prado. Из Записок пожилого человека
П Р А Д О
Рита впорхнула в дверной проем, щебеча о радости по поводу того, что она впорхнула в дверной проем нашей съемной квартиры и видит нас. Интересно, кого, кроме нас, она ожидала увидеть в квартире, которую мы снимаем? Впрочем, можно выражать радость и по этому поводу человеку, который только что вернулся из зарубежной поездки! Человек переполнен впечатлениями, осадил себя я, хочет ими поделиться, а ты брюзжишь от зависти, что не ты впечатлениями переполнен… Хватит цепляться! Лучше послушай!
На тот раз Рита была в Испании…
'' От Севильи до Гренады'' , -зазвучало вдруг в ушах, и сами собой стали выныривать из закромов памяти слова старинной серенады, - В тихом сумраке ночей…'' Пока слова выстраивались в строчки, Рита извлекла из сумки внушительного размера фотоальбом.
На фотоснимках из альбома, который листала Рита, захлебываясь восторженными комментариями, мелькали соборы, церкви, и снова соборы, а перед моими глазами возникло суровое, строгое лицо Сервантеса , лицо великого испанского мудреца. А еще всплыли в памяти красные эспаньолки испанских пионеров, из тех, кого привезли в Крым во время гражданской войны на их родине в 40-вых…Потом я вспомнил давнего знакомого Толю Шевченко, фанатичного поклонника музыки в стиле фламенко, и виртуозного исполнителя ритмов этого танца на гитаре…Потом под Ритино стрекотание возникла фигура Майи Плесецкой в образе Кармен…Я смертельно скучал. Но тут позвучало слово ''Прадо''. .
Прадо, Прадо… Где- то я уже встречал это название! От него веяло тайной и мистикой…Ага: в хорошем детективе ''Фламандская доска'', испанца Артуро Переса действие происходило в Мадриде, и там упоминалось Прадо, даже в сюжете что-то в этом месте загадочное происходило! В Museo nacional del Prado…Так, что давно мы знакомы с этим местом, книжки иногда читаем!!
. Значит, это Рита говорит о художественном музее! Как она подошла к музею, ( тут из альбома была извлечена очередная фотография), и, -хотя шел дождь, -осмотрела все детали! И была потрясена!
Нужно обладать большим воображением, чтобы обнаружить на снимке предмет для потрясения, но я постарался его обнаружить…И сказал , что, ''О, да!'' И что, ''Потрясающе!'' И высказал предположение, что, -''Ботичелли?'' Хотя не помнил, а кто такой Ботичелли? ''Кто такой Студебеккер, - как вопрошал Ося Бендер, - Папа ваш Студебеккер?' - И тут оказалось, что Ботичелли не имеет к этому никакого отношения, и дело не в том, КТО, а в том, – КАК! И это я должен был,- возмущалась Рита,- понять с первого взгляда на снимок! Пришлось признать, что я в этой области полный профан, и страдаю отсутствием чувства формы, пропорций, и чего-то еще, чем обладают люди понимающие красоту!
Я выразил согласие с этим постулатом путем возложения на середину груди левой руки (я -левша). И чего-то там еще я с лицом сделал, чем заслужил у Риты прощение. И Рита стала рыться в сумочке, приговаривая, что хочет сделать нам подарок, шикарный подарок! Я замер в предвкушении: а ну, огорошь! Ага, ну, конечно, фотография! А кто бы сомневался!! ''Это – замечательная репродукция работы великого Гойи!'', -восклицала Рита,- '' Это портрет идальго!'' Ну, слава Б-гу, а я думал, что это портрет Великого Комбинатора! Или того же Студебеккера!. ''Ты знаешь,- продолжала Рита, -Я нахожу в этом портрете большое сходство с Верой, в ней есть что-то испанское!'' И долго еще объясняла о еврейской Испании, о далеких предках, о их трансферте в Турцию, а потом, может быть, потом в Крым ('' Ведь Вера родилась в Крыму!''), и к концу Ритиного визита я
почти уверовал, что корни моей жены лежат в Испании, и только в Испании!
Рита умчалась, а я остался с идальго в руках…Он глядел на меня грустным взглядом, глубоко задумавшись о чем-то личном, он был полон печали. На боку его бронзовел эфес шпаги, что навело меня на мысль, что это -молодой Дон Кихот…Мы с ним долго молчали…Я устроил идальго с помощью магнитных пластинок на стенку холодильника…Это будет мое Прадо, решил я. .
И теперь, входя в кухню, каждый раз я ловил задумчивый взгляд испанца в белом жабо. ''Шалом из Прадо!,''- как бы говорил он. По испански, конечно…
И все-таки, это Прадо засело в подкорке. И когда позвонила наша подруга Соня, и предложила составить компанию в турпоездке в Испанию, мы с Верой сразу согласились. Вперед, на встречу с Прадо! ''Он землю покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать! Прощайте, родные, прощайте, друзья! Гренада, Гренада, Гренада моя!…''
Вот так мы посетили страну, воспетую Гарсиа Лорка и Михаилом Кольцовым, открыв для себя край мореходов и тореадоров, цыганских танцовщиц и еврейских мудрецов древности. Барселона, Мадрид, Толедо, далее, -везде… Мы увидели все эти дворцы, синагоги, соборы и церкви, и другие следы ушедших эпох…Но главное, я побывал, наконец, в этом мистическом Прадо!
Тут надо оговориться…Я, в общем-то, дальтоник. Как человек, получивший образование в Советском Союзе, бывал я и в Третьяковке, и в Эрмитаже, в десятках музеев других городов, но, -как и в детстве, когда мама водила меня в Симферопольский художественный музей, я воспринимал лишь батальные сцены… ''Тачанка'' Самокиша, -вот это да!! Поэтому, когда встретившая нашу группу, девушка-гид сказала, что на нас у нее только ''час двадцать на экскурсию, и ни минуты больше'', в душе я остался доволен! Но никак не ожидал, что сорок минут придется на ''Сад земных наслаждений'' Босха и еще сорок минут на ''Менин'' Веласкеса, который Родригес де Сильва… Два имени, две картины на все посещение! Но это был столь вдохновенный, столь страстный рассказ профессионала, что в конце я даже зааплодировал! Мне стало до слез обидно ,что нырять в бездонную пропасть, именуемую ''Живопись'' мне противопоказано: утону! Но для своего кухонного ''Прадо'' я приобрел на память на магнитной пластинке одну из Менин, кукольную девочку в кринолине, звали ее Иман Ресина. В ней было что-то, напоминающее Мальвину , подругу Буратино. Пусть висит!
А своего Идальго я -таки, нашел. Какой там Гойя! Причем тут Гойя! Гойя сидит на постаменте перед входом в музей! А Идальго ( а точнее, Кабальеро де ла мано эн ель печо, кисти Эль Греко , который Доменикос Теотокопоулос,1540-1614) , висел, как и полагается, в зале Эль Греко. Голова его, отрезанная белизной жабо, высокомерно смотрела поверх моей головы, как будто мы не были знакомы…Ну, еще бы, в такой раме, и в таком зале!
…Я вернулся к своему домашнему Кабальеро. Тайны Прадо больше не существовало! И не на Дона Кихота был похож идальго, а на Виктора Абрамовича, учителя пения, тоже донкихота, в некотором образе…Но не в Печальном!
* * *
''И С К У С С Т В О В Е Д ''
(ПРАДО)
В Веласкесе, в Эль Греко, в Гойе,
Не смыслю вовсе ничего я!
Что Ренуар, что Писсуар,-
Все для меня ОТО ДАВАР! *)
Но надо же когда-нибудь
И эрудицией блеснуть,
И показать, что я, чуток,
В искусстве Западном знаток!!
И я отправился в Испанию,
Повысить в живописи знания,
Решив, что там, в музее ПРАДО,
Послушать лекции мне надо…
Но, хоть,ходил я, с умным видом,
По залам ПРАДО вслед за гидом,
Одно лишь понял, в полной мере:
Какой я в живописи ''серый''!
Все эти стили и года
Мне не осилить никогда!
Но, побывав в музее ПРАДО,
Моральное имею право,
К соседу заглянув на чай,
Заметить, как бы невзначай:
''Веласкес? Видел я его!
Картинки, вроде б, ничего!''
* * *
*) Одно и то же (иврит)
© Copyright:
Валерий Заикин, 2010
Свидетельство о публикации №210081600594