Папа

Михаил Михайлович Рожин
         Про отца я могу рассказать очень немного. Он умер через несколько месяцев после моего рождения. Меня он так и не видел, хотя перед смертью ему сказали, что он стал отцом еще одного сына.

         Звали папу Михаилом Васильевичем Рожиным. Как и мама, папа родился в 1900 году в деревне Поповское, Усть-Кубинского района, Вологодской области. С мамой, следовательно, они ровесники.

         Говорят, что папа имел обостренное чувство справедливости, в противоположность маме  был высок ростом, сильным физически, никогда не унывал, любил шутку, постоянно что-либо делал, строго, но хорошо относился к детям, любил маму. Вырос папа в многодетной, но относительно зажиточной семье. Я помню, как в войну его братья и сестры, чем могли, помогали нам с мамой.

         Например, когда стал студентом и учился в Ленинграде, я нередко приезжал к его сестре, моей тете, Марии Васильевне Шестериковой. Она очень хорошо ко мне относилась. Всякий приезд к ней начинался, смотря по времени,  с обеда или с ужина.  При отъезде мне всегда выдавались разнообразные продукты. Чтобы не стеснять семью тети Марии, я держал в секрете, что снимаю «угол». Моя тайна как-то раскрылась, и тетя Мария неподдельно стыдила меня за неправильное поведение. Но я к тому времени уже действительно жил в общежитии.

         Отец и мать папы, как зажиточные крестьяне, были раскулачены.

         Ранняя смерть папы была нелепой. Он был хорошим плотником, и многие дома, даже в дальней округе, построены при его участии. Летом 1932 года при строительстве одного из домов папа с другим членом бригады плотников переносили на своих плечах тяжелое бревно. Напарник папы запнулся и уронил свой конец бревна. Оно неудачно «сыграло» и роковым образом порвало крупный кровеносный сосуд в области шеи. Папа потерял много крови. Каким-то образом его успели живым привезти в Ленинград к тете Марии, но спасти не смогли.

         Так, в год моего рождения, в возрасте 32 лет, умер папа. Мама в этом же возрасте на всю жизнь, до 83 лет, осталась вдовой. Похоронен папа в Ленинграде.

         <2003>