55. Подмога перевалу. Убийца для Юсупа

Консуэло Ходырева
   В кибитку заглянул охранник.
-С подножья вести принесли,  готовься принимать подмогу.   Пленные в тревоге,  на дальнюю тропу не вышла смена, снега сошли, для всех опасно. Главный проводник пришёл на встречу, ты звал его?
Проводник прошелся по кибитке, взглянул на письма и бумаги, спросил?
-Ты, разобраться в них не можешь?
-Запутался я в жизни, что делаю не так? Cыну, перевал не доверяет. В делах ни разу не подвёл. Как повернуть отца к себе?  В видениях прошедших жизней, меня отец уничтожает, жену теряю и детей. Да, можно ли такому верить?
-Проверь. Почувствуешь душевную тревогу, в том месте, где лишали жизни, в своей одежде выстави замену, понаблюдай со стороны или в том месте сеть устрой. Хочешь повернуть отца?  Ты, для чего на свет явился, отцову жизнь прожить или свою? Самим собой ты был однажды, когда женою  обзавелся.
Письма эти, писались под склонённой головой,  приписка без надзора написана чужой рукой. По устойчивости строчек хозяину годов пятнадцать,   торопился очень. Полина, это кто, кому она друг милый?
-С женой росла, считалась первым другом, судьба случайно наказала, в дни нашего соединения, лишила жизни её, дочурки, стариков.
-Читай приписку, ещё раз и ещё. Судьба не признаёт случайность, случилось то, что быть должно.
-Вздор, глухарь заткнул трубу печную,  просто случай, какие в жизни происходят. Хотели у себя оставить, да воспротивилась она. Спасибо за советы, один мне дельным показался. Я пленным жизни сохраню.
-Их жизни не в твоих руках, свою убереги.
-Не в моих руках? Я всем вершу на перевале!
Проводник рассмеялся.
-Провидец никудышный, гибель  идет из прошлых жизней,  уйди с отцовского пути.
-Я для предательства негоден, он не привык к открытым разговорам, со временем пройдет обида.

С подмогой облегчение пришло и радостные вести. Доставили припасы,  монетами со всеми рассчитались и пленным сохранили жизнь.   Юсуп счастливей не знавал момента, письмо отца, оно гласило:
Спасибо случаю, помог мне сына оценить, его  достоинство   и силу. Всё, что просил, тебе доставил. Помощника прислал, чтоб легче было управлять. Мы редко виделись с тобой, промашки исправляю. Всё остальное на словах.

   Помощника он знал, отцу был предан, пытался породниться с ними. Два сына в  холостых ходили, заглядывали на сестёр.   Юсуп доверился ему и за собой водил повсюду. Помощник искренне делами восторгался:
-Мне за тобою не угнаться, года не те, сноровки меньше. С людьми, вот так, общаться не смогу.  Нет ругани и мордобоя, засыпало кого,  спасать несешься,  Спасателем и кличут. Тебе не перевал держать, а караваны мирные водить, не воин ты, а созидатель.  Как Соколов умял! Сам слышал по утрам, тебя благословляют, Спасателю  Юсупу, слава!
-Всё очень просто, я каждого из них   спасал, в горах различий нет, опасности роднят делами.  Вы жили по соседству,  помню, как пришли в наш дом и мастерили печи. Ещё я помню,  отец вручил  ключи от сруба, ты рядом с ним из-за подарка?
-Подарка не было, ключи вручил, бумаги не оформил и за работу не платил.  Срубы и улицы его. 
-Как видишь моего отца, с осадой изменился очень?
-Каким он был, таким остался. Напорист,  с дороги не свернёт.  Во всём, по лезвию ножа и я при нём, и тысячи таких,  как я ввязались, не подумав. Я чист перед потомством и людьми. Ты,  не мараешь рук, наоборот, спасаешь, а если взвесить по делам, с Главнейшим на равных.
-Палач с отцом открыты были,  по доброй воле клялся на крови. Сбежишь, повесят четверых.
-Я мирный человек, тепло селил в дома,  был счастлив каждым дымоходом,  заказы шли на много лет . Жена молила, дочки тоже, останься дома, нам нужней!  Сын младший увязался, на стены первый в драку лезет, понравилось играть во смерть.  С отцом твоим,  как с другом поделился и попросился на покой.  Готов отдать, что заслужил и более того, все сбережения за сына. Лишь бы домой живым вернуть,  ещё и не  мужчина, всего четырнадцать  годов.  Сильно разозлился, растаял поутру,  Помощником к тебе направил.
-Напрасная затея,  отпустит одного, вслед  сотня кинется.
-Перед отправкой,   двух вызывал особо.  При нападении на крепость  себя умело показали,  после  бесед, отрядниками стали. Главнейший шапками разбрасывать не станет, понятно всякому, задаток за труды. Со мной оговорил вопросы,  о них не  вымолвил ни слово.
-Давно сын к бойне пристрастился?
-Третий месяц.
-С женою не встречался год,  мотался по чужим краям и заглянуть не смог к любимой. Не видел, как пошла дочура, не слышал первые слова. Твой заходил перед дорогой?
-Перед дорогой заходил, с женой твоею не встречался.
  -А, что старухи говорят, какие ходят, бродят слухи?
-У сына в голове осада, может и слышал, вылетело сразу.

Юсуп с Помощником обходил посты,  доклады принимал. Охранник отозвал в сторонку.
-Вчерашний разговор  встревожил, я  передал своим и пленным,  их каждый шаг известен будет. Помощник прав, один из них тебя пасёт, второй,  его глазами поедает. В местах указанных установили сети, пленным добавили еду. Помощник про жену смолчал, что сын  с ней не встречался, правда, а насчет слухов,  они не вылетают сразу. 
               
Через три дня, Юсупу доложили, с Помощником беда случилась, повёл себя неосторожно и провалился в ледяную щель. Следом, отрядник молодой свалился. 
Юсуп  просил  подробно описать промашку.
-Втроём шли с разницей в три шага. Помощник щель заметил, нагнулся для осмотра, приблизился к нему,  ноги заскользили, толчок случайно получился.
-И ты случайно провалился?
-Случайность, головой ручаюсь,  со мною  рядом сводный брат, не мог меня он в щель отправить. Хотел мне помощь оказать, метнул веревку с ледорубом, да в голову мою попал.
Юсуп  отвел его  в покойную пещеру, накинул балахон, велел молчать а, брату сводному допрос устроил.
-С  малого  взрастил, наследством,  мастерством, как с братом поделился.  Главнейший с ним  беседу вел, а я за ширмою сидел. Помощника  велел убить, помехой стал и исчерпался делом.   А перед тем, как шапкой наградить, спросил, кто более  достойней, он или я?   Ответом поразился, сказал, что я не искренен, служу не делу, а утробе, завистлив, могу продаться за пустяк. Ответом уничтожил братство. Сшибал намеренно, измену не прощу.
-Подлога ты не допускаешь?  Брата самого не видел, за ширмою сидел, а голосок подделать можно. У палача умельцев много.
В углу послышались рыдания.
-Измену прилепил, как мог подумать!  Вместо отца и матери держу,  без веры, как мне  жить на свете?  Главнейший  сказал, ты провинился, вину  убийством смыть могу. Помощник не жилец, он речи вольные несёт, осаду разлагает. Не я, так кто-нибудь другой исполнил бы его указку.
Юсуп на корточки перед Помощником присел и с грустью произнёс:
-Ты слышал всё, что делать с вами? 
Помощник  посмотрел на братьев.
-Убей,  нам  возвращаться смысла  нет. Будь проклята осада! Отец твой  и палач жизнь стольким людям загубили.  Думаешь, за сына почитает? В руках отца разменная монета, вертел тобою, как хотел. А, ты? Жену у друга перебил, ребёнка народил и на безумную оставил. Миланья в дочку, ненароком плеснула кипятком, ей показалось,   собака  забежала в дом. Твоя жена  рассудок потеряла и кинулась к дружку. К родителю увёз, при них остался. Велела передать,  в страданиях жила, ваш род мужской любить не может.

Пленники, укутавшись тряпьём, безмолвно  пережили ночь. С рассветом их спустили вниз на неизвестную тропу. Мальчик, похожий на Юсупа,   отмерил пять шагов, палкой провел черту и произнёс:
-Где вы стоите, кровь и стоны,  а за чертой иная жизнь. Всего-то пять шагов, на вид такая малость, а требует усилий и осмысления прожитых лет.  На вас возложат небеса не гибель, а спасение жизней. Оружие, не меч и не копьё, а  истинное слово. Судья ни я и ни Юсуп, который вам простил огрехи. Свои поступки и дела, осудите вы сами. 
-Но, если нападут на нас?
-Лишь исчерпав возможности и силы, попросите вы помощь у небес.
По разумению своему, они   окажут вам  защиту.

Мальчик исчез. Братья подошли к черте, недоумение на лицах. Как без копья и без меча существовать на белом свете? Отцы и старики учили, земная истина одна, в ком сила и богатство, тот  правит миром и людьми.
Помощник посмотрел на них.
-Для начала, друг друга надобно простить, обиды грешные не помнить.   В поступках, вы одинаковые в весе.
Младший брат с возмущением воскликнул:
-Ради брата, не ради шапки, пошёл я на твоё убийство. Даже во сне, я не способен сказать о нём  поганые слова.
-В   виновность  ты поверил сразу, не удивился  наговорам. И брат  хорош, обида жизнь перечеркнула, родительский наказ и братство, брата младшего учил, делился мастерством. Кто мастерству учил тебя  и на ноги поставил? А от приёмного отца,   при жизни, получал упрёки? И братства нет и отношений тоже, вы больше на соперников похожи. Любой пролезет между вами.
-Главнейший не любой, сомнения власть не вызывает. Сказал, виновный брат  и я  поверил.
-Не крал твой брат монет, как и меня, оговорили. Перед тобою человек,  дарующий тепло.  Все печи, кухни, мной сотворены, вы каждый день обогревались. Ты в щель толкнул меня, а брат тебя и его тоже, кто-то сбросит. Как просто погубить чужую жизнь, какие чувства испытал при этом?  Как завопил, когда со мною рядом лёг, спасите, помогите.  Ночью, когда от злости и обиды, вы рядышком сопели, я жизнь пересмотрел свою. Осилю я условия черты, а вы между собою разбирайтесь.  Случай сведёт с Юсупом, передайте, я восхищался им всегда, обидные слова  от слабости душевной вышли.
Помощник перешёл черту,  махнул рукою на прощанье. Нежданные слова остановили:
-Не сведёт, Главнейший   к себе  позвал.   Бежать решили? За побег, всех порешу без разговора.
На тропу, наёмники спускались по верёвкам. У черты появился  мальчик:
-Я, житель этих гор. Предупреждаю, черта,  не выдумка, озлобленные люди, грозящие  погибелью другим,  перешагнув её, погибнут.
Отрядник, оттолкнув его, приблизился к Помощнику:
-Шагай за мною добровольно.
В тот же миг, он начал задыхаться, взмахнув руками, рухнул в снег. 
-Что рты разинули,  помощь окажите, я телом  ослабел, один  не справлюсь, -  запросил Помощник.
Наёмники  перед чертой остановились, попятились назад.
Через черту братья шагнули машинально,   втроём  перетащили  тело. Очнувшись, отрядник, прошептал:
-Всех трёх немедленно на перевал, Главнейший будет благодарен.
Помощник с братьями попятились к черте. Младший брат, произнёс:
-Какая разница, где гибнуть, я с вами не пойду, а брат, как знает, наказы Главного исполнил, он дважды убивал меня.   
Наёмники, боясь ослушаться приказа,  приблизились к черте. Брат старший закричал:
-Как будешь без меня существовать?
Он вырвался из цепких рук, догнал меньшого брата, к себе прижал и молвил:
-Прости поступок, если  сможешь!

Мальчик, помахал им вслед,  с улыбкою наемникам сказал:
-За этою чертой иная жизнь,  зёрна доброты она забросила вам в души.
-Какие зерна, какая доброта? Черта здесь не при чем,  во злобе задыхаюсь от рождения!
   Приблизился,  мечом пронзил насквозь ребёнка. Тот рассмеялся,  вытащил из тела меч и бросил  в пропасть.
-Напрасная затея, я тень твоя,  из прошлого явился, друг  другу навредить не можем.  Прошлое с живыми неотделимо, приходит в снах, витает в мыслях. В хранилищах и сундуках, на стенах, скальных плитах, на утвари хозяйской, напоминает о себе. Прошлое моё прекрасно, в горах жил люд, душою чистый, стоите вы, на родине МИРИЛ. Мы, хрупкий МИР оберегали,  войны гасили на корню. При мне, жизнь человека взметнулась над богатством и не продажною была. Сегодня,   человек,  пленённый легкою наживой, себе подобных убивает.

Мальчик исчез, наемники столпились у черты.  Отрядник глянул вниз, разглядывая снег,  заметил детские следы. Уткнувшись в снег лицом,  ребёнок  замер в неподвижной позе.  Где остриё торчало из спины, на снег стекали струйки крови.
-Лежит и кровью истекает, - отрядник указал рукою.
Наёмники переглянулись и посоветовали:
-Опять видения начались,  пил бы меньше.
-Главнейший, для меня пример, он пьёт, я буду пить, он морды бьёт  и я пройдусь по каждой!

Поднявшись вверх, отрядник опустошил остатки в фляге  и  объявил всеобщий сбор. Юсупова кибитка и власть на перевале,  ему принадлежала безраздельно, он объявил:
-Главнейший,  меняет власть. Слово моё, закон для всех. Я, не Юсуп  и  промахи прощать не буду. Всем новичкам даю три дня, у Соколов учитесь делу и обращению с горами. На день четвертый, свести их в ледяную яму, и  мерзлые тела оставить у подножья. Вопросы мне не задавать, я отвечаю только перед Главным.
Пустив  по кругу важную бумагу, он с наслаждением вглядывался в лица. От радости  в сторонку отошел и зашептал:
-Настал мой час, величие накрыло, какая радость на душе!
Раздались возгласы:
-Юсуп с тобой ушёл,  посты  не проходил, куда девался?
-Будет вам, - сказал отрядник мирно, - отец на встречу пригласил. Юсуп владеет тайными ходами, меня  водил.    Костёр зажгите, да свечу устройте, Главнейший   сигнала ждёт, что он просил, я всё исполнил.

Два дня назад, Юсупова  охрана, заставила его надеть кольчугу, в ней находиться днём и ночью.  Тело, привыкшее к свободе, ныло, потеряло гибкость, ночью кольчуга сдавливала грудь и вызывала беспокойство. Утром, отпустив охрану, отрядника повёл своей   тропой. Вопросы задавал, откуда родом, доволен ли своей семьёй, за что он шапку получил.   Отрядника несло:
-Отец безродный,  в детстве  подвозы перепутал, в чужой залез, проснулся утром, подвозом правит не родитель. В памяти воспоминаний мало, большущий стол и много ребятни, он младшим был, его ласкали, подбрасывали вверх.  Собаку подарили, черную, назвал  Вороной.  Лес рубили, дома  устраивали кругом, в кругу березы насадили. Отец исколесил полжизни, родню искал.  Мать  по дороге встретил, такую же бездомную, как сам. Меня родили, братьев и сестер. Народ им уши прожужжал, пора  бы домом завестись.  Наш сруб в сравнении с другими, насмешка, им хоть бы хны, они рожали, да рожали. Стеснялся я своей родни, поклялся, если рожу, то   сына одного, богатством наделю и домом.  Главнейший мимо проезжал, клич бросил, кто хочет славу поиметь пристраивайтесь в хвост.  Я и пристроился. Вначале, не заметен был, а как осада началась, при нападении на крепость придумал хитрость, впереди двое отвлекают, а я копьём исподтишка прокалываю перья.  Ножом, копьём орудую я лихо, скотину бил одним ударом.
-К Главнейшему часто заходил?
-Позвал меня, отметил лихость и об успехах расспросил, послал  для помощи на перевал. Мы скоро выйдем на площадку?
-На третьем повороте пост, останешься при нем,  а я стопы к отцу направлю,  задумкой поделюсь. Будь осторожен, впереди опасный поворот, тропинка уже пол ступни, мы вбили скобы для страховки.

Затрепетал отрядник,  нащупал рукоять ножа. Юсуп нутром почувствовал замах.  Кольчуга  приняла удар, пробила кожу, поранила ребро, но, не дала ножу вонзиться.   Отрядник резко повернулся, на корточки присел, отполз от поворота, замер.  Отдышавшись,  он  прошептал:
-Исполнил просьбу, вместо него за сына буду. Силы небесные, вам бью челом, мне тоже счастье привалило.
               
Юсуп плашмя свалился в сеть.  Морозный ветер пронизывал насквозь, он, как ребёнок залился слезами.  До последнего мгновения надеялся на светлый разум,  не может сыну  подослать убийцу! Отца любил,  верность соблюдал и  без него не мыслил жизни.  К видениям и снам, он  относился не серьёзно. Жизнь предков никогда  не волновала,  а нынешняя катилась день за днём,  и в ней, все поручения отца исправно выполнялись.  Он замерзал, душа рвалась наружу. Увидел девочку, она присела рядом и попросила выслушать её:
-Мама живет с прекрасным человеком и я его отцом зову. Родили братика и  в будущем родятся дети.  Осада кончится, Соколы займутся местью.  Отец твой обнищает, семью намеренно загонят в лес, кроме тебя, им некому прийти на помощь.
Он прохрипел:
-Ты, кто такая?
-Дочка твоя,  не узнаёшь? Меня Миланья кипятком облила, случайно вышло, а чтоб не маялась по жизни, подушкою накрыла рот, да бабушка вошла случайно.  По шее и платку найдёшь.
-Она мала, а ты почти невеста.
-Годы летят неумолимо и я успею подрасти.