Кубик Рубика, Google и социализм

Олег Алексеев
полный текст читайте на сайте Капитал https://sites.google.com/site/marxeconomy/pub/kubrub

Обобществление средств производства, то есть естественный переход средств производства из частного владения в общественное использование в вульгарном представлении метафизиков от социализма, а заодно и обывателей, видится как монополия на экономическую и социальную жизнь общества со стороны главенствующего класса в виде государственной монополии. Реальная жизнь и реальные экономические отношения указывают другой путь сложного процесса обобществления, где каждый член общества имеет возможность опосредованно участвовать в управлении производством. Этот процесс довольно точно описал Маркс на примерах XIX века как развитие акционерного капитала[1].

Так и современное развитие, когда экономика начинает переход в экономику интеллектуального производства, где доступность к обобществленным средствам производства в рамках все еще частного акционерного капитала становится естественным продолжением технологии и экономической эффективности, где частный интерес кровно заинтересован в использовании своих все еще частных, но фактически обобществленных средств производства любым членом общества, показывает пример с решением задачи Кубика Рубика[2]. Сложную математическую задачу, которая имеет и практическое значение, пришлось бы решать многие годы или платить большие деньги за использование супер компьютера, если бы компания Google не предложила воспользоваться своей сетью объединяющей тысячи компьютеров. Предоставляя средства производства для решения общественно значимой задачи, компания преследовала сугубо частный интерес получения свободного доступа к решению, воспользовавшись которым она получала дополнительную возможность собственного ускоренного развития. Общество шаг за шагом продвигается к тому состоянию, когда частный интерес, вознесся производительность труда на невиданную высоту, может реализоваться исключительно через гигантские обобществленные средства производства, к тому состоянию, когда частные средства производства будет выгодно использовать совместно всеми членами общества, для получения максимальной эффективности функционирования частного капитала.

Мотив такого поведения частного капитала и частной инициативы будет лежать вне области наших представлений о добре и зле, совести и справедливости. Только экономическая эффективность будет толкать частный капитал предоставить средства производства в распоряжение всего общества, как самый оптимальный путь для достижения частных интересов. Но прежде чем это станет обыденной повседневностью, капитал должен сформировать новые материальные условия, а вслед за ними и наше сознание, меняя технологию, увеличивая производительность труда и выталкивая людей не только из сферы материального производства, но так же из сферы оборота (торговли), формируя новую парадигму потребления, а, соответственно, меняя экономику общества как таковую. Прежде чем мы сможем говорить о социализме, интеллектуальный труд должен стать доминирующим в структуре производства, а средства производства для этого интеллектуального труда должны стать доступны для каждого, как внутренняя необходимость эффективного развития частного капитала.