Жареное сердце

Наталья Кац
               

               

         Тишину раннего утра нарушил звук сирены скорой помощи.  Машина остановилась напротив окон моего дома. Одевшись впопыхах, я поспешила из дома, понимая, что случилось что-то очень серьезное. Войдя в соседнюю квартиру, где жила моя тетушка, я увидела бригаду врачей и взволнованное лицо брата. Что случилось, спросила я, хотя заранее знала, каким будет ответ. Ей резко стало плохо, она начала задыхаться и я вызвал врачей, сказал брат. Какое-то время тетка была в сознании и слипшимся, полусухим языком пыталась отвечать на вопросы врачей. Посоветовавшись какое-то время, они решили ввести ей какую-то инъекцию, после чего наступила потеря сознания.
В голове пронеслась мысль: »это конец», но врачи продолжали вести бой за это полубездыханное существо.
        Скрюченное, полуживое тело, с открытым ртом и смотрящими , ничего не понимающими глазами, вынесли из дома и погрузили в реанимобиль.
Потом была реанимация, долгое ожидание какого-то исхода и растерянность, которая отвлекала и не давала ничего делать.
        К вечеру брат не явился домой, время шло к полуночи, а его все не было. Беда не приходит одна, подумала я, что на этот раз могло случиться с ним. Связи не было, так как мобильный телефон его был недоступен. Вдруг зазвонил телефон, номер был неопределен и в трубке я услышапа какой-то шорох, возню и прорывающиеся обрывки фраз :Ребята, не трогайте меня, отпустите, не бейте….
        Утром он пришел избитый, без дорогого телефона и денег. Я просто выпил пива, чтобы снять стресс, а меня забрали в обезьянник - объяснил он. Снимать стресс в наше время- это дорогое удовольствие, о чем он и сам понимал.
Но время шло и на смену тревоге пришло спокойствие и надежда на хороший исход. Мы регулярно посещали больницу, узнавали о состоянии здоровья нашей родственницы, но всегда слышали один и тот же ответ. «Жива, но ей не становиться лучше, но и не становиться хуже.
        Так прошел почти месяц. А 8 марта тетки не стало, именно восьмого, какое жуткое совпадение.
Накануне врачи были в приподнятом настроении и это понятно, в основном все женщины. Их поздравляли, дарили цветы и подарки.. А в это время в палате умирал человек и никому по большому счету до этого не было дела..
        А дальше события развивались так, как это обычно бывает в таких случаях. Нас отправили в морг, забирать какие-то справки. И вот, что там со мной произошло.
               
                Морг
        Жуткое, леденящее слово «морг», но когда-то всем приходиться с этим сталкиваться.
В коридоре было много народу, всех объединяло одно - горе , связанное с потерей кого-то из близких, поэтому было тихо, все говорили шепотом, и было слышно, как на окне жужжит муха, озабоченная своими собственными делами. Прошел час, за ним другой, но наша очередь так и не подходила. Нервы сдавали, хотелось быстрее покинуть это здание, но наступил обеденный перерыв. Из кабинета вышла молодая женщина –заместитель главного врача, все тело ее было увешано золотыми украшениями, стройный стан был обтянут элегантным платьем, на ногах были надеты дорогие вечерние туфли на высоких каблуках. Перед нашим носом она закрыла кабинет, в котором выдавала справки , и с безразличным видом, не замечая нас, проплыпа мимо в соседнюю комнату.
        Мы сидели и деликатно ждали.
        А из соседней комнаты, где обедал персонал морга, доносился смех, велась живая беседа и бурно обсуждались рецепты каких-то салатов
Отобедав, дама проплыла обратно в свой кабинет.
        Спустя какое-то время она пригласила брата войти.
Резко  почувствовав, что мне становиться плохо , я начала искать туалетную комнату. Я была уверенна в том, что в этом заведении, где постоянно толпятся люди, она должна быть обязательно. В конце коридора был небольшой проход, и я нашла то, что искала. Закрывая за собой дверь, я заметила, что она поддается мне с большим трудом, на двери был замок, который я повернула вправо. Воды в туалетной комнате не было и это меня смутило. Было душно, вентиляция не работала, и я поспешила поскорее выйти в коридор. Дверь не открывалась, я повернула замок и дернула за ручку, результата не было, я толкнула дверь бедром один раз, потом второй, дверь не поддавалась, было ощущение, что меня закрыли снаружи. Собравшись с мыслями, я начала толкать дверь снова и снова. Через какое-то время меня стала охватывать паника, и возник  естественный страх перед замкнутым пространством. Я начала стучать ногами и звать кого-нибудь, чтобы мне открыли. В ответ была тишина, скорее всего персонал покинул здание, так как был короткий день- пятница.

        Мой телефон молчал, как назло, села батарея. Брат не стал меня искать, он решил, что я просто уехала, не дождавшись его. Время шло, и надо было что-то предпринимать. В отчаянии я снова начала стучать в дверь и звать на помощь. Вдруг из коридора послышались какие-то шаркающие шаги. Мое сердце сжалось от страха. Помогите, выпустите меня отсюда, - закричала я. Шаги стали приближаться и хриплый мужской голос сказал; Кто это тут шляется по ночам и спать мне не дает. Он подошел к двери, что-то там дернул, и дверь открылась.
        Передо мной стоял старик лет семидесяти. Лицо его было покрыто густой седой шетиной, он давно видимо не брился, изо рта шел терпкий запах перегара. На ногах были надеты турецкие шлепанцы с открытыми носами. Пальцы ног обрамляли давно нестриженные изогнутые ногти, под которыми чернела грязь. Седые всколоченные волосы давно не видели расчески. Одежда была неряшлива и источала зловонный запах давно нестиранного белья. Увидев меня, он широко улыбнулся. Во рту виднелся один передний зуб.
Я сторож,- сказал он. Как вы здесь оказались? Решили с покойничками ночь провести? Так я Вам сейчас это устрою. Кричать бесполезно, Вас никто здесь не услышит. До утра я хозяин этого царства вечного сна.
        Он был стар, но еще довольно крепок. Схватив  мою руку, он потащил меня по коридору куда-то вниз. С каждым шагом становилось все холоднее, температура снижалась и  я поняла, что он  тащит меня в морг. Отпустите меня, -закричала я. Нет, -ответил он, или ты переспиш со мной сегодня или проведешь незабываемую ночь среди мертвецов. Другого выбора у тебя нет. Оба предложения были омерзительны, но я выбрала второе. Видно его это расстроили, и он сказал; Подумай хорошенько еще раз, нужны тебе эти покойники? А у меня спирток есть медицинский и потрошки жареные, сердечки там разные по службе иногда перепадают на закусь. Меня передернуло. Вы что едите человеческие органы? Да, сказал он, что добру пропадать. Вы сумасшедший старик, выпустите меня отсюда, или завтра вы будете валяться в психушке. Не пугай меня, я пуганый, кому я нужен, меня никто в больницу не положит, старый я. А в морге ценный работник, кто еще захочет здесь за копейки работать. Поэтому молчи. А насчет секса я пошутил, не мужчина я больше, пропил свою мужскую силу. Скучно мне по ночам, поговорить и то не с кем. Составила бы компанию. Я собеседник хороший.
        Он завел меня в небольшую каморку с тусклым светом на потолке, было холодно, сыро и пахло формалином. У стены стоял сколоченный из досок топчан, по всей видимости, на нем он спал, посередине из ящиков был сделан стол, накрытый газетой. Он ушел в соседний отсек, долго там чем-то гремел, видимо что-то искал. Ну, вот ужин готов, сказал он, опять широко улыбнувшись одним зубом. Все как в лучших домах Лондона , произнес старик, и на столе появилась бутылка спиртного и старая грязная сковорода, в которой лежали куски чего-то жареного.
        Стаканов не имею, придется пить так, из горла,  умеешь,- спросил он. Запивачки тоже нет. Ты прям сразу закусывай. Жареха получилась аппетитная, тебе понравится. Давно видно не ела. Так угощайся. Время у нас с тобой целая ночь. Откроют не скоро, утром.
Он протянул мне бутылку, и я сделала глоток. Внутри все обожгло. Да ты закусывай, не стесняйся, сказал он. Я взяла в руки еще советскую, потерявшую форму, алюминевую вилку  и вонзила ее в почерневший кусок. Что это? Спросила я. Сердце одной старухи. Может жестковато получилось, не прожарилось. Да у тебя должно быть зубы молодые, крепкие. Моя рука вместе с вилкой упала под стол. Ты что такая впечатлительная? Что я такое сказал , спросил он. Этот старик выжил из ума, подумала я и спросила; Какой, какой старухи это сердце. Какая тебе разница, не болела она , так по старости на 8 марта и представилась. Почти месяц в больнице пробыла, сын с племянницей ее положили. А на праздник до нее ли врачам было, вот и забыли  вовремя подойти. Велика ли потеря, сейчас, милая, люди мрут, как мухи. А врачи что? Они же не всевышний. Сами, как и мы- простые смертные. Он что-то еще долго бубнел себе под нос, периодически прикладываясь к бутылке. Потом он взял вилку и занес ее над сковородой. Если вы сейчас притронетесь хотя бы к одному куску, я убью вас этой сковородкой, вы поняли меня - закричала я. Старик удивленно поднял на меня свои потускневшие и выцветшие от времени глаза. Вы- людоед, вы едите на моих глазах сердце моей тети…. Он оторопел, глотнул еще раз из бутылки, помолчал, а потом произнес; не может этого быть, извини, детка, я же не знал, что это твоя тетя. Да, сказала я, это она умерла 8 марта , я пришла сюда, чтобы получить справку о смерти и случайно застряла в туалетной комнате. Отведите меня к ней. Старик тяжело поднялся и шаркая  стоптанными шлепанцами побрел по тусклому коридору, ведя меня за собой. Хочешь, я побуду с тобой, а то забоишься еще чего, первый раз видать к покойникам в гости идешь? Я ничего не ответила, но он понял, что я не против.
         Вообще-то сюда посторонним нельзя, инструкция запрещает, сказал он толкая массивную, оббитую железом дверь. Но ты же никому не расскажешь? Я тебе доверяю. И много еще чего интересного про работенку эту могу тебе рассказать, Если хочешь. Я почти не слушала его,  все во мне дрожало и до последнего не хотелось верить, что произошло непоправимое.
Двери открылись, и едкий запах потусторонней жизни ударил в нос. Вот они, смотри, лежат голубки спокойненько, отдыхают и ничего-то им теперяча не надо , никакие их проблемы не тревожат. Он вел меня вдоль больших столов, где лежали обнаженные тела. Обойдя весь зал , я не нашла тело своей тетки. Ее здесь нет, где она,-спросила я старика. Посмотри еще раз, сказал он, может не узнала. Многие после смерти выглядят лучше, чем при жизни, морщины уходят и лица спокойными становятся. Да, что говорить для многих смерть= это избавление от болезней и нищенской жизни. Он что-то еще говорил о том, как плохо живет народ, как вдруг резко замолчал, как будто вспомнил что-то. Да в баньке тетка твоя, как я мог забыть. Банькой на местном наречии называли место, где мыли и переодевали усопших. Да, сказала я, должно быть она там. Мы оплатили эту услугу и кстати стоит она недешево.Хотелось бы посмотреть, за что с нас берут деньги. Глупая ты, ничего не понимаешь, сказал дед. Кто их там моет, никто. Так обтерли чуть-чуть, причесали, переодели. А полотенца, шампуни, все себе, по домам разгребают. А деньги все начальству, ты ведь квитанцию никакую не получала. Вот она тебе и мафия. Видала королеву нашу, заместительшу, вся в золоте и брульянтах
 
         Он завел меня в комнату, где все выглядело по-другому. Скорее это было похоже на душевую. У стены стоял современный стеклянный шкаф, внутри набитый разными цветными флаконами. Висели полотенца. В шкафу лежали комплекты с одеждой , на каждом была пришита бирка с фамилией.
         В комнате был полумрак и только свет фонаря освещал помещение, но было хорошо все видно. Я подошла к столу, на котором лежала тетка. Ее уже переодели, причесали волосы и слегка припудрили лицо. На ногах были надеты туфли. Я наклонилась, чтобы рассмотреть лицо и вдруг почувствовала какое-то легкое движение. Дед, а она точно умерла, спросила я. Куда же еще точнее. Даже не думай. А почему тогда она зашевелилась. Тебе это просто померещилось, пойдем отседава. Нет. Включи свет. Он зажег лампы и подошел ко мне. Ну, что ты еще с перепугу придумала. В этот момент его лицо исказилось до неузнаваемости. Слабая рука схватила его за руку. Он посмотрел в лицо «покойницы» и завыл страшным воем, от которого затряслись все стены и окна. Свят, свят, прошипел он. Она живая. Я наклонилась над ее лицом и почувствовала слабое дыхание, потом открылись глаза и она сказала «Наташа, это ты? Как они мне здесь все надоели, терпеть не могу врачей, забери меня скорее отсюда. Старик побежал искать такси, а когда оно приехало, он помог перенести тетю в машину, я закрыла дверь, но в открытое окно еще долго слышала его слова « Так чье же это было сердце, если не ваше»

                Послесловие

Тетя прожила еще несколько лет, а старик вернувшись в морг до утра осматривал тела покойников, щупал пульс, пытался уловить дыхание, на утро он сошел с ума,  Жизнь свою он закончил в психиатрической больнице.




2009-07-23