Неизвестная ипостась Олега Попова

Татьяна Иосифовна Уварова
НЕИЗВЕСТНАЯ ИПОСТАСЬ ОЛЕГА ПОПОВА - ИСПОЛНИТЕЛЬ ВОЛИ ВЫСШИХ СИЛ

2 ноября 2016 года на 87 году жизни ушёл в бессмертие "Солнечный клоун Земли" Олег Попов. Верю: Небесная Отчизна встретила его с Любовью. Мой рассказ написан, когда он ещё находился в добром здравии.

       ***   

Величайшему клоуну всех времён Олегу Константиновичу Попову 31 июля 2015 года исполнилось 85 лет! Ошеломляющий успех на арене цирка продолжается вот уже 70 лет. Божий дар, данный ему, этот светоносный Человек с большой буквы всецело отдаёт людям. Он рождает в их душах только добрый солнечный смех. Народ отвечает ему непреходящей любовью.
 
Но кто знает о том, да и ведает ли сам Олег Попов, что по жизни он имеет ещё одну ипостась – Исполнитель воли Высших Сил по отношению к некоторым его современникам? Мне шёл десятый год, когда в1956 королева Бельгии вышла на манеж и поцеловала руку «солнышку из России» Олегу Попову». Уверена, что это была не случайность, а свидетельство его избранности.
   
Мне шёл двадцатый год, когда в середине лета 1966, выстояв огромную очередь в авиакассе, я купила билет  на рейс Владивосток – Южно-Сахалинск, чтобы вылететь на следующий день. Самолёт этот разбился. Но я осталась жива.  В роли Исполнителя воли Высших Сил выступил Олег Попов. Он без всякого ажиотажа, зайдя  на правах знаменитости в кассу с заднего хода, сдал мой злополучный билет, заменив его на новый, вылетом днём позже. Олег Константинович до сих пор не знает о том, что в тот день спас от смерти человека. Так сложилось, что и моя кочевая военная  судьба дочери офицера, а в дальнейшем жены офицера носила меня по свету, но с его звёздной судьбой не пересекалась. Сдаётся мне, такая  у него, спасённая, я не одна. Он работал не только в цирке…
   
Знаменитый «солнечный клоун»  шёл по жизни стремительно и ярко:  бесконечные гастроли по Советскому Союзу и за его пределами, калейдоскоп городов, где его распахнутая настежь любовью к людям душа неизменно находила новых друзей. И пусть не суждено было в будущем в  нашей заполошной жизни продолжать эту искреннюю дружбу, он неизменно дарил новым друзьям праздник не только с арены цирка своими гениальными репризами, но и на поздних посиделках.  Всегда был душой компании, источником искромётного юмора, да что там говорить, и основным спонсором щедрого, с икоркой, стола из ресторана. Люди жили тогда скромно, мало, что себе могли позволить. Но Олег Константинович никогда не жалел денег на друзей. Такой уж он человек! Вот и сейчас всем известно: больших материальных богатств по нынешним меркам  не нажил, что истинным избранникам Всевышнего и не надобно, но зато сокровищницей души на весь свет славится. Потому и женщина с ним рядом молодая и красивая. По заслугам Бог даёт.
      
Во Владивостоке летом 1966 года я была уже почти на колёсах. Сессию сдала, перевод мой с филфака ДВГУ в Ростовский-на-Дону госуниверситет состоялся. Оставалось только слетать на Сахалин, повидаться с родными и отбыть в европейскую часть СССР. Отец тогда командовал радиотехническим полком в посёлке Сокол на Сахалине.  Неожиданно в общежитие, где я жила, прикатил на такси мой близкий друг поэт, журналист Владивостокского радио Вячеслав Пушкин.   
- Танюша, угадай, у кого я интервью сейчас взял?! У самого «солнечного клоуна» Олега Попова. Он после гастролей в Японии будет выступать в нашем цирке. Какой человек! Ну, невозможно от него душой оторваться. Завтра идём к нему на представление по контрамарке втроём, берём с собой твою подружку Таню Ван. Когда Олег стал красотой японок восхищаться, я, знаешь ли, прихвастнул, что у моей красавицы Танюши есть  подруженька Танюша, отец – китаец, мать - русская, так она всех твоих японок красотой затмит. И вот мы уже в первом ряду цирка, в центре Вячеслав, статный красавец, а две Тани, как драгоценная оправа бриллианту.  По арене медленно, грациозно подтанцовывает к нам славный Олег в балетной пачке, сияя улыбкой и лукавым блеском голубых глаз.. Подымает   руки, два больших пальца вверх. Славик говорит: «Это условный знак. Он в восторге».
    
Нашей небольшой весёлой компании выпал недолгий срок. Всего лишь несколько прекрасных поздних вечеров провели мы вместе в однокомнатной квартирке Вячеслава в Моргородке, где на белых стенах красовались автографы многих знаменитых артистов и поэтов, побывавших во Владивостоке. «Солнечный клоун» без промедления оставил  свой автограф:  уверенной рукой изобразил клоунскую  клетчатую  кепочку и расписался.  Олег в шутку сразу назвал нас Таня №1 и Таня №2, что было здорово, потому как очень удобно  не путаться при обращении. Моя подруга Таня № 1 очень понравилась Олегу. Но ей предстояло ещё поступать в ВУЗ, учиться, а у Олега – жизнь на колёсах, жена должна быть рядом… Не склеивались их судьбы. Да и время наше быстро истекло. Вячеслав Пушкин ушёл на продолжительный срок в море от радиокомитета, делать материалы о моряках. Я собралась лететь на Сахалин и купила билет. А у Тани Ван на следующее утро был вступительный экзамен на филфак: сочинение.
    
Приобретя билет, я вошла в гостиницу, где всегда останавливались артисты, и на почте, которая располагалась на первом этаже, отправила родителям телеграмму, чтобы меня встретил папа. На выходе мы столкнулись с Олегом Поповым. Вот так встреча! У него возникла идея: провести сегодня последний прощальный вечер втроём. Нет, это ну никак невозможно!  С 5-ти утра стояла за билетом! У подруги завтра экзамен! Квартира Славика на замке! Но Олег не из тех, кто сдаётся. Приглашает меня в свой номер, угощает сладкоежку пирожными, открывает японскую банку консервированных мандаринов. Когда видит, что уговорить меня не удаётся, становится с неподкупной улыбкой на колени. И это всё, чтобы подарить мне жизнь! И я-то, овца, спасаемая от заклания, наконец-то сдаюсь. Поменяли злосчастный билет. Садимся с Олегом в такси, едем к Татьяне. Иду к ней – уговорила! Выходим вдвоём, едем на радио, берём ключи от квартиры Пушкина у диктора радио, его друга. Едем в ресторан за продуктами. Прощаемся с Олегом до вечера.
      
Наш прощальный вечер не задался весельем, весь он был пронизан грустью неизбежного расставания.  Всю ночь тихо проговорили. Чтобы Татьяна Ван успела собраться на экзамен, в 5 утра мы вышли на улицу с больными головами – не выспавшиеся и угрюмые. Стали рваться в кафе-стекляшку, чтобы попить кофе. Вышла дородная тётка: «Чё надо?!» Стали мы с Татьяной в один голос ей объяснять, что вот «солнечному клоуну» Олегу Попову кофе бы попить, чтоб голова не болела. Надо сказать, что народ Олега на улицах без грима не узнавал и повышенным вниманием не обременял. Так и вышло. Тётка возмутилась: «Хватит свистеть! За километр гражданских морячков видать. Скажи лучше, где это ты такие носки с блёстками отхватил! В Японии, говоришь, последний писк моды. Сочинили мне тут про Олега Попова!  И как только додумалась до такого твоя «тыква пароходская»?! Я тут только спровадила вашу братию. Всю ночь прогудели, хотя кафе в 10 вечера закрывается. Однако кофе нам всё же подала. Видно, у неё был так налажен свой сверхурочный заработок.
      
А мы разошлись, как в море корабли. У каждого своё плавание. Олега ждали новые города. Таня успешно сдала экзамен. Я, отоспавшись в общежитии, на следующий день села в счастливый самолёт.  На кожаном чемоданчике - подаренные яркие глянцевые наклейки «Клоун Олег Попов», напечатанные благодарными японцами в честь покорившего их сердца неповторимого артиста. Только совесть мучила меня, оттого что отец, вероятно, приезжал  встречать меня в аэропорт, ведь телеграмма моя ушла, а новой не последовало.
      
Придирчивый читатель, живший в описываемые мной времена, вполне справедливо может попытаться узнать, как же это мне стало известно о гибели самолёта, такие трагические события строго умалчивались. Я бы и не узнала, если бы… самолёт разбился именно при попытке сесть на военный аэродром в посёлке Сокол, зацепившись хвостом за сопку. Неожиданный непроницаемый туман поглотил его. Отец вначале терпеливо ждал меня в аэропорту, читая в военном газике газеты. Потом объявили, что рейс отменён по погодным условиям. Он уже работал в своём кабинете, когда вбежал белый, как полотно,  капитан и попросил машину поехать на место катастрофы самолёта, где, судя по телеграмме, должны были лететь его жена и ребёнок. Трудно представить, что пережил мой папа, ища меня на поле среди трупов погибших. Но  ни я, ни жена и ребёнок капитана обнаружены не были. Как оказалось, они опоздали на самолёт. Прилетели только через несколько дней, никак не могли достать билет. Успокоившись, отец решил, что я попросту перепутала дату в телеграмме. Маме, страдающей от гипертонии, он ничего не сказал, кроме того, что рейс отменён, и благополучно встретил меня в день моего прилёта. Известие о гибели самолёта, до сих пор не уверена, то ли это был АН-10, то ли ЯК-40, встревожило меня не настолько, насколько того заслуживало: жаль было погибших, а о своём спасении я и тогда, и много позже ещё не задумалась, потому как цены жизни не понимала.
    
На склоне лет, когда многое становится ясным, как Божий день, и, наконец, понимаешь, что в подарок получил несметное богатство - жизнь, сердце переполняется любовью и благодарностью. И хотя я не королева, а всего лишь поэтесса, я давно мечтала поцеловать руку Исполнителю воли Высших сил, величайшему клоуну всех времён Олегу Константиновичу Попову и подарить ему свои поэтические книги.

И моя мечта сбылась. 2 июля 2015 года меня пригласили на 1-й канал на съёмку передачи "Субботним вечером", посвящённую юбилею солнечного клоуна. Было много приглашённых, и сняться мне тогда не удалось, зато я встретилась со своим спасителем и с радостью подарила ему мои книги.