Федотов. Сватовство майора

Нина Бойко
 
Отец Павла Федотова –– солдат поротый, колотый, рубленый, стреляный пробился-таки в поручики, но последняя рана погнала в отставку. С женой турчанкой, вывезенной из молдавской кампании, он оказался в Москве, где поступил секретарем в Московскую управу благочиния.  Куда делась экзотическая жена, неизвестно, но через четыре года Андрей Илларионович женился снова –– на купеческой вдове Наталье Алексеевне Калашниковой. Детей народили много.
От отца Павлу перешла бескомпромиссная честность,  от матери –– душевная отзывчивость и деликатность.

Неполных двенадцати лет родители отдали Павлушу в Московский кадетский корпус на казенное обеспечение. «Меня судьба, отец и мать назначили маршировать», –– скажет он впоследствии. Директор корпуса Кригер заявлял: «Русских надо менее учить, а более палкой бить!» Муштра была страшная.
В этой машине, долженствующей сделать из Павла Федотова человека нужного государству, он пробыл семь лет. Здесь, в корпусе, пристрастился рисовать безобидные карикатуры на своих товарищей, –– сходство было сильное. Кроме того, он хорошо пел, играл на гитаре и скрипке, сочинял стихи.
Состоялся выпуск. Федотов окончил курс первым учеником, и, по заведенному обычаю, его имя было высечено на почетной мраморной доске.  Павел Андреевич  получил офицерское звание, погостил в родительском доме, а затем, согласно предписанию, отправился в Петербург в лейб-гвардии Финляндский полк. 

Казалось бы, невелика разница:  из одной казармы в другую, но жизнь была совсем иная. На всё требовались деньги. На предвиденные и непредвиденные расходы, а в гвардии ––  во что бы то ни стало! –– держать тон. Для «тона» был нужен хорошо обустроенный быт, собственный денщик, блестящий  внешний вид.  Офицерского жалованья на  это никак не хватало, а деревенек с крепостными у Павла не было. Вот когда Федотов  ощутил  свою унизительную бедность! Он экономил на еде, душу отводил на стихотворных зарисовках, «позубоскалили, отвели душу –– и легче».
В полку, кроме карандашных карикатур, Федотов писал портреты, причем в громадном количестве.  Именно портретирование открыло ему ту радость, то неповторимое наслаждение, которое дает рисование с натуры: наслаждение зорко вглядываться в человека, сидящего перед тобой и переставшего быть просто твоим знакомцем –– он уже обратился в некий мир, который надо постичь.


СВАТОВСТВО МАЙОРА

Репутация  полкового Рафаэля ласкала самолюбие Федотова, но ни к чему серьезному не обязывала. Чтобы вырваться из этого сладкого плена, он стал посещать вечерние классы Академии художеств.  У него был талант, был и характер. Он взялся за дело серьезно.
Но молодость –– это молодость.   «Как румяны рассветы, как ясен свет дня –– родилась на свет моя Катенька!  На первом имени, каком я научился вдохновляться, душой стремиться, развиваться, то имя –– Катенька!»
Головачёвы были соседями Федотовых по Москве. Катя была на четыре  года моложе Павла, он играл с ней,  расчесывал  кудри, на руках пытался носить…  Когда уехал в Петербург, Головачёвы через три года тоже оказались там. Родители Кати решили, что ей пора выходить в свет: Кате было уже  восемнадцать. Любовь началась, вроде бы шутя, играючи, но вскоре  влюбленные уже не мыслили себя друг без друга. Предполагалось, что Головачёвы скоро уедут, но опять вернутся.  И будущее Павла с Катей стало туманным.
Беспокойный был год. К счастью, Федотову дали четырехмесячный отпуск, и он выехал в Москву.
Дома нищета, но рядом –– Катя! Встречи были ежедневны, разговоры нескончаемы.  Положение обоим представлялось простым, и надо было только набраться терпения: сначала до следующей встречи, а потом, бог даст, и до того момента, когда обстоятельства окажутся вполне благоприятными.

                Я наряжу тебя в пышной фантазии
                Лучше, чем жен своих деспоты Азии, ––
                Солнце пришью ко груди,
                В косу –– луну диадемой вверх рожками,
                Старшие звезды –– серёжками, брошками…

Так мечталось Федотову, и об этом он писал Кате в стихах. Но Катина маменька строила совсем иные планы. Снова повезла дочь в Петербург показывать свету и заманивать  женихов. Федотов, по мнению маменьки, в мужья Кате не годился. Что проку от мужа, у которого на руках многочисленное семейство, и он вынужден даже своё небольшое жалованье делить пополам –– им и себе?  Что за жизнь будет у Катеньки, когда каждый кусок, каждая ленточка на счету?

Катеньке был нужен только Павлуша! Однако мамушки, кумушки и свахи так заговорили бедную девушку, так напугали будущим, что ей стало страшно. Она согласилась выйти замуж за человека с более устойчивым материальным положением. Свадьба состоялась 9 ноября.  Отчаянию Федотова не было границ. 

                … Со вчерашнего дня
                Ее нет для меня. ––
                Уж с другим под венцом
                Поменялась кольцом;
                Ему верною быть
                Его нежно любить
                Клятву Богу дала, ––
                Перед Богом лгала.

Для Федотова свадьба Кати рушила все надежды на счастье!

В 1848 году он представил петербургской публике картину «Сватовство майора», где в образе невесты изобразил Катю Головачёву. Невеста, как большая светлая птица (хотя не без жеманства, уже привитого светом),  рвется  к спасительной двери.

                И вот извольте посмотреть,
                Как наша пташка сбирается улететь;
                А умная мать
                За платье ее хвать!

Но в картине Федотов показал не богатого жениха, а сделку купца с дворянином, что стало уже обычным явлением русского общества. Майор беден, зато у папаши невесты денег невпроворот, и в результате майор получает богатство, купец  ––  родовитого зятя, а чувства невесты никого не волнуют.               
Когда публика увидела картину, успех был ошеломляющим!  Ярко и точно художник передал то, что было известно всем.