Поклонение фаллосу

Станислав Бук
Я представляю читателям прозы.ру пикантные эпизоды из "Историй" древнегреческого писателя Геродота. Не все эти случаи "благолепны".

У Фрейда я читал, что культу фаллоса в той или иной степени подвержены все религии мира. Но я полагал, что наиболее открыто это происходило в Индии.
Однако у Геродота я нашел упоминание об этом культе у эллинов.
Здесь из текста Геродота я выбрал только абзацы, относящиеся к этой теме, и отбросил общие рассуждения о миграции верований.

«Египтяне справляют праздник в честь Диониса почти совершенно так же, как и в Элладе. Только вместо фаллосов они придумали носить другой символ – куклы статуэтки в локоть величиной, приводимые в движение с помощью шнурков. Эти куклы с опускающимся и поднимающимся членом женщины носят по селениям, причем этот член почти такой же величины, как и все тело куклы. Впереди шествует флейтист, а за ним следуют женщины, воспевая Диониса. А почему член куклы так велик и отчего это единственно подвижная часть тела куклы, об этом существует священное сказание.

По-моему же, этот праздник был небезызвестен Меламподу, сыну Амифеона, а даже, напротив, хорошо знаком. Ведь именно Мелампод познакомил эллинов с именем Диониса, с его праздником и фаллическими шествиями. Конечно, он посвятил их не во все подробности культа Диониса, и только мудрецы, прибывшие впоследствии, полнее разъяснили им значение культа. Впрочем, фаллос, который носят на праздничном шествии в честь Диониса, ввел уже Мелампод, и от него у эллинов пошел этот обычай. Я же того мнения, что Мелампод, этот мудрый человек, не от богов приобрел свой пророческий дар, а обязан им самому себе. Он услышал об этом египетском обычае и ввел в Элладе среди прочих обычаев также и служение Дионису.
Эти и еще много других обычаев, о которых я также упомяну, эллины заимствовали у египтян. Напротив, обычай изображать Гермеса с напряженным членом, эллины восприняли не от египтян, а от пеласгов. Всякий, кто посвящен в тайное служение Кабиров, совершаемое на Самофракии и заимствованное от пеласгов, тот поймет меня. Ведь Самофракию прежде населяли те пеласги, которые впоследствии поселились среди афинян, и от них то самофракийцы переняли эти таинства. Итак, афиняне первыми из эллинов стали делать изображение Гермеса с прямо стоящим членом и научились этому от пеласгов. А у пеласгов было об этом некое священное сказание, которое открывается в Самофракийских мистериях".


ГЕРОДОТ. ИСТОРИЯ. Книга Вторая. ЕВТЕРПА.

Разумеется, скульпторы эпохи Возрождения и их последователи в позднейшие времена изображали тех же богов с ненапряженным членом, скорее всего из этических побуждений.