ТАМ-... III. Актёры и актрисы

Григорий Левицкий
III. Актёры и актрисы.
            Рассказывать о них – самое интересное и самое  трудное дело.Да и кто будет
Рассказывать? Я двадцатилетний восторженный,тянущийся  к театру и ко всему,что с ним связано или я сегодняшний,на шестом десятке лет,оценивающий события,людей и свои впечатления того времени?Скорее всего -  я сегодня рассказываю «о времени и осебе» тех дней.
               Главные мужские роли, почти во всех спектаклях,играл Юрий Сергеевич
Максимов – красивый,видный,обаятельный.Ему было около сорока лет,вьющиеся его волосы уже заметно седели.Ни капли спеси.Это у  Засл.арт.УССР!                Простота,доступность,дружелюбие – у артиста несколько раз снимавшегося в кино
(«Наследники», «Освобождение» и др.)!Часто бывал выпивши…Иногда заходил к нам,к Козлову в цех,рассказывл о себе,добродушно бранил режиссёров и коллег,сам себя называл «пьяницей».Был женат два или три раза и сейчас,было известно – от людей не спрячешься – жил с молоденькой 23-хлетней актрисой,которая, судачили,
перед тем несколько лет,ещё школьницей,была от него»без ума» и дождалась своего часа.Она в буквальном смысле выросла в театре.Мать работала билетёром и, рассказывали, с раннего детства брала её с собой в театр,где,кроме самой сцены, нигде не учась,девушка стала понемногу получать короткие роли девочек и мальчиков.,имея подходяшую фигурку и рост.
 Её имени называть не стану.Однажды во время моего разговора с кем-то,она,сидя в нашем театральном автобусе впереди меня и моего собеседника,вдруг оглянувшись,заявила: « А о твоей воспитанности ,знаешь, можно,ведь,и поспорить!»Видимо,до неё дошла моя,может быть, не очень удачная шутка: «мини подруга Макси – мова». Вспомнилась только сейчас избитая истина: «язык мой – враг мой»,а ведь,казался сам себе таким остроумным…Может быть,это простительно в 20 лет? Вернёмся к Максимову.Он родился и вырос в нашем городе,здесь же окончил Театральное училище и затем много лет проработал
в Севастопольском театре Черноморского флота и,лишь,последние 2-3 года
в нашем театре.В 1972 году он, прихватив и мини-подругу,снова вернулся в Севастополь. В 1983 году,совершенно случайно,будучи по своим снабженческим,
не имевшим никакого отношения к искусству,делам в театре,от дежурного охранника  у служебного входа - он вспомнил,узнал меня – услышал о недавней кончине,ещё молодого (52 года!) Максимова,умиравшего долго и тяжело при тёплом дружеском уходе за ним коллег из театра Черноморского флота…
А мини-подруга,говорят,бросила его,как только стало ясно,что Юрий Сергеевич безнадёжно болен.
                Фёдора Ивановича Баглея,светлая ему память, я знал и раньше по театральным и телепостановкам,узнавал на улице.Это о нём
  пом.режиссёра Софья Петровна Горелик совершенно справедливо сказала:»Когда Баглей на сцене,воздух вокруг               
кажется прозрачней и чище»Ну,что ещё можно сказать об этом неординарном человеке и Засл.артисте УССР?Припомнить какую-нибудь историю или на худой конец сплетню? Нет!Ничего такого в то время я не слышал и,видимо,не бывало никогда.В те годы это был человек уже более,чем семидесяти лет.Рассказывали,однажды он,репетируя большую роль в новом спектакле,забыл текст и несколько минут стоял на сцене,как школьник,с опущенной  головой.
Но свою яркую утончённую внешность и красивый голос он ещё сохранял.
 Помню,как одна актриса,уже не очень молодая, потешалась над его мужским выбором,описывая его супругу:»она и в молодости-то была такая же не интересная собой и «никакая» актриса,но ему было важненй всего,чтобы жена не изменяла.
  И ещё запомнилось:Фёдор Иванович идёт по закулисному коридору мимо мебельного цеха,держит в руках почему-то несколько офицерских фуражек  и разговаривает сам с собой:»Сколько я их переиграл и офицеров, и генералов..."                У Баглеев не было детей. Они воспитывали
двух красивых белых собачек.Я слышал,как Фёдор Иванович с любовью говорил о них и,даже,как-то случайно видел этих собачек.
                Однажды после спектакля»Последние» по пьесе М.Горького,где  его герой,Яков, умирал, и «покойник» потом долго оставался на сцене до конца спектакля,Баглей уже после закрытия занавеса, вдруг обратился к пом.реж Горелик:»Вот,когда-нибудь,так,Софья Петровна скажете :»Фёдор Иванович – на поклон!» – а я и не встану… Как и очень многие артисты,он мечтал умереть на сцене вместе со своим героем.Насколько мне известно,несколько случаев, во всём мире,всё-таки,было…               

                Вспоминая об актрисах,конечно же нужно начать с Л.И.Вершининой,также Засл.артиски УССР,но для некоторых оставшейся просто Люсей.Много лет она играла почти только главные роли.Тогда ей очевидно,было уже 40 с плюсом.Слышал, что училась вместе с Максимовым в местном театральном училище,и,якобы они оба  играли сначала в украинском драмтеатре.Вполне реально,режиссер Кобринский – Народный артист УССР – попеременно возглавлял то один,то другой театр,но в те дни,о которых идёт речь был уже на пенсии.Вершинина была некрасива,но обаятельная,по-простому симпатичная,темпераментная актриса.В то время одной из лучших постановок была «Западня»,вещь яркая,французская и автор – сам Эмиль Золя.Она играла там не главную, но запоминающуюся роль Виржини. Её героиня танцевала и пела,а песня была такая:На речку как-то я пошла -  Тири-лень,тири-лень,тири-лень,погода чудная была тири-лень,тири-лень,тири-лень.Хотела искупаться и стала рздеваться,но вдруг раздвинулись кусты и вот на берег вышел ты..!Полагаю,с героиней всё понятно.Конечно в послужном списке актрисы была и «Виринея» и «Гадюка» в модных тогда и известных пьесах и многое-многое другое,и,даже,»Голубка»Эржи из неувядаемой «Проснись и пой».
                Сам не видел,но слышал,что у неё в гримёрке,в ящичке стола лежал вылепленный из глины фаллос – мужское достоинство в натуральную величину…
                Суфлёров в то время уже не было,от актёров требовалось знание текста роли и,если только исполнитель заменял кого-нибудь заболевшего,то,как правило, суфлировал помощник режиссёра.И всё же в театре был суфлёр – Иван Артёмович,бывший актёр,фронтовик,потерявший ногу и числившийся в театре по какой-то другой должности.Человек очень весёлый общительный,но,как мне казалось,немного язвительный и вот почему: в один из довольно-таки частых визитов в наш цех,он,не помню уже к чему,выдал байку следующего содержания.Якобы режиссер Ковалевский – муж Вершининой на тот момент – должен был поставить спектакль по пьесе «Барабанщица»,прогремевший ещё в 50-е годы и шедший  чуть ли не во всех театрах Союза.Партизанка-разведчица,скрывающаяся под видом исполнительницы фривольных танцев(понятие"стриптиз"тогда до нас ещё не дошло) – голой танцует на столе для немецких оккупантов.Так вот,острил тогда суфлёр Федосеенко,у Вершининой оказалась слишком маленькая рука,чтобы прикрыть срам - и постановку отменили.

                продолжение следует.