Повелитель змей Алишер Ярматов

Анастасия Павленко
Мерзкие, скользкие, холодные, шипящие, опасные… Такими эпитетами люди щедро «награждают» этих представителей животного мира. А вот удивительный человек из Самарканда Алишер ЯРМАТОВ считает, что змеи красивы, грациозны, умны и чрезвычайно полезны. Просто, чтобы разглядеть это, нужно их очень любить.

Змеи. Этих животных из отряда пресмыкающихся на Земле существует около 2 500 видов, треть из них очень ядовита и опасна.  Именно  это и стало решающим фактором в отношениях «змея-человек»: если у одних народов кобры, гадюки, удавы – символ мудрости и предмет почитания, то у других они вызывают неподдельный страх и ненависть.  Ни к тем, ни к другим самаркандец Алишер Ярматов, который с 9 лет водит дружбу с нагами и нагайнами, не относится. Он считает, что змей необходимо уважать, принимать их такими, какие они есть. Впрочем, отношение и к другим животным у него очень доброе – в его доме живут вараны, сова, мангуст, собаки.
По профессии Алишер-ака, уроженец села Джом  Кушрабадского района, зоотехник. Как он сам вспоминает, с детства любил наблюдать за животными, особенно, за змеями, спрятавшись в камышовых зарослях у ручья, что протекал неподалеку от родного кишлака. Потом научился их ловить, правда, брал тех, что поменьше и неядовитых. Приносил ползучую живность домой, пытался их приручить, но они почему-то убегали. А через некоторое время он слышал истошные вопли напуганных матери и сестер, которые недоумевали, откуда в их доме столько гадов взялось? Неужто шайтан проклял дом и сделал  его пристанищем для выходцев из ада? Уже поговаривали о том, чтобы съехать из «илон-хоны» («дом змей»), но однажды старший брат заметил, что у 9-летнего Алишера из кармана голова змеи выглядывает. Да, «внушением» мать занималась долго – еле вырвался из-под лихой камчи, гулявшей по спине юного натуралиста. Убежал заплаканный Алишер в излюбленное голубями и им самим потайное местечко у реки, стал просить высшие силы помочь ему в приручении змей. Ведь раз их все боятся, значит, и на него руку потом никто не поднимет…

Конечно, до ловли ядовитых змей было еще далеко, но именно после этого случая Ярматов заметил, что каким-то странным образом стал привлекать к себе рептилий. Он интуитивно   чувствовал, как с ними нужно обращаться, чтоб не разозлить и не сделать им больно. Понял, что резкие движения вызывают у них либо охотничий, либо инстинкт самосохранения. Приносить домой змей категорически запрещалось – брат тщательно обыскивал его перед входом в дом – и теперь  Алишер целыми днями пропадал в степи. Сельчане удивлялись и даже побаивались странного мальчика, у которого всегда в руках были змеи, и когда подошло время жениться, никто не хотел выдавать за него свою дочь. Но Алишер и не думал бросать свое увлечение.

Когда учился в самаркандском сельскохозяйственном институте (без раздумий выбрал специальность зоотехника), узнал из книг академика Е. Павловского и профессора А. Мелик-Карамяна, чем могут быть полезны ядовитые змеи. Загорелся тогда Алишер Ярматов идеей лечить людей и в то же время рассказать им о той громадной пользе, которую приносят эти животные. Ведь сколько раз на его глазах зверски убивали его любимцев. И трудно было втолковать испуганным людям, что это безобидный полоз или уж. А если кобра попадалась или эфа – тогда вообще ничего слышать не желали. Хотя  змея никогда не нападет на человека первой, она сама его боится.

- Страх перед человеком у змей в крови, - рассказывает Алишер-ака. - Если на змею наступить, она, конечно, будет защищаться. Но перед броском  обязательно зашипит, особенно у кобр такая тактика – когда она раздувает капюшон и начинает шипеть, значит, предупреждает. Потом змея делает выпад и как бы целует мордой того, кто ей помешал. Если и тогда обидчик не уходит, то только после этого она пускает в ход ядовитые зубы. Эфы и гюрзы перед нападением изгибаются. Если человек ведет себя осторожно, то ему ничего не угрожает.

Много литературы прочел на эту тему Ярматов, выясняя, чем яд кобры отличается от гадюки, в каких пропорциях его нужно применять и для лечения каких болезней. Общался с ведущими специалистами в этой области. Но для начала необходимо было иметь под рукой ядовитых змей, научиться брать у них яд. Это оказалось весьма сложным делом. Кстати, свою первую кобру Алишер-ака поймал только десять лет назад, но как только это случилось, он в полной мере осознал, что повелевать змеями – это дар небес.
Однако были моменты, когда увлечение змеями чуть не стояло ему жизни. Целых 25 раз Алишера-ака кусали гюрзы, кобры и гадюки. Другой бы  на его месте давно умер от таких доз свежего яда, но Ярматов, этот человек-феномен, не только жив и абсолютно здоров (никогда даже насморка не было), но в свои 57 лет полон энергии и сил. Правда, страшные шрамы на теле, отсутствие мизинца на левой руке - яркие свидетельства того, что со змеями шутить опасно. А еще нельзя входить в вольер с рептилиями в нетрезвом состоянии: обычные змеи не дружат с зеленым змием.

- Знаете, я раньше часто пил водку, - говорит Алишер Ярматов, - потому что слышал, что алкоголь нейтрализует яд. Частично это правда. Но когда человек выпивший, он плохо контролирует свои действия, а неправильные движения всегда служат змеям сигналом для нападения. Укус же кобры или гадюки очень болезненный, тело как будто в огне горит, воздуха не хватает, сознание отключается. Вот уже 9 лет я ни грамма спиртного в рот не беру, и все нормально. Без укусов, конечно, тоже не обходится, ведь я часто выступаю с ними перед публикой. У меня целая программа разработана, где я демонстрирую изящество и грацию змей. Но вот в прошлом году кобра случайно укусила меня в голову. Змея (а это был брачный период, сработали инстинкты)  решила разобраться со своим соперником на виду у толпы народа. Так как обе находились у меня в это время на плечах, то ядовитые зубы кобры впились не во врага, а в мою голову. Я никогда не удаляю у своих питомиц  зубов, поэтому укус был очень болезненным, пришлось скорую вызывать. Но все обошлось.

В чем секрет  такой выживаемости Алишера Ярматова? Может, кровь у него особенная?

Когда журналисты задают ему такой вопрос, он улыбается и говорит, что после стольких укусов в его крови, наверное, яд течет. На самом деле Алишер-ака с молодости малыми дозами вливал в себя змеиный яд, разбавляя его в чае, сейчас даже свежий яд выпивает. Отсюда повышенный иммунитет и малая чувствительность к токсинам. 

После того, как он убедился на своем опыте, что яд абсолютно безвреден, если его правильно употреблять, Ярматов решился на лечение своей бабушки, страдавшей непонятными болями во всем теле. Районные врачи поставили женщине диагноз «старость» и отправили назад в горный кишлак. А старушка чахла на глазах, измучившись болями, сама упросила внука помочь, мол, хуже все равно уже не будет. Алишер-ака дал ей совсем малую дозу высушенного яда, та подействовала благотворно: боли сразу исчезли, появился аппетит. Еще несколько порций – и у бабушки вся хворь прошла. Слух о чуде-лекаре быстро разнеслась по кишлаку и его окрестностям. Но лечить всех подряд Ярматов наотрез отказался: есть официальная медицина, вот если она окажется бессильной, то - пожалуйста.

-  Люди боятся делать операцию, - рассуждает Алишер-ака. - Иногда на дорогостоящее лечение просто нет денег, бывает, что и врачи качают головой, мол, крепитесь. Тогда отчаявшиеся начинают обращаться к нетрадиционной медицине.

Конечно, пользоваться ядовитым «даром» природы нужно грамотно, для чего Ярматов постоянно общается с исследователями в этой области  медицины. Правда, сегодня у нас этим способом лечения как-то  мало заинтересованы. Но змеелюбитель надеется, что ситуация в данном вопросе изменится в ближайшее время. О Ярматове уже снято два документальных и один художественный фильм, о его деятельности знают в США, Израиле, России. Тем более вот недавно в новостях появилась информация о результатах японских исследователей. Лабораторным путем на мышах доказано, что препараты из змеиного яда успешно могут применятся в лечении болезней сердца и рака. Оказывается, токсины, находящиеся в яде змеи, разрушают тромбоциты, избыток которых приводит к инфаркту миокарда, а также к росту злокачественных опухолей...
 
Сегодня у Алишера Ярматова в специальном вольере, находящемся в селе Джом, обитает около 40 змей. Большинство из них - кобры. Часть отловил он сам с сыном, других принесли сельчане. В округе уже все знают, что убивать змей нельзя, лучше сообщить о ее местонахождении Илонлар султони («Повелителю змей»), - он о них позаботится.

Змеи живут у Ярматова максимум год-два, потом он их отпускает обратно на природу. За это время регулярно, раз в 10 дней,  он  берет у них яд. При этом обильно их кормит исключительно «живой» пищей: мышами, лягушками, ящерицами, слизнями, мелкой птицей, мальками рыб. Смотреть на эти обыденные для Ярматова действия – занятие не для слабонервных. Но вот семье Алишер-ака никто не боится змей, даже 6-летний внук, а дочка Дилафруз вместе с отцом выступает на представлениях, танцуя с кобрами. 
 
- Во время выступлений я всегда обращаюсь с призывом к людям: не убивайте змей!, - говорит Алишер Ярматов. – Они тоже творения Аллаха, причем  очень полезные. Змеи сохранили мое здоровье, они могут сохранить здоровье и другим людям. Надо только относится к ним по-доброму.