Рейсы Таллин - Хельсинки.
Начиная с 197..года пассажирские лайнеры ММП начали привлекать к перевозкам на туристической линии Таллин -
Хельсинки. Всё из-за того что Эстонский лайнер "Георг Отс" одряхлел и не в силах был обеспечивать зимние перевозки
на этой линиии. В эту зимнюю навигацию был направлен из Мурманска в Таллинский порт лайнер "Мария Ермолова",вместимостью на 250 спальных пассажирских мест.
Хорошо , пришли в пассажирский порт древнего Таллина. Конечно нам северянам интересно было
побывать в этих примечательных местах - все таки разнообразнее , чем развозить вояк по точкам сурового Кольского
побережья. Наш лайнер "Мария Ермолова" был ледового класса и способен долбить довольно тонкие по сравнению с Арктическими ледовые поля Финского залива.
Обслугу из Мурманских бортпроводниц почему то заменили местными эстонскими финскоговорящими девами.
В общем, наш экипаж сильно обновился. Даже директором ресторана стал Эстонский генерал КГБ - видимо хлебная
должность была. Ну директор как директор не в форме ,но распоряжался всеми инвалютными операциями линии.Надо
моряку купить подешевке какой-нибудь инвалютный ширпотреб - обращайся к директору с нижайшей просьбой ,только он
дает добро на это.
В пику ему проводницы осуществляли наблюдение за зоной расположения кают интуристов. Команде никаких контактов с
иностранцами . При появлении, даже по делу, в зоне интуриста сразу вызов на объяснение к генералу - объясняй связь с
иностранцами.
Обычное дело досмотры многочисленных помещений и закоулков судна перед отходом в Хельсинки и приходе оттуда в
Таллин. Экипаж занимался этим и отчитывался перед пограничниками забывая о своих непоредственных обязанностях.
Интурист тоже был разный. Приходим в Таллинский порт ,проверяем шахты аварийных выходов , а они завалены пропагандийской литературой - в основном религиозной. Пограничники в мыле - не успевают уничтожать эту макулатуру. Да ещё напасть - таможенные досмотры доставали нас по полной. Два раза в сутки трясли экипаж и проверяли наличие контрабанды - на отходе в Хельсинки утром и по приходу в Таллин вечером.
Похоже на анекдот ,но находили завалявшийся рубль в одежде и сразу дело - конрабанда , списание с судна в кадры ,в Мурманск.
Другая напасть увольнения экипажа на берег по приходу в Хельсинки . Помполит озабочен как бы не прозевать контрабанду со стророны проводниц. Мурманских моряков прикрепляли к этим ушлым эстонкам с одной целью следить,
что они там в магазинах будут закупать и на какие деньги. Они общались на непонятном языке и нам были до лампочки их истинные действия - у нас свои интересы. Но сопровождать их мы были вынуждены , ведь эстонки были озабочены как истратить с выгодой валютные чаевые - а у нас не было ни гроша.
Иногда выгорало морякам выгодно продать бутылку - другую водки финнам, как - никак 50 марок прибыли за бутылку.
Кое - кто собирал брошенные велосипеды ,телевизоры по помойкам и другую технику, радуясь находкам- их можно было сбыть в Таллине по приходу. В помещениях для пассажиров бало наставлено всяких игровых автоматов. Для экипажа развлечение - бросаешь 50 копеек монету
ему в пасть, а на выходе бывало получить можно было,если повезёт несколько крон инвалюты.
Хельсинки замечательный город - похож на Петербург своими домами и улицами - ведь когда то был частью России. Запомнились рыбные рынки
заваленные свежей сёмгой .
По расписанию переход Таллин - Хельсинки расчитан на 4 часа. Но это по чистой воде . В суровые зимние месяцы Финский залив сковывал приличный лёд. Приходилось штурмовать эти сплошные ледяные поля и при этом опаздывали на несколько часов . Туристы нервничали - ведь у многих по приходу в Таллин поездка в Москву. Там билеты в Большой театр пропадали и другие мероприятия. В общем скандалы из-за ледовой обстановки. Напрягались судовые дизеля -от тепловых перегрузок на манёврах во льдах трескались молибденовые поршневые головки ,но расписание не обеспечивалось. Мощные громадные пассажиркие паромы обставляли нас
во льдах как стоячих. Мы же пристраивались им в кильватер чтобы пробираться по битому льду.
Многие интуристы брали билеты на наши рейсы не имея никаких документов с одной лишь целью отдохнуть в рейсе ,а в основном вдоволь
попить дешевой замечательной русской водочки . Так они и катались на лайнере не выходя на берег в Таллине , даже не посещая рестораны, расположившись на широких трапах с бутылкой в обнимку. Все цветы в корридорах были съедены в виде закуски.
Винная торговля процветала - везде продавали водку прямо из ящиков. Бывали по субботам даже бесплатные банкеты для портового Финского представительства.
После швартовки в Хельсинки некоторых туристов выносили на носилках ,они с песнями прощались с гостеприимным экипажем, пряча запазухой
запас спиртного.
Такое вот бывало мореплаванье.