Ловушка

Владимир Платонов 3
         – Ты кто?
         – Как это? Я – это я!
         – Ну, разумеется! Но кто ты?
         – А что, я должен кем-то быть? Мне достаточно и того, что я просто знаю, что я – это я!
         – Да, но ты – никто!
         – Это почему?
         – У тебя нет формы!
         – Какой формы?
         – Любой. Какой угодно. А у тебя нет никакой. Вот, смотри, видишь, что я придумал?
         И в то же мгновение я увидел в пространстве две фигуры замысловатой формы.
         – Вот, это форма, понимаешь?
         – Конечно, понимаю! Но ты ведь это просто придумал! Я таких могу много создать. Вот, смотри!
         И тут же рядом с этими двумя фигурами появилось множество других, придуманных уже мною. Они заполнили всё выбранное для этого пространство.
         – Видишь? Это всё просто придумано! А сейчас я это уберу.
         И в тот же момент пространство вокруг меня стало пустым, за исключением тех двух предметов, созданных не мною. Впрочем, я мог убрать и их, если бы принял за их создание полную ответственность. Но я не сделал этого, и две формы остались там, где и были.
         – Видишь? Всё исчезло! Формы – это придуманное. Зачем мне быть формой?
         – Правильно, это всё так! А ты знаешь, что есть игры, где игроки не знают о том, что они существуют, пока у них нет формы? Там они называют формы телами. Они берут себе тела, полностью  отождествляют себя с ними, а когда приходит время их оставить, считают себя никем. Такое состояние называется у них «быть мёртвым».
         – Как называется? Быть мёртвым? Забавно! А зачем им это?
         – Н-ну…, это такая игра!
         – А-а-а, понятно! Доиграться можно и не до такой бредятины! Мне это неинтересно!
         И я продолжил создавать свою игру. У меня была новая идея. Я поиграл в неё пару миллионов лет, и, наконец, она мне надоела. Я её убрал, так же, как и те фигуры незадолго до этого. И я решил посмотреть на ту странную игру.
         – Эй, ты где?
         – А?
         – Ну, где эта твоя игра? Показывай!
         – Да, смотри, пожалуйста!
         Я настроился на его мысль и в тот же миг увидел эту новую вселенную. За какое-то бесконечно малое мгновение до этого я успел подумать, что не нужно этого делать, поскольку что-то здесь не так. В этом был подвох: к его мысли показать мне новинку явно примешивалась скрытая идея, – я её ощущал, но было поздно – я уже смотрел на огромные протяжённости новой игры. Гигантские скопления материи в форме невероятных звёздных водоворотов были разбросаны по всему доступному обозрению пространству вокруг. Отдельные части странного вещества – очень большие и совсем маленькие, сталкивались и разлетались, образуя самые разнообразные новые формы. Колоссальное его количество кружилось в отдельных воронках, именуемых галактиками, а бездонную глубину свободного космоса между ними пронизывали оторвавшиеся от больших скоплений мельчайшие частицы…

          Это была физическая вселенная. Именно так началась здесь моя жизнь. Так я попал в ловушку...

          …Новая вселенная, наблюдаемая мною, была потрясающе красива! Присмотревшись внимательнее к звёздным водоворотам, я заметил, что внутри них существуют похожие по форме образования, но значительно меньшие в размерах и количестве материи. Ещё чуть позже я увидел, как повторяется этот рисунок и в меньших скоплениях. И так до бесконечности.
          Я заглянул внутрь очень маленькой частицы и понял: там всё устроено точно также.
Затем я заметил, что в этой вселенной двигалось абсолютно всё. Настоящей статики здесь не было. Всё вращалось вокруг единого и огромного множества локальных центров. Движение было краеугольным камнем этой игры.
          Повсюду вокруг множества невидимых центров вращалась огромная масса мелких частиц – звёзд, как я позже узнал их название. Уменьшив своё представление о собственном размере, я переместился в центр одного из таких звездоворотов. Это была одна из бесчисленных галактик. Оказалось, галактика – далеко не самый маленький объект в этом новом для меня мире.
          Мне понравилась такая оригинальная выдумка, и я решил немного поучаствовать в ней. Я стал внимательно рассматривать один объект. Внутри него происходило что-то странное. Частицы, из которых он состоял, словно старались как можно дальше разлететься друг от друга, но при этом что-то не давало им этого сделать. Посмотрев ещё раз на увиденное, я понял – в этой вселенной действует соглашение о взаимном притяжении всех частиц друг к другу. И, несмотря на очень большое стремление разлететься, количество наблюдаемых частиц в объекте было так велико, что соглашение о взаимном притяжении не давало им этого сделать.
          Значительно позже я узнал: объект, на который я смотрел, назывался звездой. Явление, в результате которого материя звезды старалась исторгнуться наружу – термоядерным взрывом, а соглашение о взаимном притяжении, на языке одной из многочисленных цивилизаций называлось Законом всемирного тяготения.
          Но всё это было потом, а в тот момент я решил поиграть с этой новой для меня игрушкой. Я выбрал ещё один такой же объект и столкнул их друг с другом на большой скорости. В результате произошёл разлёт внутренних частиц каждой звезды, сопровождающийся выбросом огромного количества энергии. Это было очень красиво! Зрелище завораживало! Я много видел разных вселенных, много их создавал сам, но ни в одной я не видел ничего похожего.
          Посмотрев ещё немного на сотворённый эффект, я решил его повторить и значительно усилить. Для этого я стянул все звёзды в выбранном мною скоплении в единый центр и столкнул их.
          Зрелище превзошло все ожидания! Это было фантастически красиво! Взрыв, произошедший в результате моих действий, поглотил все звёзды и стал медленно рассеиваться по близлежащему пространству. Материя всех звёзд, участвовавших во взрыве, стала однородной, но гораздо меньшей по плотности и температуре, хотя и по-прежнему очень горячей. Однако не настолько горячей, чтобы начался распад атомных ядер – обязательного условия для термоядерного взрыва.
          Я проделал это несколько раз и вдруг ощутил слабый протест. Со всех сторон на меня была направлена тревожная мысль. И тут я понял, что сделал нечто нехорошее, но не понял, что именно.
          – Ай-ай! Что ты наделал? Где они теперь будут играть?
          – Это ты? Что значит, где играть?
          – Ты испортил их игровое поле!
          – И что? Они не могут создать новое? Это ведь легко!
          – Это тебе легко! А они этого не могут!
          Такой ответ меня невероятно озадачил!
          – Не может этого быть!
          – Ещё как может!
          – Но почему?
          – Видишь ли, в этой игре такие правила. Они не могут восстановить своё игровое поле, потому что не они его разрушили. Они не берут за это ответственность.
          – Но ведь они его создали! Это в любом случае их ответственность!
          – Они так не считают. Они решили, что всё это создал для них кто-то другой, причём, они и сами не знают, кто именно, но только не они…
          – Подожди, подожди!.. Они не помнят, как сотворили эту игру?!
          – Именно так!
          – Но как можно было забыть такое?!
          – Всё просто! Сила постулатов! Чтобы создать вот такой мир, нужна очень, очень сильная воля. Но если решение такой же силы использовать для отказа от причинности, то забывание будет основательным и вернуть память станет очень трудно!
          – Но зачем так делать?!
          – Я же говорю: в этой вселенной такие правила. Чем меньше ответственность, тем интереснее игра. Тебе трудно всё вернуть назад?
          – Вовсе нет!
          – Но в таком случае это неинтересно, верно?
          «Ах, вот оно что! Чем меньше ответственность, тем труднее быть причиной и создавать всякие следствия. И чем труднее достичь цели, тем интереснее играть»: подумал я. «Но ведь так можно и вовсе доиграться до невозможности создания хоть какого-нибудь следствия? Но это же противоречит самой моей сути! И возможно ли такое вообще? Если Бог может всё, то может ли Он создать камень, который сам же не сможет поднять? И что произойдёт, если попытается? Так, так, та-ак! Похоже, это одна их тех вселенных, в которых пытаются достичь в принципе недостижимой цели! Значит, это ловушка! И он не просто так показывает мне этот странный мир!..»
          – Давай, я тебе кое-что покажу!
          – Погоди, я только верну всё назад, раз уж они не могут этого сами.
          – Как хочешь!
          И через мгновение все звёзды и прочие космические тела вновь были на своих орбитах и на своих местах, словно ничего и не произошло.
          – Давай посмотрим на одну из их игр.
          Я смотрел на странное зрелище: два материальных объекта очень необычной формы пытались что-то сделать друг с другом. Действие происходило на одной из планет, как я теперь знал.
          – Что они делают?
          – Они пытаются друг друга побить.
          – Побить?
          – Нанести друг другу вред, но так, чтобы не разрушить форму полностью.
          – А зачем им это делать таким странным способом? Разве они не могут создать немного энергии и сделать это быстро? Ведь эти формы…
          – Тела!
          – Тела? Ну, пусть будут тела… Они же очень хрупкие!
          – В том-то и дело! В этой игре они договорились так, что могут создавать энергию лишь настолько, насколько это может их тело. И не более. А это невероятно мало! Вот и попробуй создать игру, где твои возможности по созданию энергии ограничены такой конструкцией. Это очень трудно, но зато, какая игра! Я прав?
          Я не ответил. Я понял – он подталкивал меня к принятию решения. И я понял, какого именно. Да, это было и вправду чертовски интересно. С такими играми мне сталкиваться ещё не приходилось, хотя за многие триллионы лет я навидался их всяких достаточно. Но только не таких... Да, было бы интересно попробовать, но я не спешил. С интересом рассказывая мне о странностях этой вселенной, он не говорил мне главного – её основной цели, а именно она делала этот чудный на первый взгляд мир ловушкой, и нужно было узнать, в чём её суть. Поэтому, немного подумав, я ответил:
          – Да, пожалуй, ты прав!
          – Попробуешь?
          – Почему бы и нет? Я возьму себе такое тело и поиграю с ними.
          – Но помни! Игра будет интересной только в том случае, если ты забудешь о своих подлинных способностях, забудешь о том, кто ты есть на самом деле и откажешься от ответственности. В этой игре можно только притворяться, но притворяться нужно всерьёз! Как только ты вспомнишь, кто ты и как сюда попал, игра для тебя закончится. Как, впрочем, и для любого, кто поступит также…
          Эх, если бы я знал тогда, что девиз над входом в так называемый ад в художественном произведении одного замечательного автора в одном из многочисленных миров, вполне подходил бы для входа в эту вселенную: «Оставь надежду, всяк сюда входящий!»
          Но я не знал этого. Да, если бы и знал – это вряд ли что-нибудь изменило: я бы просто в это не поверил – настолько я был уверен в собственном могуществе…

          …С тех пор я сменил много тел. Я был великим полководцем, отличным воином, тайным агентом, профессиональным киллером, профессиональным спортсменом и даже великим предателем – я всегда по максимуму использовал возможности своих тел и достигал больших результатов. Но я совершенно забыл, что это всего лишь игра и не имею ни малейшего представления о том, как из неё выйти. Я притворился очень хорошо и не знаю о том, есть ли что-то ещё, кроме этой игры. Вокруг полно всяких мифов и прочих легенд о некоем спасении, но что они означают на самом деле? Что лежит в основе этих сказок? Я не знаю. Долго ли я не буду знать? И это тоже мне неизвестно…