Отгуляв пятнадцать дней, по прилету с "оперточки" по обслуживанию "авиалесоохраны", я - насторожился, когда вечером раздался звонок телефона и голос "комэски" ласково проворковал:
- Хватить отдыхать-то! Пора бы уже и за работу Семен Семеныч. Завтра - приезжай с вещами.
- Да и то правда - засиделся я, однако.- Надо денюшку заколачивать. Уж больно быстро "она" заканчивается - киваю смущенно, своей половине, возмутившейся было неожиданному известию.
Ранним утром и взмыли мы "дружным трио":"вертолетик Двоечка», я, и авиатехник дядя Миша.
Внизу мелькнула железнодорожная насыпь с серыми шпалами и зазмеились, отдаляясь и уменьшаясь в размерах, овраги и балки "Первомайских озер". Ещё зеленые - не выгоревшие пока поля раскинулись было, впереди, но вскоре благостная "оазисная картинка" кончилась, и унылые пески с бесконечными грядами, потянулись с юго-востока на северо-запад, теряясь вдали.
Через час десять минут мы пересекли широченную излучину старой реки Или, и крутанувшись пару раз над центром поселка, подав тем самым знак "заказчику", пошли на посадку.
В этот раз выпало работать, по обслуживанию "Противо-чумной станции" в песках, в ста восьмидесяти километрах от "базы". А приютил нас *«ЭмВээЛ-овский», небольшой аэропорт, со странным названием «Баканас».
Вертолёт пришел на весь "сезон", а мы (экипажи)- меняемся через пятнадцать дней. По желанию "отдельных личностей" имевших свой интерес, можно было смениться и через месяц. Но это - скорей исключение, чем правило, так-как
мало кому охота жить в духоте жаре и пылище, такой длинный срок. Мы и так использовали любую подвернувшуюся возможность, чтобы побыть дома денек-другой.
А чтобы легче было смыться, на выходные, домой, я пригнал сюда мой «Запорь», который собрал собственными руками и очень им гордился.
Хоть это и был простецкий «Собарёк» - как говаривал Михал Михалыч, а уехать
на базе, с работы, одному, редко приходилось: наш аэропорт от города километрах в двенадцати, и кому охота ждать автобус и пилить на нём по всем остановкам, когда есть прекрасное транспортное средство, которое носилось тогда управляемое лихим водителем - "со страшной скоростью". И услугами сначала «горбатого», а потом - «безухого» - пользовались даже очень большие, по тем временам «фигуры».
Особенно вырос авторитет среди начальства, когда в сильнейший гололёд, едучи на работу с черепашьей скоростью на «горбатеньком собарожце», от «богатства» на лысейшей резине, и проезжая остановку меня вдруг «засекли» мои начальники, заждавшиеся служебного автобуса, дружно замахав нам, обрадованно, руками.
Их - «пузанов» - уселось в «Запор» аж пятеро!
Видели бы вы, как тихо они себя вели.
Мы ехали себе не спеша и прибыли на работу - в составе "шести душ". Остальной народ подъезжал и приходил пешком в течении 3-5 часов. Общественный транспорт был парализован, но прибывшее со мной начальство однако «хмурило брови», на опоздавших.
Мда. О чем это я?
Ага. О "Запорожце" конечно.
Однажды вечером, вписывая остаток топлива в "бортжурнал", в этом самом маленьком аэропортике затерянном в песках, я включил тумблер «Сеть на аккумулятор», чтобы электрический указатель топлива выдал цифру в литрах,
а выключить - естественно забыл.
Утром следующего дня, придя на вылет встретил у вертушки дядю Мишу, который ла-аасково так, по отечески «мя-ягко», спрашивает:
- КАКАЯ Ж_ПА не выключила аккумулятор вчера?! А-ааа!?
Я оглянулся было, но "увидел", что никого кроме меня в радиусе километра - нет.
Поразмышляв решил, что надо-бы сдаваться.
Показываю, улыбаясь: Вот «она», перед тобой! Во весь рост.
- Вот от неё и будешь вертолет запускать - сердито обрезал дядя Миша.
И пошёл себе, по своим делам.
Мдя-яя...ситуация! Ведь вылетать надо, и уже давно. Заждались мои заказчики, сидя под деревом-то.
Вертолет попытку запуститься-таки «не одобрил», и стал я искать "зарядное устройство" в поселке, чтобы подзарядить хоть немного аккумуляторы.
Но, не нашёл.
Подумав-помыслив - вспомнил, что на моем четырех-колёсном "Мустанге",
стоит вертолётный аккумулятор с "распиленной перемычкой" между 6й и 7й банками.
Очень, кстати, работоспособный, хоть и списанный уже аккумулятор.
Аха-а! - Один есть, надобно ещё один.
"Тестирую" вертолётные аккумуляторы: первый - «полуживой», и это - уже
хорошо, второй «пободрей дышит», а вот это - поправимо!
Завожу верный «Собарожець» и еду к вертолету, мото-отсеком поближе.
Устанавливаю "регулировочным винтом" обороты двигателю "выше холостых".
Снимаю подсевший аккумулятор, с вертолета, и подключаю кусками провода шесть его "банок"**, на подзарядку от генератора "Запорожца". Шесть потому, что автомобильная электросеть - 12 вольт, а вертолетная - 24. Поэтому, половину аккумулятора пока что, подзаряжаю...
Засекаю время.
Тем временем, сняв с тарахтящего двигателем Запорожца, бывший когда-то вертолетным аккумулятор, устанавливаю ему перемычку, между "банками" аккуратно выпиленную мной-же (при установке на Запорожец), восстанавливая таким образом заводскую электроцепь. Вставляю батарею в специальный контейнер и, на место - в аккумуляторный отсек вертушки.
Через час подключаю на подзарядку от трудолюбиво урчащего «Запорожца», вторые шесть банок вертолетного аккумулятора, подсаженного мной нечаянно.
Ещё через часок, вставляю в контейнер заряженную, насколько это возможно, "батарею".
Взмолившись и подбадривая мысленно "винтокрылую ласточку", с трудом, но запускаем-таки, один двигатель!
- Ура-аа!!! Теперь, от работающего на двигателе генератора, запустим и второй движок - радуюсь про себя.
Что и сделал, тут же.
Кхм. Мда.
Застопорив педали вертушки карандашом, мухой поменял местами аккумуляторы, вставив в вертолетный контейнер, родную батерею. В темпе отогнал от стоянки "Собарёк", и торопливо всунув сослужившую добрую службу старенькую распиленную батарею, в аккумуляторный отсек Запорожца, хлопнул капотом.
Благодарно целую в морду «Запор», и призывно машу «заказчику», истомившемуся
в ожидании: - Поехали, мол! Чего расселись-то?!
Дядя Миша качает головой, глядя на нас:
- Всякое видел – говорит. – Но, чтобы от «Запора» вертолет заводили - первый раз вижу!
- Эээ! – говорю - дядя Миша. Мы ещё с тобой мно-ого всякого увидим. Ведь вся жизнь у нас впереди.
Улыбается дядя Миша, и ничего не говорит, продолжая качать головой.
* "МВЛ" - аббревиатура от термина "Местные Воздушные Линии".
** Всего "банок" 12.