47. Мачеха

Консуэло Ходырева
Ясек очнулся от горячего питья, мачеха вливала в рот спасительную жидкость. Отец с женой шепотом  вели беседу:
-Для дела надо, дорогая. Кого ты больше любишь, меня или добро, которое я в дом тащу?  Желаешь счастья сыну своему?  Полина тоже мать и счастьем детским бредит. Мы куролесим,  в угоду нам,  сын неповинный, готов в петлю головку сунуть, он будет жить у нас. Так надо.
Она ответила:
-К чему добро, если тебя не будет рядом. Утром, прощение попрошу и сыном назову.

В доме  пахло чистотою и вкусною едой. Вчера  отец взял на руки его,  привез домой, и   на лежанку уложил. Припомнил разговор и обещание отца, на жительство оставить, от радости дыхание прихватило. Подошла мачеха, велела сесть за стол. Ясек вскочил и тут же опустился на колени, стены заходили кругом.  Она  с тревогою спросила:
-Где болит? В ту комнату не  заходи,  если болезнь, заразишь сына. Свалился ты нежданно. Вчера услышала, что натворил, прижал бы  хвост, беду накличешь. Ты получил подвоз и лошадь,  тысячи детей такое не знавали. Сыновья благодарность, где?
-Не болен, просто ослабел, меня задела молния случайно, искры и сейчас в глазах, смотреть мне тяжело. Я за себя отвечу сам. Не мог я поступить иначе.  Сама же мать, если бы сына твоего в чужие руки передали, свиданий запретили, травили, угрожали, ты, как бы повела себя? Легко чужие беды осуждать.  Не бойся за семью, я оклемаюсь и уйду, без уважения жить не стану.
-Я не гоню, живи, коли отец велел. Передвигаться можешь здесь и в комнате отца. Еду без спроса не хватай.
-Вечером добрей была, из ложечки поила, принять за сына обещалась, а утром всё перевернула. Не виноват я, мне с матерью  спокойно было, она не злилась, нас ласкала, советы мудрые давала.  Зачем ввёл в дом, если душою  против? Всего боишься, собака гавкнет, белое лицо,  услышишь стук, осиною  трясёшься. Трясёшься зря, пока отцова голова в нужде, беда семье не угрожает и за добро не беспокойся, небом клянусь, мне не нужно оно.
Малыш проснулся, мамка вышла, Ясек услышал тихий плач. В дверь заглянул. Повернув слезливое лицо, она рукою поманила и еле слышно прошептала:
-Как станешь на ноги, уйди,  сказать я не могу причину.
Ясек проспал весь день, вечером отец заставил  съесть овсянку,  выпить молоко, и  на ночь напоил отваром. Перед рассветом заглянул.
-Поладили, жена не обижала?
Ясек головой мотнул, обвел глазами стены и произнес:
-В глазах искрит, в толк не возьму, откуда молния  зимою? Обратную дорогу,  я вспомнить не могу. Путь не близкий, у пропасти опасный, чуть зазевался, сразу вниз, такого просто быть не может, не мог я путь преодолеть! До пропасти дорогу знал,  а дальше,  место не знакомо.  Я никогда  тебе не вр и в этот раз не вру, понять хочу,  голоса без видимых людей, мне  это не приснилось. Они советовали мне,  охранников остановили, возчик, словно к земле прирос, на полушаге замер.
-Гробницу, местность, расположение кибиток, ты на бумаге можешь  обозначить.
-Могу.
 Ясек старательно все обозначил  и протянул отцу листок.  Отец рисунок рассмотрел и произнес:
-Возчик вернулся, на перевале был, гробницу  видел, мать с дочерью  лежат  рядком, рисунки ваши совпадают. Главнейший на перевал собрался,  проверить сынову работу, Главный охранник  с ним и узкоглазая охрана. На сына зол, не ожидал, что тот открыто внимание матери окажет.
-И я бы оказал, не только ей, или своей, всем матерям на белом свете. Зачем на перевал он едет, двоих на небеса отправил, не уж то сына убивать? 
-Сейчас, ты поклянёшься, в дела чужие носа не совать, не ввязываться в разговоры.  Подвоз и лошадь,   труд во благо живота,  вот действие твоё.  Не своевольничать в дому, жену не раздражать,  шаг в сторону, от сына отрекаюсь. Дело по душе нашёл, живу в нём и дышу, ради него,  я ни кого не пожалею.  Оступишься, не жди защиту.
Отец ушёл, мачеха присела на лежанку:
-Понять ты должен, не в мире мы живём, осада пред носом,  кровь  человека не в цене. Подметил верно, от стука содрогаюсь,  мужа люблю, ценю красу   и тело, ум светлый,  отношение ко мне. А насчет осады, её бы не было, не встретились  бы мы.
-Мне легче, я клятвою ни с кем не связан. Чужие  тайны не нужны, отец не доверяет, знать боится,  уверенности в сыне нет. В дом неспроста привел.  Меня, ты не хотела, сказала не подумав, свалился ты нежданно. На поводу идет, бумаги разложил и без замка секрет оставил. Велел за мною наблюдать? Делами занимайся, я к ним не прикоснусь.
-В отца характером пошел, не навреди нам, Ясек.
-Ты, мать мою не знаешь, в ней воли, больше, чем в отце и преданности тоже. Отец в отлучке был всегда, она всему нас обучала. Последние три года я жил с отцом, а  не был рядом, ко мне душой не прикипел. Я  сам творил себя, приглядывался к людям, какие разные они. И если взгляды поперёк, ещё не означает, что сын  паршивая овца.
От брата отстранила, подумала, зачем? Я,  может быть,  опорой буду, по жизни поведу, людей послушать, всякое бывает. Не надо с сыном разлучать.
Отец явился поутру, Ясек не спал, ночь эта в радости прошла. Вечером мачеха в комнату вошла, да не одна, а с сыном  на руках. Малыш уставился на брата, друг друга оглядели и потянулися руками. Ясек с умилением воскликнул:
-Я знаю, как с такими ладить, мать оставляла нас одних. За Крепышом смотрели ладно.
Весь вечер Ясек провозился с братом. Мачеха, нагрев воды, в золе вымачивала грязную одежду. Они вели пустячную беседу.
-Семья мала, а дел невпроворот,  чистоту такую, впервые увидал, полы мы шоркали раз в месяц, стены скоблили раз в году.  Раньше, я топал, грязь не замечая,  мыл руки редко, неделю мог не умываться. Теперь, я как отец, в дом с грязными ногами не войду и руки вымою перед обедней.
Днём в дверь стукнули, нахмурив брови, мачеха быстро застегнула ворот и подвязала голову платком.
Пёс Главный появился на пороге, не раздеваясь, бухнулся на лавку
-Доброй хозяюшке поклон, покормишь гостя дорогого?
-В печи еда,  томиться будет долго.
-Я подожду, Главнейший уехал, мою охрану взял с собой. Люблю бывать я у тебя, в доме свежо, как в день весенний, мужицким потом не воняет, словно здесь нету мужика. Бурчишь напрасно, осада, бойня, всякое бывает. Прошлой ночью,  мужа твоего спасали, пласт рухнул. Кто был с ним рядом, всех казнили.  Ума палата в нём, а в остальном, обычный, как и все. И в  этом остальном, я более его достойный. Если погибель вдруг случится, ко мне в кибитку прибегай, укрою, накормлю, в края   родные увезу. Ясека приютили?  Самостоятельный малец,  не у того отца родился.Решали важные вопросы, о деле говорили, Подглавный,  нас вдруг перебил, сказал о сыне странные слова, судьбу сыновью  вам вверяю, решайте сами, проверяйте, в обузу превратился, от дела в мыслях отвлекает, не беспокойте  им меня.Главнейший приказал повесить, Главный охранник на время гибель оттянул.
-Слова  в сердцах сказал, зачем приходишь,   будоражишь, к  замужней бабе негоже приходить, когда она одна, без мужа.
-Ты не жена, а просто так, живёшь при нём, пока ему охота. Охота сдуется, к  бабе другой переметнется.
-От зависти полынь во рту, мы вместе до последних дней, нас разлучить ни кто не сможет. И не мечтай, к тебе не побегу, за годы,  что с тобою знаюсь, слов добрых ты не говорил, причину ищешь, к кому  бы зацепиться, не надоело людям гадить?
  -У всякого своя работа, сожитель твой, заделался кротом, а я ищейкой, нюх у меня непревзойденный. Кто спас крота? Я указал на место, миг каждый дорог был, ещё немного, он бы задохнулся.
 
Насытившись едой, гость удалился. Мачеха,   смахивая слезы, забыв о Ясеке, бубнила:
-Навязался, одежда вонью пропиталась, ногою открывает двери и вид ему неважен мой, может, я женскими делами занимаюсь. Лежим в постели, он возникает перед нами.
Ясек, приоткрыв дверь, спросил её:
-Отец мой знает о приходах? Скажи ему, он запретит.
-Управы нет, у палача на службе.
-Совет дам дельный,  мужик  поведал. Устройство человека таково,  он сам с собою ссориться  не будет.  В ссоре любой и в разговоре   напарник нужен, ты им не становись. Насчет жены, Пёс дразнит специально, сама же понимаешь, вы  меж собой решили, он муж, а ты жена, другим доказывать не надо. К матери моей он относился по иному, хорошее не замечал, не спрашивал, как мы и о здоровье  не было печали. Бывает, я отца ревную, не от того, что ты жена, заботливым его не знали.
-А дом с достатком, лошадь и подвоз, чего ещё вам не хватало?
-За то, поклон ему большой, другие - деток голью оставляют. Я о другом, к нам не было тепла. Представь себе, приходит в дом, поест, к забору подойдёт, с соседом вечер потабанит и бухнется в постель, тебя не спросит, как дела и к сыну твоему не подойдет.
-Не может рваться муж на всех, по совести, тебя  я не хотела, просила слёзно, завел семью, детей отрежь. Брат посоветовал  тебя  от матери отнять.   Увидела  впервой и сразу поняла, забот с тобой не оберёшься.  Характер необузданный, строптивый   и взглядами разнимся очень.
Ясек вздохнул:
-Всё обоюдно, я тоже невзлюбил тебя, себя вела, как кукушонок, подсела на гнездо чужое и  от птенцов родных освободила. Нынче, рассмотрел поближе, заметил,  не так плоха, как раньше показалась.                Не расточаешь взгляды даром, в разговорах не юлишь и по хозяйству равных нет.  Достоинств много и недостатки  есть, они от слабости душевной.
Мачеха впервые  рассмеялась.
-Ещё один ценитель объявился. От слабости душевной?  Я в западне мужицкой, всяк норовит прибрать к себе. Здешний мужик страшнее зверя,  перед добычей дармовой теряет разум. Привыкший к крови,  как одурманенный  твердит, мы выйдем на простор вселенный! А дальше, что? Тыл за спиной окрепнет и двинет массой. Из века в век такое происходит, землю свою народ на время оставляет, а после бьется до крови.
-Отец мой, тоже зверь?
-Отец иное, Пёс  обозвал его кротом, он прав, от предков получил задатки, во снах, в мечтах   подземные дороги. Главнейший на пути попал  и   мастера к рукам прибрал. Первая серьёзная работа, он ею дышит и живет.
-Подземный ход решит судьбу осадного народа? К убийствам, хоть и боком, отец  причастие имеет.
-Когда мы договор скрепляли, об этом речи не велись.  Ты, мушка малая в больших делах, а с   мушкой, знаешь, что бывает когда она  надоедает. Пёс не солгал, семье в угоду, отец отрёкся от тебя. Не знаю, для чего  Главный охранник дни продлил, на досуге сам домысли.

Ясек повернул к конюшне, завидев мужиков, махнул рукой и крикнул:
-Какие новости в мою отлучку?
-На языках одна лишь новость, тебя повесить обещались. Можешь вразумительно ответить, зачем ввязался не в своё и кто  на это надоумил? Та баба не твоя забота, отец подвозом наделил, вози себе да зашибай монеты, богатство умножай. Эх, Ясек, сам сунул голову в петлю.
Ясек  съел кашу, облизал ложку, снегом очистил котелок и буркнул:
-Не велено болтать, да вы меня и не поймёте.
Вошел в конюшню и попросил  воды горячей. Крив  спросил:
-Зачем  тебе вода, лошадь напоил, через два дня в парную пустят.
-У ног и у груди поставлю кувшины, я телом перестыл, в шубейке замерзаю.
-Ступай в пристройку, я накажу, чтобы размяли тело, устроили у печи.
-Я не люблю в ногах валяться, от запаха мужицких ног на рвоту тянет. Набьются, как грибы в кадушку,  друг друга храпом будоражат. Привык в подвозе ночевать, никто мне  думать не мешает.