералу Белецкому, сетуя на понижение уровня наград для своих лётчиков:
"Мной были Вам представлены к правительственным наградам - боевым орденам - достойные командиры и летчики: гв. старший лейтенант Боровик и гв. лейтенант Сергеев. Представляли к ордену Красного Знамени, а награждены орденом "Отечественная война" I ст. Гв. младший лейтенант Исаков представлялся к ордену Красного Знамени - награжден тоже "Отечественной войной" I ст. Гв. младшие лейтенанты Перовский, Потапович представлялись к ордену "Отечественной войны" I ст., а награждены этим орденом, но II степени.
Не понимаю, как награждать боевыми орденами? Почему мнение командира дивизии не является авторитетным по данному вопросу?.."
Писал Василий и кадровикам о задержках с наградами своих подчинённых.
Водитель роты связи рядовой Архип Костяев. Когда под Минском срочно эвакуировали штаб дивизии со всеми бумагами, знаменами, печатями, автомашин не хватило, тогда, уже под огнем вражеской пехоты, солдат подобрал какую-то трофейную машину, погрузил остатки дивизионного хозяйства и вывез все из-под удара противника. Как не наградить такого?
Или линейный надсмотрщик той же роты Алексей Капутин. Ему была поставлена задача - вынести телефон на передний край обороны и доносить оттуда о всех передвижениях противника. Капутин, несмотря на ураганный огонь, как записано в представлении на орден Красной Звезды, с честью справился с задачей: "Протянув линию связи от командного пункта комдива Сталина к среднему краю обороны, он мужественно оставался на своем посту и четко доносил о всех действиях противника, что несомненно имело решающее значение в успехе ликвидации вражеской группировки".
В какой-то момент боя старший телеграфист Ф.Л.Коканова оставалась одна на коммутаторе и под огнем противника обеспечивала связь дивизии с частями и штабом корпуса. Ее комдив представил к ордену Славы III степени.
Претензий у «кадровиков» к наградным листам всегда было много. То награды заменять примутся: этому - то, а этому - другое. То вообще откажут, мол, представление неграмотно составлено. И комдив наставляет, просит: "Тов. Крюков! Относитесь к наградным листам серьезней. В.Сталин".
И все же, самой высокой наградой летчикам были не звезды, ордена да медали, а нечто другое. Дороже всего воздушные бойцы ценили благодарность матушки-пехоты и танкистов. Высокую оценку за помощь в ликвидации прибалтийской группировки противника истребители 3-й гвардейской авиадивизии получили от командования механизированного корпуса, с которым они взаимодействовали. "Нужно особо отметить, - писал в донесении командир мехкорпуса генерал-лейтенант Обухов, - бомбардировку переправ на реке Западная Двина истребителями дивизии полковника Сталина".
Благодарность летчикам 3-й гвардейской за боевые действия в районе окруженной немецкой группировки восточнее Минска выразил и командир 1-й Смоленской истребительной противотанковой артиллерийской бригады РГК полковник Пилипенко. "Командир 3-й иад полковник Сталин, - отмечал он, - находясь на наблюдательном пункте, добился прекрасных результатов взаимодействия с артиллерией по уничтожению немецких войск... Благодарность ему от личного состава бригады за хорошую слаженность и смелость летчиков-гвардейцев и умелое руководство ими в бою!"
Существует  документ, в котором  полностью отражены результаты боевой  работы дивизии Василия Сталина:
«Совершенно секретно
Справка
О боевой работе 286–й истребительной авиационной Нежинской Краснознаменной дивизии, полевая почта 64393. Командир — гвардии полковник Василий Сталин, с 6 июля 1943 г. по 1 мая 1945 г.
За этот период дивизия произвела 18 132 самолетовылета. Общий боевой налет 19 302 часа 48 минут. При выполнении боевых задач проведено 683 воздушных боя, сбито 558 самолетов противника. Боевые потери — самолетов 263, летчиков — 118 человек. Дивизия нанесла противнику урон: уничтожено паровозов и вагонов — 115, автомашин 1008, складов боеприпасов — 31, 1351 солдат и офицеров… За операцию по разгрому гарнизона г. Берлин произведено 949 самолетовылетов, 15 воздушных боев — 17 сбитых вражеских самолетов при потере одного своего…
Начальник штаба
подполковник Пономаренко».

Продолжение: http://www.proza.ru/2010/08/18/354