Василий Сталин ч. 18 1944-45 годы

Сергей Дроздов
1944 – 45 годы.
18 мая 1944 года полковник Сталин В.И. приказом командующего ВВС назначается командиром 3–й истребительной авиадивизии в составе 1–го гвардейского корпуса генерал—лейтенанта Белецкого.
Основанием для этого назначения была аттестация написанная на Василия его командиром. командир 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса А генерал Белецкий оценивал полковника В. Сталина в те дни так:
"В должности инспектора-летчика авиакорпуса с января 1944 года. За это время он проявил себя весьма энергичным, подвижным и инициативным командиром. Сразу же по прибытии в корпус включился в боевую работу частей корпуса.
Во время проведения операций на Витебском и Полоцком направлениях - в январе-феврале 1944 года - и Идрицком направлении в марте 1944 года - часто находился непосредственно на ВПУ командира корпуса, руководил воздушными боями истребителей, анализировал и разбирал бои с летным составом частей.
Провел большую работу по проверке техники пилотирования у летчиков корпуса.
Обладает отличной техникой пилотирования, летное дело любит. По прибытии в корпус на должность инспектора в течение трех дней изучил и самостоятельно вылетел на самолете Ла-5, до этого летал на самолетах типа "як".
Тактически грамотен, боевую работу авиационных полков и дивизии может организовать хорошо.
С людьми работать умеет, но иногда проявляет излишнюю горячность, вспыльчивость.
Принимает активное участие в партийно-политической работе, является членом парткомиссии корпуса. Лично дисциплинирован, исполнителен, обладает хорошими командирскими качествами. Пользуется авторитетом у личного состава корпуса.
Занимаемой должности соответствует, достоин выдвижения на должность командира истребительной авиационной дивизии".
Надо обратить внимание на одну важную деталь, о которой почему-то помалкивают его недоброжелатели, когда речь заходит о полковнике Сталине. Командование дивизией Василий принял, когда у него был налет 3105 часов! Он летал на всех типах истребительной авиации, состоящей на вооружении нашей армии, на многих бомбардировщиках. А еще на штурмовиках, на американских да английских боевых машинах.
О том, как воевала дивизия Василия Сталина, говорят скупые строки  её истории: «За год 3-я гвардейская истребительная авиадивизия провела 19 перебазирований, при этом покрыла свыше 2000 километров. Совершено 7536 боевых вылетов, 263 воздушных боя, 364 сбитых самолета противника - таков итог боевой работы. Свои потери - 66 самолетов и 39 летчиков. Были еще и не боевые потери - 36 самолетов и 6 летчиков». Как видим – не боевые потери в нашей авиации были очень большими. О причинах такого положения дел речь пойдёт позже, в главе «Дело Новикова».
В 1944 году в жизни Василия тоже случилось несколько экстремальных ситуаций, заслуживающих отдельного рассказа.
«2 июля 1944 года Верховный Главнокомандующий отмечал в своем приказе успешные действия 3-го Белорусского фронта, войска которого перерезали сообщения немцев из Минска в Вильно и Лиду, 1-го Белорусского - в результате удара их конницы, танков соединений и пехоты были отрезаны пути сообщения немцев из Минска на Брест и Лунинец.
В 20-25 километрах восточнее Минска оказалась 4-я немецкая армия. Ликвидация ее означала катастрофу группировки противника на Минском направлении, а это уже зависело от того, кто будет действовать более энергично: наши - наступать или немцы - отступать.
К тому времени полки и управление 3-й истребительной авиационной дивизии перелетели и разместились на аэродроме Слепянка, неподалеку от Минска. И тут оставшаяся окруженной группировка немцев общей численностью до пяти пехотных дивизий с артиллерией и танками, стремясь прорваться на запад, к своим войскам, ринулась на Минск. Немцы полагали, что город еще в их руках.
К исходу 5 июля, прорвав кольцо, они подошли на восточные подступы к Минску. Создалась непосредственная угроза аэродрому Слепянка и частям дивизии.
Сохранилось донесение комдива командиру корпуса об обстановке и действиях личного состава авиационных частей в бою, который академически именуется как ближний оборонительный…
"Я принял решение спасти материальную часть, гвардейские знамена и секретные документы штаба дивизии и штабов частей, - пишет Василий. - Для этого отдал приказ об эвакуации их на северо-восточную окраину Минска. Начальнику штаба дивизии подполковнику Черепову поручил организовать наземную оборону на подступах к аэродрому для охраны материальной части, так как с наступлением темноты без заранее организованного ночного старта поднять в воздух летный эшелон было невозможно.
Сам на У-2 убыл ночью на аэродром Докуково - для организации там ночного старта. Организовав старт, оставил для приема экипажей капитана Прокопенко и на Ли-2 вернулся в Слепянку. В случае крайней необходимости я уже был готов поднять самолеты в воздух.
К моему возвращению эвакуация штабов была закончена. Она прошла исключительно организованно и быстро. Под минометным обстрелом было вывезено необходимое имущество, знамена, документация штабов.
Начальником штаба нашей дивизии, командирами 43-й истребительной артиллерийской бригады и 1-й гвардейской Смоленской артбригады была организова-на надежная оборона на подступах к аэродрому.
Утром на штурмовку противника произвели 134 боевых вылета, израсходовали 13115 снарядов. Штурмовка парализовала группировку противника и раздробила его на мелкие группы.
После штурмовки летный эшелон был выведен из под удара и перебазирован на аэродром Докуково. Личный состав управления дивизии вместе с техническим составом частей, взаимодействуя с артбригадами, уничтожили в наземном оборонительном бою 200 солдат и офицеров и захватили в плен 222 человека.
В борьбе с немецкими захватчиками стойкость и мужество проявили офицеры, сержанты и рядовые управления и частей дивизии…
3-я гвардейская истребительная авиационная Брянская дивизия вверенного вам корпуса готова к выполнению любых боевых задач.
Командир 3 гв. истребительной авиадивизии
В. Сталин".

Продолжение: http://www.proza.ru/2010/08/17/290