prado. Из Записок пожилого человека

Валерий Заикин
 
                П  Р А Д О               
       Рита впорхнула в дверной проем, щебеча о радости по поводу того, что она впорхнула       в дверной проем нашей съемной квартиры и видит нас. Интересно, кого, кроме нас,  она ожидала увидеть в квартире, которую мы снимаем? Впрочем, можно выражать радость и по этому поводу  человеку, который только что вернулся из зарубежной поездки! Человек переполнен впечатлениями, осадил себя я, хочет ими поделиться, а ты брюзжишь от    зависти, что не ты впечатлениями  переполнен… Хватит цепляться! Лучше    послушай!               
На тот раз Рита была в Испании…               
          '' От Севильи до Гренады'' , -зазвучало вдруг в ушах, и сами собой стали выныривать из закромов памяти слова старинной  серенады, - В тихом сумраке ночей…'' Пока слова выстраивались в строчки, Рита извлекла из сумки внушительного размера фотоальбом.               
 На фотоснимках из альбома, который листала Рита, захлебываясь восторженными комментариями, мелькали соборы, церкви, и снова соборы, а перед моими глазами возникло суровое, строгое лицо Сервантеса , лицо великого испанского мудреца. А еще  всплыли в памяти красные  эспаньолки испанских пионеров, из тех, кого привезли в Крым во время гражданской войны на их родине в 40-вых…Потом я вспомнил давнего знакомого Толю Шевченко, фанатичного поклонника музыки в стиле фламенко, и виртуозного исполнителя ритмов этого танца на  гитаре…Потом под Ритино стрекотание возникла фигура Майи Плесецкой в образе Кармен…Я смертельно скучал. Но тут позвучало слово ''Прадо''.                .
   Прадо, Прадо… Где- то я уже встречал это название! От него веяло тайной и мистикой…Ага: в хорошем детективе ''Фламандская доска'', испанца Артуро Переса действие происходило в Мадриде, и там упоминалось Прадо, даже в сюжете что-то в этом месте загадочное происходило! В Museo nacional del Prado…Так, что давно  мы знакомы с этим местом, книжки иногда  читаем!!               
. Значит, это Рита говорит о художественном музее! Как она подошла к музею,  ( тут из альбома была извлечена очередная фотография), и, -хотя шел дождь, -осмотрела все детали! И была потрясена!               
 Нужно обладать большим воображением, чтобы обнаружить на снимке предмет для потрясения, но я постарался его обнаружить…И сказал , что, ''О, да!''  И что, ''Потрясающе!''  И высказал предположение, что, -''Ботичелли?'' Хотя не помнил, а кто такой Ботичелли?    ''Кто такой Студебеккер, - как вопрошал Ося Бендер, - Папа   ваш  Студебеккер?' - И тут оказалось, что Ботичелли не имеет к этому никакого отношения, и дело не в том, КТО, а в том, – КАК! И это я должен был,- возмущалась  Рита,- понять с первого взгляда на снимок!   Пришлось признать, что я в этой области полный профан, и страдаю отсутствием чувства формы, пропорций, и чего-то еще, чем обладают люди понимающие красоту!
 Я выразил согласие с этим постулатом путем  возложения на середину груди левой руки (я -левша). И чего-то там еще я с лицом сделал, чем   заслужил у Риты прощение. И Рита стала рыться в сумочке, приговаривая, что хочет сделать нам подарок, шикарный подарок! Я замер в предвкушении: а ну, огорошь! Ага, ну, конечно, фотография! А кто бы сомневался!!  ''Это – замечательная репродукция   работы    великого  Гойи!'', -восклицала Рита,- '' Это портрет  идальго!''  Ну, слава Б-гу, а я  думал, что это портрет Великого Комбинатора! Или того же Студебеккера!. ''Ты знаешь,- продолжала Рита, -Я нахожу в этом портрете большое сходство с Верой, в ней есть что-то испанское!'' И долго еще объясняла о еврейской Испании, о далеких предках, о их трансферте в Турцию, а потом, может быть, потом в Крым ('' Ведь Вера родилась в Крыму!''), и  к концу Ритиного визита я
 почти уверовал, что корни моей жены лежат в Испании, и только в Испании!               
 Рита умчалась, а я остался с идальго в руках…Он глядел на меня грустным   взглядом, глубоко задумавшись о чем-то личном, он был полон печали. На боку его бронзовел  эфес шпаги, что навело меня на мысль, что это -молодой   Дон Кихот…Мы с ним долго молчали…Я устроил идальго с помощью  магнитных пластинок на стенку холодильника…Это будет мое Прадо, решил я.                .      
И теперь, входя в кухню, каждый раз я ловил задумчивый взгляд испанца в  белом жабо. ''Шалом  из Прадо!,''- как бы говорил он. По испански, конечно…         
               
И все-таки, это Прадо засело в подкорке. И когда позвонила наша подруга Соня, и предложила составить компанию в турпоездке в Испанию, мы с Верой сразу согласились. Вперед, на встречу с Прадо!  ''Он землю покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать! Прощайте, родные, прощайте, друзья! Гренада, Гренада, Гренада моя!…''               
Вот так мы  посетили страну, воспетую Гарсиа Лорка и Михаилом    Кольцовым, открыв для себя  край мореходов  и тореадоров,  цыганских  танцовщиц и еврейских мудрецов древности.  Барселона, Мадрид, Толедо, далее, -везде… Мы увидели все эти дворцы, синагоги, соборы и церкви, и   другие следы ушедших эпох…Но главное, я побывал, наконец, в этом  мистическом Прадо!               
Тут надо оговориться…Я, в общем-то, дальтоник. Как человек, получивший образование в Советском Союзе, бывал я и в Третьяковке, и в Эрмитаже, в десятках  музеев других городов, но, -как и в детстве, когда мама водила меня в Симферопольский художественный музей, я воспринимал лишь батальные сцены… ''Тачанка'' Самокиша, -вот это да!! Поэтому, когда встретившая нашу  группу, девушка-гид сказала, что на нас у нее только ''час двадцать    на экскурсию, и ни минуты больше'', в душе я остался доволен! Но никак не ожидал, что сорок минут придется  на ''Сад земных наслаждений'' Босха и еще сорок минут на ''Менин''     Веласкеса, который Родригес де Сильва… Два имени, две картины на все посещение! Но это был столь  вдохновенный, столь страстный  рассказ профессионала, что в  конце я даже  зааплодировал! Мне стало до слез обидно ,что нырять в бездонную пропасть, именуемую ''Живопись'' мне противопоказано: утону! Но для своего кухонного ''Прадо'' я приобрел на память на магнитной пластинке одну из Менин, кукольную девочку в кринолине, звали ее Иман Ресина. В ней было что-то, напоминающее Мальвину , подругу Буратино. Пусть висит!               
 А своего Идальго  я -таки, нашел. Какой там Гойя! Причем тут Гойя! Гойя   сидит на постаменте перед входом в музей!  А Идальго ( а точнее,  Кабальеро де ла мано эн ель печо, кисти Эль Греко , который  Доменикос Теотокопоулос,1540-1614) , висел, как  и полагается, в зале Эль Греко. Голова его, отрезанная белизной жабо,  высокомерно смотрела  поверх моей головы, как будто мы не были знакомы…Ну, еще бы, в такой раме, и в таком зале!               
…Я вернулся к своему домашнему Кабальеро. Тайны Прадо больше не существовало! И не на Дона Кихота был похож идальго, а на Виктора Абрамовича, учителя пения, тоже донкихота, в некотором образе…Но не  в Печальном!               
                *                *                *             
                ''И С К У С С Т В О В Е Д ''
                (ПРАДО)

 
                В Веласкесе, в Эль Греко, в Гойе,               
                Не смыслю вовсе ничего я!
                Что Ренуар, что Писсуар,-   
                Все для меня ОТО ДАВАР!  *)
                Но надо же когда-нибудь
                И эрудицией блеснуть,
                И показать, что я, чуток,
                В искусстве Западном знаток!!
                И я отправился в Испанию,
                Повысить в живописи знания,
                Решив, что там, в музее ПРАДО,
                Послушать лекции мне надо…

                Но, хоть,ходил я, с умным видом,
                По залам ПРАДО вслед за гидом,
                Одно лишь понял, в полной мере:
                Какой я в живописи ''серый''!
                Все эти стили и года
                Мне не осилить никогда!
   
                Но, побывав в музее ПРАДО,
                Моральное имею право,
                К соседу заглянув на чай,
                Заметить, как бы невзначай:
                ''Веласкес? Видел я его!
                Картинки, вроде б, ничего!''               
                *           *           *
                *)   Одно и то же (иврит)