Артек - Всесоюзная здравница

Анна Бедросова
Однажды летом -1967г.

За отличную успеваемость и примерное поведение меня наградили путёвкой в Артек.
На самом же деле, эту путёвку мне «выбила» мать с инструктора горкома партии, где они распределялись по школам для отличников.
Эти путёвки чиновники оставляли себе, для своих детей, зачастую еле тянувшие лямку науки, или же в качестве подхалимажа предлагали «нужным» людям.
Мама, как парторг школы, посещавшая время от времени заседания в горкоме, случайно узнала от своей знакомой, что прибыли пять путёвок в пионерский лагерь-Артек.
И вот одна из них-у меня .
Дома мне торжественно объявили, что в августе я еду на Чёрное море в пионерский лагерь, где отдыхают дети со всего Мира, все отличники и хорошисты. Большая честь выпадает тому, кто туда попадёт, ведь это случается только раз в жизни и далеко не каждому удасться там отдохнуть.

Я отнеслась к этому известию довольно-таки пресно, т.е. без замирания сердца, на что мама заметила :»Ты ещё не можешь оценить всю прелесть поездки!»-
Ничего себе, до сих пор я ездила всегда в сопровождении взрослых, к родным и близким мне людям, а теперь же мне предстояло лететь с посторонними людьми и неизвестно куда. Прелестно!
На другой день мне купили небольшой чемодан и мы с мамой стали в него укладывать вещи, согласно перечню, указанные в путёвке. Наконец очередь дошла до купальника, которого у меня не было. Их не было вообще в продаже.
-Я уже продумала этот вопрос. Вот взгляни, какой весёленький материал я купила,-сказала мама, показывая мне серый в цветочек ситец.
-Сейчас сниму мерку с тебя и начну шить. Это будет «сплошной» купальник, так как грудей у тебя ещё нет,-решительно сказала мама.
Начались изнуряющие примерки. Дня через два, мама сообщила , что вещь готова.
Купальник я одевала через ноги и с трудом влезла в лямки на плечах. В отражении зеркала на меня смотрело бесформенное серое существо в цветочек. Я повернулась, чтобы в зеркале увидеть себя сзади и обнаружила, что купальник  оттопыривается и в его прорези на спине видны мои ягодицы. Здравствуй ж...!
О, Боже! Я заревела.
Мама же давилась от хохота, дивясь на своё произведение искусства.
-Я его не надену, ведь это уродство!-запричитала я.
-Я не профи, Анечка. Мне ещё ни разу не приходилось их шить, но ты не волнуйся, я ушью здесь и там,-успокаивала меня мама.
После ушиваний купальник стал стягивать меня в боках, паху, к тому же, мне надо было приложить усилия, чтобы в него влезть. Вид мешка, перетянутого у горловины и с прорезями для рук и ног.
Но делать нечего, надевать мне –нечего! С несчастным видом я уложила его в чемодан.

Наступил день отъезда. Помню, что мне всё время хотелось спать, так как все рейсы были ночными. А я - жаворонок.  Для меня очень важно лечь пораньше, чтобы я могла выспаться. Иначе мой недосып будет проявляться в подташнивании и в плохом самочувствии.
Из Самарканда в Ташкент я прилетела в час ночи. Нас привезли в какой-то барак, где с двух сторон стояли кровати, на которых мы проспали, не раздеваясь. Утром все умывались в арыке, который протекал через двор интерната. Наша одежда выглядела несвежей и помятой, что удручало меня.
Какой идиот написал в инструкции, что надо ехать в белой рубашке и в пионерском галстуке?!
До вечера слонялись заслуженные отличники и хорошисты по двору интерната. Я всё никак  не могла выяснить с какой-же группой я лечу в Симферополь? Словом мучение, а не день. Ближе к полночи нас подняли с постели и увезли в аэропорт.
В самолёте, едва усевшись в кресло, все моментально уснули. Прелесть поездки я всё ещё не понимала! Проснулась я тогда, когда шасси самолёта коснулись полосы в Симферополе.

Огромное колличество детей рассадили по автобусам и повезли к морю, в лагерь.
После мытья в бане всем раздали по два комплекта одежды-повседневную: клетчатые рубахи с длинными рукавами и бермуды-брюки до колен, и парадную: белые рубашки, пилотку, юбочку и белые гольфы. Пионеров расформировали по отрядам. Я попала в
отряд №8- всего 35 человек.
Вожатая-Наталья Викторовна, симпатичная молодая женщина, понравилась нам сразу. Элегантна, спокойная. Она повела нас в дружину «Хрустальный».
Пятиэтажное здание со светлыми и большими номерами на 10-12 человек. Верхний этаж-танцевальный зал, где мы обучались танцам.
В спальной комнате у окна поселилась хохотушка Зина из Перми, обладательница настоящего «отдельного» купальника и Людочка Хромова, обладательница платиновых волос.
Рядом со мной рассположилась девочка-балерина-Ирина, которая сразила всех наповал своим искусством танца »Кукла».
Напротив, у стены-Марина-красавица-Несмеяна-пышка,блондинка.
Председателем нашего отряда был избран Олег Белов, симпатичный молчун, москвич.
Виталик-из Денау, матерщинник. Он часто сплёвывал сквозь стиснутые зубы, и говорил странные слова: кушанье у него- звучало как хаванье и т.д. Тоже мне отличник!
Стас-армянин , своенравный и амбициозный.

В один из дней Наталья Викторовна повела нас в поход-ближайшую рощицу, которая удивила меня обилием орешек- фундук на земле и на деревьях, там впервые я увидела кизиловое дерево с плодами, по вкусу, напоминающие алычу, заросли малины, ежевики так и манили к себе. Гуляли мы в  роще тоже организованно, то есть все вместе. Вскоре прозвучал отбой. Мы заторопились в лагерь, где в столовой нас ожидал вкусный ужин. Так как Артек состоял из нескольких дружин, а столовая была одна-огромная, каждый отряд принимал пищу строго в определенное время, опоздал-лишился еды. Наталья Викторовна построила нас в одну шеренгу и тут обнаружилось, что пропал Стас. Искали мы его до наступления сумерек. Кричали, звали, аукали..тщетно.

А он сидел высоко на камне на холму и не реагировал на наш зов.
Наталье Витальевне он объяснил, что захотел домой, а мы, все, ему надоели!
Ну и что, что все его искали и переживали за него.
Ну и что,  что его товарищи лишились из-за него ужина.
Я подошла к нему и сказала, что о нём думаю, на что он отреагировал неадекватно.Замахнулся на меня. И этим допустил ошибку. Откуда же ему было знать,что я –уличный боец. Вообщем-он упал. И долго после этого со мной не разговаривал.
Больно мне надо!

Каждое утро мы начинали с зарядки, бега вокруг здания. Потом торжественно и чинно поднимали флаг нашей дружины и шли на завтрак с песней типа:
А-Ю-ПИ-Я-Я-ЮПИ-ЮПИ-! Это здорово поднимало настроение, как и запах хвойных деревьев, шум прибоя. После завтрака, если не были запланированы экскурсии на гору АЮ-ДАГ, или в Гурзуф, город в Крыму,  мы шли купаться в море.

Берег с крупной галькой ранил ноги. Дно моря у берега был неодинаков по глубине и приходилось всегда очень осторожно нащупывать его ногой, чтобы не провалиться в ямку и не утонуть. Я не могла плавать. А случись что, никто бы сразу и не заметил, что кто-то тонет, детворы было очень много.

 В один из таких «купальных» дней, нам объявили, что снимается кинофильм «Счастливое детство».
Девочки, у которых были яркие и красивые купальники, были отправлены помощником режиссёра  на пирс, а остальные дети на берегу, должны были по знаку режиссёра гурьбой бежать в воду,отпихивая друг друга, и тем самым изображать СЧАСТЬЕ Детства.
Я была в числе бегунов, старалась быть в центре гурьбы, чтобы скрыть свой «весёленький» купальник. И конечно же оступилась, попав в глубокую яму, едва не утонув. Удивляюсь как я выплыла в такой счастливой давке. Нахлебавшись солёной воды, я вернулась на берег. После унятия истерической дрожи страха, ко мне вернулась мыслительная способность. Я поняла суть счастья.
СЧАСТЬЕ –это просто жить. Жить и наслаждаться природой.
Остальное же просто ерунда на постном масле, например, мой купальник из-за которого я не попала на пирс. К тому же когда он намокал в воде, то раздувался как шар и просвечивал. Ну и пусть! Я хоть и за кадром, но счастливее многих!

Вечерами  мы собирались на слёт, где  чествовали дружбу между народами, высокопарно говорили о Коммунистической партии СССР, благодаря которой мы оказались здесь, в раю. Жгли костры, пели песни: «Эльбрус-красавец,смотрит сквозь тучи, смотрит сквозь тучи на синеву» или же играли  в «Ручеёк».
Я тогда впервые обратила внимание на мальчика из нашего отряда. Звали его Караев Вагиф. Приехал он из Азербайджана, города Мингечаура. Невысокий, смуглый, с густой чёлкой, закрывающей брови и дивными чёрными глазами. Ещё бы не обратить на него внимание, если он постоянно выбирал меня к себе в пару.
Из-за стеснительности ни я, ни он не разговаривали друг с другом, но я чувствовала, что нравлюсь ему.

В Артеке я получила первый юношеский разряд по лёгкой атлетике. Я бегала так быстро, что ноги отрывались от земли и я взлетала. Тогда я могла летать, да-да! Я могла преодолевать силу земного притяжения.

Месяц в Артеке пролетел быстро.
В день отъезда море штормило. Вода казалась ледяной, когда её брызги долетали до стоявших на берегу. Свинцовые тучи заволокли небо. Мы прощались друг с другом.
После Артека у меня завязалась переписка с Вагифом. Каждый год он присылал мне посылку с яблоками (спасибо его маме).
Прошли годы. В последнем письме он сообщил, что поступил в МГИМО. Я ответила на его письмо,  где деликатно попросила его больше мне не присылать яблоки, я выходила замуж.