Властелин Колец режиссёрская версия

Лилия Внукова
 Режиссёрская версия "Властелина..." в два с половиной раза длиннее того, что предлагал нам кинопрокат! Эти куцые искромсанные официальные клочья от всего фильма и смотреть, по большому счёту, не стоило. В общей сложности "Властелин..." занимает 12-ть часов. Три части, в каждой по две серии.
В официальной версии вырезано ТАК МНОГО, что всего и не перечислишь.

Первые впечатления такие, что, конечно же, НЕ магия и НЕ Волшебный Мир поставлены во главу угла, а...( почти что по Толстому)) ) -- проблема и противостояние Войны и Мира. Я с такой трактовкой согласна. Мне думается, что для Толкина эта тема тоже была важнейшей во всём произведении. А всё остальное -- это игра ума профессора филологии )), знающего кучу малу древних языков и читавшего в подлиннике разные предания... В конце концов придумавшего собственный язык (эльфийский). Такое... творческое переосмысление всего начитанного. Или, как это говорится, профессорский роман.

Вообще веяние Толстого сильно, именно в том что есть постоянно и во всём плюс -- и минус, персонаж Войны и персонаж Мира, персонаж Жизни и персонаж Смерти . Начиная с главных героев: Фродо -- Горлум, что в фильме подчёркивается даже цветом глаз, не говоря уж о том, что где-то далеко маленький речной народец Смеагорла родственен хоббитам. Арагорн -- Король-Призрак (люди). Кстати говоря, Арагорн Элессар во многом взят с короля Артура, например, Артур тоже обладал силой исцелять руками. Мотив меча-в-камне отсутствует (это было бы слишком грубо), но присутствует мотив сломанного меча, что, в чём-то, равносильно мечу в камне (бездействие). Конечно же, Гэндальф -- Саруман (и Саурон, как невоплощённый ещё Дух Зла). И уже не противопоставление, но своеобразное (в чём-то противопоставленное) двойничество героев: Гимли -- Леголас, Эовин -- Арвен , Мерри -- Пиппин, Баромир -- Фарамир, и, наконец, две важные супружеские пары можно сказать что противопоставленные друг другу -- Элронд и Галадриэль (кажется в Сильмарилионе упоминается, что когда-то давно они были супругами... ) -- Арагорн и Арвен.

Понятие Войны и Мира в душах героев может быть противопоставленно в лице союзников Света, совсем не обязательна их принадлежность к Тьме. Но -- внутренная сметённость, борьба..., что делает персонажа живым и интересным. Как, например, Боромир.

Особо хочется заметить, что в фильме усилена роль женщин. В книге Арвен, по сути, второстепенный персонаж. Но для самого Толкина образ сильной, мудрой женщины, старше годами -- неоспорим. Единственная (на всю жизнь) жена Толкина была старше его. Эта Мудрость Старшей Женщины, кстати говоря, характерная для Кельтской мифологии, больше выражена в Сильмарилионе. Но... если Арагорну шестьдесят -- восемьдесят лет, то Арвен (несмотря на её цветущий вид!) пятьсот! По сравнению с Арвен -- он юноша! По сравнению с Эовин -- мудрый муж. И Эллесар выбирает Арвен -- мудрую Даму Сердца, волшебницу, а не воительницу. Был ли у него момент этого выбора? Без сомнения был.

В официальном прокате убрали множество юмористических и психологических моментов.
Споры о том, что вот-де такие-то неточности и детали по сравнению с Толкиным -- совершенно неосновательны. Уже никто не сравнивает книги с фильмами, потому что меняется язык, меняются средства выражения, и потому фильм -- это уже нечто другое. На мой взгляд фильм сродни переводу с языка автора на язык кино. Можно снять фильм строго по книге, с дотошным следованием всем диалогам, и прочее, и всё таки фильм будет далёк от... впечатлений (?), эмоций (?) книги. Важно уловить и передать само настроение. И в данном фильме это удалось.

Для фильма следовало углубить образ Арвен. И вообще мотив отцов и детей представлен в фильме чрезвычайно красиво, сильно. Здесь опять мы натыкаемся на излюбленную Толкиным парность в системе образов -- Элронд и Арвен, Фарамир и Денетор.

 Актёрский дуэт Арвен -- Элронд глубоко прочувствован исполнителями... Арвен трагический персонаж. Ради любимого она навсегда должна расстаться с отцом -- и после смерти тоже. Да и земная жизнь с Арагорном, для пятисотлетней эльфийской принцессы, словно один год! А что потом?... Эта сцена, последнего прощания с Арагорном, тоже присутствует в фильме, и это одна из сильнейших трагических сцен. Потрясающие пейзажи умирающего Раздола, потерянного Рая, с осенними листьями, оплетающими древние печальные статуи, красивые, но уже бесполезные. Старое сменяется новым, и старое, рано или поздно, забудется. Это неизбежно, но в этом есть своя печаль.

Незадолго до просмотра "Властелина..." посмотрела наш советский фильм по Бальзаку, с Михаилом Казаковым в одной из главных ролей. История про дочь и вообще семейную жизнь скупца-миллионера, про несчастную любовь этой девушки к молодому карьеристу (в исполнении Казакова). Книга известная -- "Евгения Гранде". Так вот, что было интересно отметить -- фильм снят был, разумеется, намного раньше "Властелина Колец", но одна из последних и самых сильных сцен, та, где Евгения морально ломает себя, принимая непростое решение выйти замуж без любви, ради долга, где, по-сути, её огромное наследство давит её, давлеет над ней -- эта сцена снята на кладбище. Евгения ещё в трауре по умершему отцу, в траурных одеждах, на каменной кладбищенской скамье... Эта сцена практически один в один повторена во "Властелине", там где Арвен мысленно заглядывает вперёд, скорбит о смерти Арагорна.
Так что, действительно, лучшие советские фильмы стали образцом для Голливуда. Из них повторяются целые сцены -- осознано или неосознанно.
 
Сцены Раздола -- сцены умирающего Рая, это, пожалуй, грустнее сцен Ада (Мордора) Свет Раздола (или Ривендейла) это вечерний свет, уже угасающий. После уничтожения всеобщего кольца исчезнет не только мрачный Мордор, но и прекрасные, созданные волшебством колец Элронда и Галадриэли, Лориен и Ривендейл, оплоты эльфов. И поэтому Фродо эти места видятся уже как нечто умирающее и потустороннее. Они исполнены... холодным светом... Дважды за время своего пути Фродо попадает в состояние, которое можно назвать Перерождением, или границей Смерти -- перед своим походом и по окончании его. И всякий раз это так или иначе связано с эльфами.

Это опять же перекликается с Кельтской мифологией. Племена Богини Дану -- эльфы -- жили в холмах, как бы МЕЖДУ миром людей и миром Смерти. И все, кто так или иначе находятся в приграничном состоянии, невольно связываются с миром эльфов. Арагорн, пока он был Странником, воспитывался (и принадлежал) к миру эльфов. Но, став королём, он вышел из этого приграничного полусвета-полутени (на самом деле), и обрёл солнечную сторону людей. То есть обрёл яркий свет -- и яркую тень, другими словами Жизнь и Смерть.

...Я люблю этот фильм, несмотря на то, что его называют попсовым.
 Трудно найти столь же великолепный актёрский состав. Как же я рада, что на роль Арагорна взяли Виго Мортенсона,человека и по жизни скромного,.. почитай что ангела во плоти, актёра, художника, писателя (а значит и философа, у него философская проза, я читала, в дневнике пишу о нём подробно). И -- как же красива Арвен! И -- как же великолепен Элронд, в своих чувствах к дочери, отдающий свою дочь в руки человека (какого-то там человека, всего лишь!, хоть и воспитанного в его доме) -- навечно. И, несмотря на все наезды особо рьяных (по)читальщиков Толкина, какой красивый получился любовный треугольник Арвен -- Арагорн -- Эовин. Да мне вообще не важно, что в кино Эовин не пятнадцать, если б ей было пятнадцать, то и такого глубокого чувства (как в кино) не получилось бы . И -- как же великолепен Гримо-Гнилоуст! (вписанный уже в другой любовный треугольник , поскольку дан намёк, что он не равнодушен к Эовин) Да и Саруман!, я всегда думаю, когда смотрю, как же он так сумел пальцы гнуть над своим шаром ??)))

И, разумеется, этот фильм нужно смотреть в режиссёрской версии. Слишком много выкинуто для проката -- все эти юмористические, и философские моменты, и моменты, отражающие глубокие переживания героев. В урезанном виде -- это как книжка в кратком изложении!  Получилась сильная и красивая сказка для подросткового возраста, с положительными героями, со счастливым концом, со сложной философией -- прежде всего ВЫБОРА, для каждого героя... Легенда. С подобающим для легенды или саги стилем изложения, может быть, чуть возвышенным. Но как же по-другому? Ведь рассказывается о временах ГЕРОЕВ. И потому стиль и не может быть другим. Маг, воин, мифические персонажи (гном, эльф, хоббиты), прекрасные принцессы ( блондинка -- и брюнетка, и совершенно разные по характеру девушки)) ), всё это очаровательно для подростков. Да и для взрослых тоже, как всякий хороший фильм.

...Досмотрели последние страницы фильма... Грандиозный проект! Музыка к фильму -- целая симфония. ЭПОПЕЯ -- и у Джона Роуэла Толкина, по количеству персонажей, по масштабности охваченных планов, по годам осмысления, потраченным на эту работу... И фильм так же вышел эпопеей, масштабной, многомассовой картиной, с прекрасной музыкой (назвать её просто музыкальным фоном -- невозможно), с прекрасными видами любовно воссозданной Хоббитании, потустороннего Лориена и Ривендейла, величественного Гондора и мрачно-завораживающего Мордора.