Шампиньоны

Людмила Москвич
 

     Эти грибы сопровождали меня с детства.Первые грибы, которые мне пришлось собирать, были шампиньоны. Мне было восемь лет, шла война, мы были в эвакуации в Казахстане, в г.Уральске. Жили в деревянном , 2-х этажном густонаселенном  доме. Во дворе был участок, на котором росла высокая трава, типа полыни, ее называли кох и из нее вязали веники.  Я заметила, что по утрам старенькая бабушка что-то там собирает, но не придала этому  значения.  Бабушка вскоре умерла, и тогда я захотела узнать, что же она искала в зарослях этой травы. Вот тогда я впервые увидела беленькие аппетитные грибочки. Принесла показать маме и узнала, что это прекрасные грибы по имени шампиньоны,  из них можно варить суп, или жарить с картошкой. Время было голодное, и мама весьма одобрила их сбор. Я сама сообразила, что не надо никому рассказывать про мою находку,  начала ходить по утрам в заросли травы и собирать грибы в подол своего платьица.

      Грибы эти живут рядом с человеком в самых неожиданных местах. После окончания института мы жили в г.Ижевске, и там  однажды, по дороге на работу, увидела на газоне дома Советов знакомые грибы. На работу я явилась с газетным кульком грибов. Местные старожилы считали их несъедобными грибами, и в пищу не употребляли. Тем больше мне доставалось, надо только было пораньше выходить на работу.А когда мы жили в г.Батайске Ростовской на Дону области,то собирали шампиньоны вдоль канавы, окружающей сад.  Когда мы переехали в Молдавию, это были единственные грибы, которые я собирала по лесопосадкам. Сажала на велосипед сыновей, одного на раму, другого на багажник. И везла в лесополосы за городом, где мы собирали шампиньоны. Это был наш любимый досуг.

     Много лет спустя шампиньонами отравился мой муж.  Мы летом жили на даче, и пошли под вечер искупаться в Днестре. Пересекая дамбу, я опытным, пристрелянным глазом,  заметила на крутом, поросшем кустами склоне, знакомые грибы. С трудом, рискуя скатиться под откос, я добралась до нужного места и собрала с десяток крепеньких, молодых  грибочка. Вернувшись на дачу, я приготовила их с молодой картошечкой и со сметаной. А ночью муж покрылся сыпью и стал задыхаться. Неотложку вызвать было не возможно, и я до утра пыталась привести мужа в чувство, отпаивая его раствором марганцевки. К счастью, это удалось, и меня эта беда обошла стороной. Как потом выяснилось, недалеко под дамбой работал пункт приготовления ядохимикатов для нужд огородников, и  грибы активно поглощали ядовитые отходы производства. 

     А теперь эти грибы выращивают во многих хозяйствах,  даже есть типовые проекты специальных теплиц. И в магазинах круглый год можно купить эти милые, беленькие грибочки.