Московский пример модернизации!

Георгий Асеев
                ОЧЕРК «ОАО  «ТУШИНСКИЙ  МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ  ЗАВОД» – МОСКОВСКИЙ  ПРИМЕР МОДЕРНИЗАЦИИ!»
               
      И доменной печи для эффективной работы,  и сборочному конвейеру постоянно требуется поддержание  «интеллектуального накала» мастерства производственников, сохранение полезных рабочих традиций в сложившихся трудовых коллективах, совершенствование привлекательной для трудовой молодёжи  школы подготовки современных специалистов.
      ОАО «Тушинский машиностроительный завод»  основан  в 1932 году в разгар промышленного строительства, освоения новых производств  машиностроения,  развития  отечественной авиации,  повышения обороноспособности на фоне общенародного трудового энтузиазма и братской солидарности, активной социализации молодёжи, уникальной мировоззренческой обстановки в стране в условиях интенсивной индустриализации, экстремальной коллективизации и всеобъемлющей «культурной революции».
      Девизом жизни раскрепощённой от «религиозных предрассудков» страны Советов стало повсеместное утверждение общественной значимости труда: «С каждого по способности, каждому по труду!» Созидательная энергия свободного труда на благо Отечества (построение «рая на земле»), прежде всего, зиждилась на силе традиции «общинного коллективизма» и нравственный стержень православного по духу крестьянства.      
      Конкретные планы построения недалёкого светлого будущего воодушевляли, а разнообразные «рабфаки» на различных производствах стимулировали социализацию рабочей молодёжи, являясь ответственной перед государством «школой социального альтруизма».
      Располагая просторными  многоэтажными  цехами, вместительными ангарами, разветвлённой инфраструктурой, широкими кооперационными связями и обустроенной сферой социально-культурного быта, совершенный с точки зрения ландшафтного дизайна Тушинский машиностроительный завод изначально занимался развёртыванием наукоёмких производств продукции двойного назначения на базе межотраслевой специализации; успешно проводил перспективные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с применением высокотехнологичного оборудования.
     Предприятие военно-промышленного комплекса (ВПК) на протяжении своего существования в советский период истории нашей страны являлось локомотивом научно-технического прогресса, специализируясь на проектировании и изготовлении перспективных опытных и серийных образцов военной и гражданской техники.          
      Следует упомянуть первый серийный, ближнемагистральный пассажирский самолёт (образца 1932 года) с цельностальной сварной конструкцией и одним поршневым двигателем воздушного охлаждения разработки КБ инженера        А. И. Путилова (НИИ ГВФ) — «СТАЛЬ 2». Экипаж  — 1 человек, пассажировместимость — 4 человека.      
      Настоящим триумфом  отечественной авиакосмической отрасли стало строительство (1976-1988) пилотируемого орбитального корабля многоразового использования «БУРАН».  Впервые в практике двигателестроения была создана объединённая двигательная установка, включающая топливные баки окислителя и горючего со средствами заправки, термостатирования, наддува, забора жидкости в невесомости, аппаратурой системы управления и т. д.  Первостепенное значение для успешного преодоления гравитационно обусловленных термических и пневматических нагрузок, возникающих при прохождении корабля в плотных слоях атмосферы, имела его защитная обшивка из уникальных композиционных материалов. При внешнем сходстве с американским космическим челноком «Space Shuttle», орбитальный корабль «Буран» отличался от американского образца тем, что  мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера.
      Но и в непростых условиях перехода экономики на рыночные  отношения в переломные 90-ые годы Тушинский машиностроительный завод для сбережения производственного и научно-технического потенциала, а главное высококвалифицированных кадров,  активно участвовал в конверсионных проектах, используя свои мощности  для производства пассажирских автобусов «Икарус-435.17» , автомобилей-такси  «Мэтрокэб».
      C чувством выполненного профессионального долга специалиста-производственника, непосредственно участвовавшего (в должности начальника производственного участка) в освоении производства известных  «всему миру» автомобилей-такси «Мэтрокэб», хочется отметить тот факт,  что главными учредителями совместного с английской компанией «Metrocab» сборочного предприятия   ОАО «Москэб»  стали  ОАО «ТМЗ» и Правительство Москвы, которое, несмотря на кризис, успешно реализовывало перспективную программу профессиональной подготовки кадров по рабочим специальностям в сфере автомобилестроения. Будучи выпускником Московского автомобильно-дорожного института я воспользовался возможностью расширить свой практический профессиональный навык – получил квалификацию слесаря по ремонту автомобилей 4-ого разряда, что значительно помогло мне в карьерном росте на производстве в ОАО «Москэб».
       Предприятие ОАО «Москэб»  организовано в 1997 году на базе ВПК, имеет международный сертификат качества ICO 9000, оснащено современным импортным оборудованием, все виды деятельности: проведение инструментального контроля транспортных средств и их сервисное обслуживание в техническом центре; ремонт, диагностика, покраска в окрасочной камере автомобилей  —  лицензированы и сертифицированы.  Ныне автомобили-такси «Мэтрокэб» осуществляют перевозку пассажиров, их привлекательный («традиционный лондонский») силуэт трудно не заметить на центральных улицах Москвы.
        В 2002 году состоялась передача в собственность города Москвы находящихся в федеральной собственности акций ОАО «ТМЗ».
       С марта 2006 года и по настоящее время открытым акционерным обществом «Тушинский машиностроительный завод» руководит генеральный директор, лауреат Премии Совета Министров СССР (1989год), кандидат технических наук, «Почётный житель муниципального образования Южное Тушино города Москвы» А. С. Башилов  (родился 11 мая 1950 года в г. Кимры Калининской области, в 1972 году окончил Уральский политехнический институт по специальности «инженер-механик», c 1972–74 годы служил в рядах Советской Армии, c 1974–80 годы работал на Свердловском машиностроительном заводе, c 1981–2006 годы работал на НПО «Молния» старшим мастером, начальником цеха, главным инженером опытного завода, генеральным директором, c февраля 2003 года по март 2006 года совмещал должности генерального директора  НПО «Молния» и генерального директора  ОАО «ТМЗ», награжден медалью им. Г.Е. Лозино-Лозинского).
       А. C. Башилов сплотил вокруг себя команду опытных профессионалов. Среди них специалисты,  участвовавшие в космическом проекте «Буран».
       Первый заместитель генерального директора – технический директор А. С. Шалимов (родился 8 мая 1949 года в г. Пушкино Московской области, окончил МВТУ им. Н.Э.Баумана в 1987 году, с 1968 – 70 годы  служил в Забайкальском ВО, прошел трудовой путь от испытателя до первого заместителя генерального директора – технического директора, награжден Грамотой Российского Авиационно-космического агентства).       
        Заместитель генерального директора по качеству, кандидат технических наук, «Почётный житель муниципального образования Южное Тушино города Москвы»  В. И. Моргун (родился 25 ноября 1955 года в г. Чимкенте, в 1979 году окончил МАИ, трудовую деятельность начал на НПО «Молния», где прошел путь от инженера-стажера до заместителя директора комплекса, c 2000 года работает на ОАО «ТМЗ» в должности заместителя генерального директора по качеству,  участвовал в рационализаторской работе, за что присвоены звания: «Лучший молодой рационализатор города Москвы», «Лучший молодой изобретатель», «Лучший специалист», награжден медалью им. Г.Е. Лозино-Лозинского).
        Заместитель генерального директора по производству, «Почётный житель муниципального образования Южное Тушино города Москвы» В. В. Гришинев (родился 13 мая 1958 года в с. Сыои Рязанской области, 1981 году после окончания МАИ был призван в ряды Советской Армии, служил в Прибалтийском ВО, c 1983 года  трудится в ОАО «ТМЗ», прошел трудовой путь от мастера до заместителя генерального директора по производству, дважды награждён медалью Ю.А.Гагарина).
        В  апреле 2010 года завод посетил мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Глава московского правительства особо отметил важность направлений деятельности предприятия, решающих экологическую проблему мегаполиса:
• Утилизация и переработка шин. Изготовление резиновых блоков для трамвайных и железнодорожных  переездов, обкладок дорожных люков, тротуарной плитки.
• Производство комфортабельных городских автобусов.
• Производство экономичных электродвигателей для гибридных транспортных средств.
• Производство маломощных гидрогенераторов для небольших ГЭС.
• Производство (защищённых патентом РФ) высотных механизированных автостоянок (ВМА) для легковых автомобилей, созданных по типу «каркасных» (из лёгких металлических профилей) «этажерок» (внутри каркаса этажерки работает специальный подъёмник, который производит установку автомобилей на поддонах в ячейку хранения на консольные опоры, смонтированные на каркасе сооружения). Модульность конструкции автостоянки позволяет производить быстрый монтаж (демонтаж) сооружения крупными объёмными блоками в стеснённых городских условиях в кратчайшие сроки. В качестве неоспоримых преимуществ ВМА следует отметить: на площади, используемой для парковки двух автомобилей обычным способом с учётом подъезда, выезда и маневрирования в ВМА можно разместить в одном блоке 24…30 автомобилей; возможность выгрузки автомобилей при аварийном отключении электроэнергии; надёжную и безопасную эксплуатацию в зимних условиях  без отопления; эффективная естественная вентиляция  препятствует образованию коррозии автомобиля;  наличие электронных, электромеханических, механических средств безопасности  обеспечивает автомобилю защищённость не только от атмосферных осадков, техногенных загрязнений, но и от вандализма, краж, повреждений, прочих нештатных ситуаций; применение частотного регулирования хода подъёмника, манипуляторов, механизмов выдвижения обеспечивает их точную и плавную работу; установка автомобиля в ячейку хранения производится автоматически без участия водителя, владельцу автомобиля нет необходимости подниматься либо опускаться по лестнице или на лифте; для управления блоком автостоянок (на 90… 120 ячеек хранения) достаточно одного оператора; внешний освещённый фасад ВМА – удобное место для размещения наружной рекламы. ВМА построены на Краснопресненской набережной в ММДЦ «Москва-СИТИ». Широкое применение ВМА в инфраструктуре мегаполисов существенно разрешит проблему загруженности городских улиц, магистралей, дворовых территорий, благоустройства жилых массивов, улучшит экологическую обстановку, что особенно важно для Москвы.
         Тушинский машиностроительный завод сотрудничает с компаниями в области экологического аудита производства, экологической безопасности рабочих мест и окружающей среды,  являясь одним из самых безопасных предприятий машиностроения в городе Москве. На предприятии  действует  собственная  служба контроля экологической  безопасности, ведется комплексный учет опасных отходов. На  заводе периодически организуется обучение сотрудников в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций   (ежегодно проводятся учения по предупреждению и ликвидации ЧС). Работники регулярно проходят медицинское  освидетельствование, с пониманием участвуют в столичных лечебно-профилактических акциях по охране труда и здоровья трудящихся. Рабочие, занятые  в  производстве, связанном  с  возможными вредными для здоровья последствиями, имеют льготный график работы и дополнительный социальный пакет. Однако в неформальной обстановке нередко можно услышать и эмоциональные, пессимистически-апатичные высказывания подобного рода: «Работаю на Тушинском машиностроительном заводе несколько лет. Оборудование очень старое, еще советских годов, средний возраст работников близок к пенсионному. О людях думают мало, столовая на весь завод одна, малюсенькая, питание, не ахти какое.  Бывает, начальники цехов о людях судят с чужих слов, воспринимая конструктивные замечания по работе как личное оскорбление!» 
      Да, крупное предприятие c многочисленным трудовым коллективом сталкивается в рутинной повседневности с проблемами государственной важности, а именно: деформацией нравственного стержня  личности, разобщённостью интересов «отцов» и «детей» в проведении модернизации, сохранения «экологии души» молодого урбанистического поколения. Далеко не для всех ещё ясна ближайшая перспектива страны, для многих мрачен человеческий образ современного «созидателя новой жизни»! Вот парадокс! С изъятием из  текста понятия «труд» коммунистический лозунг: «C каждого по способности, каждому по потребности!» привёл в итоге своих приверженцев к построению общества потребления, то есть к «дикому капитализму», где эквивалент всему – «спекулятивные деньги», а не «общественно-полезный труд».  Всем хорошо известно из марксистской политэкономии, что «труд» сближает, а «капитал» разобщает. Обществу  надо попытаться ликвидировать пробел в духовно-нравственном воспитании молодёжи, активизируя первичную социализацию в семье и школе  (воспитывая в ребенке чувства чести и долга; прививая уважение к старшим, терпение, послушание, трудолюбие, честность и доверие; развивая рассудительность, коммуникабельность и аккуратность). Иногда у совершеннолетних, трудоспособных подростков дебильность уживается с акселерацией, поэтому порой задачи первичной социализации приходиться решать трудовым коллективам предприятий, принимающим такую молодёжь на работу. Без солидарности и коллективизма, без подражания  доброму примеру старших – молодым самостоятельно не разобраться  в хитросплетениях века глобализации.   
      Искусное владение рабочей профессией есть дело престижное и пригодное во все времена: будь то эпоха Петровских преобразований, период социалистической индустриализации, или современный этап модернизации!
     Каждый человек – «кузнец» своего счастья! При этом не надо стесняться молиться ВСЕВЫШНЕМУ ТВОРЦУ, БОГОРОДИЦЕ, всем нашим святым в насущных нуждах и заботах, в частности молитвенно обращаться  за помощью в «продвижении по службе» к святителю Митрофану Воронежскому (сподвижнику и наставнику гениального, трудолюбивого императора Петра Великого). Духовный патриотизм, коллективная сопричастность, благоразумная предприимчивость  –  вот нравственный стержень для «перезагрузки» самосознания народа при реализации стратегии инновационной модернизации!
     С целью претворения в жизнь решений Московского трёхстороннего соглашения на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (Москва, 22 декабря 2009 года) на ОАО «ТМЗ» разработан Коллективный договор на 2010 – 2013 годы. Данный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения на предприятии, заключаемый работодателем и работниками в лице их представителей – генеральным директором ОАО «ТМЗ» А.С. Башиловым и председателем первичной профсоюзной организации работников ОАО «ТМЗ» Т. Е. Толстовой.
       В беседе с аккредитованным очеркистом Г.Е. Исаевым Т. Е. Толстова отметила  в качестве общепризнанной в московском регионе «точки роста» авторитета завода – становление предприятия как «инкубатора» высококлассных рабочих кадров!
       Пример тому, результативность участия рабочих ОАО «ТМЗ» в финальных этапах конкурса «Московские мастера».
       В 2009 году токарь 6-ого разряда  С. А.  Геркус (1964 года рождения) занял первое место в финальном этапе 12-ого конкурса «Московские мастера» по специальности  «токарь», получив вознаграждение от Правительства Москвы в размере 100 000 рублей, премию с объявлением благодарности от руководства ОАО «ТМЗ» в размере 7000 рублей.
       В 2010 году фрезеровщик 5-ого разряда М. В.Кокарев (1977 года рождения) занял шестое место в финальном этапе 13-ого конкурса «Московские мастера» по специальности  «фрезеровщик».
       Отличившиеся конкурсанты, по словам Т. Е. Толстовой,   заинтересованы в создании на заводе школы наставничества и готовы поделиться опытом с начинающими.
       В Коллективном договоре не только отражены важнейшие аспекты социального партнёрства в условиях рыночной экономики, но и предложены реальные пути привлечения трудовых ресурсов. Особое внимание уделяется вопросам работы с молодёжью (работники до 35 лет). Остановимся на них. 
     Для обеспечения преемственности профессионального опыта и развития кадрового потенциала предприятия Коллективным договором предусмотрено:
     1. Установить минимальный размер заработной платы  работника, занятого в нормальных условиях труда при установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени и выполнении им трудовых обязанностей, в размере минимального размера оплаты труда в Москве, устанавливаемого Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на текущий год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
     2. Работодатель создаёт условия для профессионального роста работников при совмещении работы с обучением, организуя систему современной профессиональной подготовки кадров непосредственно на производстве и в специализированных учебных заведениях без отрыва от производства.
     3.  Работодатель и профком осуществляют программу обучения и повышения профессиональной квалификации по группам наиболее массовых профессий, а также трудовых кадров, необходимых производству, с последующим переводом их на более квалифицированные работы. При окончании профессионального обучения на производстве рабочему присваивается квалификация и предоставляется работа в соответствии с полученной квалификацией. Работникам, успешно закончившим без отрыва от производства техникумы и Вузы по своей специальности, по рекомендации руководителя структурного подразделения, могут быть повышены оклады или рассмотрен вопрос о продвижении по службе на основании заключения аттестационной комиссии.
      Для эффективного участия молодых работников и специалистов в реализации производственных планов предприятия,  работодатель совместно с профкомом выработал комплекс мер с обязательством   исполнения следующих положений:
1.Содействовать работе молодёжных советов, направленной на активизацию участия молодёжи в повышении эффективности деятельности предприятия. Предприятие предоставляет совету молодых специалистов в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещение, средства связи.
2. Положения статей 374-377 ТК РФ распространить на предприятии на председателя Молодежного совета (молодежной комиссии) профкома и руководителя совета молодых специалистов предприятия.
3. Разработать комплексную программу по работе с молодёжью, выделяя специальные фонды поддержки деятельности молодёжных советов.
4. Обеспечивать ежегодное квотирование рабочих мест для лиц, окончивших общеобразовательные и специальные учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, а также для моло¬дежи после прохождения ими военной службы по призыву в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.
5. Содействовать обучению и повышению уровня профессиональ¬ной подготовки молодых работников, способствовать выдвижению их на руководящие должности после прохождения обучения.
6. Создавать условия для реализации научно-технического и творческого потенциала молодёжи, стимулирования  инновационной деятельности, а также организовывать работу Совета наставников с целью сохранения преемственности кадрового потенциала предприятия.
6.1. Работодатель утверждает Положение о наставничестве, закрепляет наставников  за молодыми работниками не позднее 6 месяцев с начала их работы и выплачивает наставникам надбавку к окладу не менее 15% размера оклада.
7. Содействовать развитию молодежного движения в подразделе¬ниях предприятия, проведению молодежных конкурсов профессиональ¬ного мастерства, присвоению звания «Лучший молодой рабочий», «Лучший молодой специалист», «Лучший молодой рационализатор» и др.
8. Оплачивать по ходатайству Службы по работе с персоналом обучение, направленных предприятием молодых работников, в высших и средних специальных учебных заведениях на условиях заключённых договоров.
9. Сохранять среднюю заработную плату на период переподготовки и повышения квалификации молодых работников (не реже 1 раза в три года).
10. Коллективный договор на 2010-2013 годы содержит рациональную систему социально значимых льгот для молодёжи:
10.1. Сохранение средней заработной платы на период переподготовки и повышения квалификации молодым специалистам.
10.2. Трудоустройство военнослужащих после увольнения с военной службы по призыву, ранее работавших на предприятии, в течение трёх месяцев и выплата единовременного пособия данной категории работников.
10.3. Социально-экономическая поддержка молодых работников при создании семьи, рождении  ребенка.
10.4. Обеспечение молодых работников и специалистов, занятых на вредных производствах, бесплатными путевками в санаторий-профилакторий согласно графикам заездов для указанной категории работников.
10.5. Беспроцентные ссуды для оплаты за обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, при условии продолжения трудовых отношений с предприятием после их окончания в течение не менее 3-х лет.
10.6. Работникам, избранным в состав молодежного совета (комиссии), — освобождения от работы не менее одного дня в неделю с сохранением заработной платы  для выполнения общественных обязанностей.
10.7. Иные единовременные выплаты по представлению  профкома.
10.8. Работодатель предоставляет не освобожденному от основной работы  председателю молодежного совета  (ответственному за работу с молодежью) не менее 4 часов в неделю для выполнения общественных поручений.
11. В период действия трудового договора работник подлежит  обязательному  социальному  страхованию,  виды  и  условия  которого  определяются  в  соответствии  с  действующим  законодательством  РФ.
12. Выплачивать матерям единовременное пособие при рождении ребенка в размере 5 МРОТ на каждого ребенка, а также усыновленного ребенка в возрасте до трех лет.
13. Дотировать детские путевки в оздоровительные лагеря. Стоимость путевок,  реализуемых для работников предприятия не должна превышать 10% её полной  стоимости, также новогодние подарки, реализуемые для детей работников предприятия.
14. Работодатель обязуется выделять профкому средства на культурно-массовую, физкультурно-спортивную работу, в том числе на аренду залов в размере не менее 0,3% от фонда оплаты труда из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.
15. Работодатель может обеспечивать (исходя из своего финансового положения)  заводских работников дополнительными медицинскими услугами, заключая договора на добровольное медицинское страхование сроком не менее 1-го года.
 Перечисленные выше возможности —  хорошие стартовые условия для молодого человека, вступающего на трудовое поприще. Отдел кадров ОАО «ТМЗ» с радостью принимает на работу молодёжь!

 Итак, ОАО «Тушинский машиностроительный завод» был, есть и будет — авангардом отечественной промышленности — градообразующим инновационным предприятием, приумножающим интеллектуальный опыт «штурма небес»!  Рубиновые звёзды Московского Кремля, станция метро «Маяковская», Кремлёвский Дворец Съездов, гостиничный комплекс «Россия», Храм ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ — культурно-исторические объекты, возведённые с участием славного завода!
        P.S.                Был бы ДУХ, да были б кости,
                Ну а мясо нарастёт:
                Через веру в ВОСКРЕСЕНИЕ
                Всем спасение придёт!
                2010
      
      
         Представлена окончательная авторская редакция  от 14 августа 2010 года.