Кто дежурный?!

Наталья Маевская
                Уроки труда в семье



***


– Мама, я пить хочу.
– И?!
– Ну, дай попить.
– Не дам. Сама бери.
– Ну, я же не достаю так высоко!
– Лен, ну, сообрази, прошу – почему я тебе отказываю. Может, ты забыла что-то сделать?
– Ой, блин… – Шестилетняя дочка берет лейку с приготовленной заранее водичкой и бежит к полке с цветами. – Как я забыла про цветочки наши?! Они ж сами не могут. – Щупает пальчиком грунт, поливает жаждущие влаги цветы.

Это – ее обязанность в доме. И она с ней справляется, понимая ответственность – кроме нее никто делать это не станет.

Раньше мои подружки меня упрекали за то, что я «заставляю» детей работать. Теперь, когда старшему 29, а младшим по шесть, они уже звонят и задают вопросы типа «А как ты этому учила?» для того, чтобы с внуками провести «урок труда».

А чего тут выдумывать-то? Надо всего лишь использовать правильно «слабые» места детей. Дети любят командовать, любят проявлять самостоятельность, любят, когда их хвалят и награждают, в воде возиться все дети обожают, а еще они хотят быть полезными и заметными. Ну, вот, и предлагаю посетить хотя бы пару «уроков труда» в моей семье.

Сразу оговорюсь, чтобы вы меня каким-то тираном не представляли. У нас и горы немытой посуды иногда случаются, и такие же горы неглаженного белья, и клумба с цветами иногда зарастает, а мы глаза в сторону отводим, чтобы не видеть. Просто, при том, что в большом доме порядок поддерживается всеми без исключения, главный принцип «не делай того, чего сейчас не хочется», соблюдается под моим же чутким руководством. Тут важно сделать так, чтобы захотелось. Ума много не надо, нужна фантазия и хорошее настроение.

У входной двери на стене висит главный помощник порядка в доме – школьная доска. Мы привыкли все планировать ежедневно. Тут и важное событие записано, и продукты, которые нужно купить, и замечание какое-то друг другу можем сделать, а, главное, в верхней строчке записано, кто сегодня дежурный по дому. Участвуют все, и дети и взрослые. Уборку делают все, каждый за собой, но дежурный присматривает, «командует парадом», важничает в доме. Естественно, все слушаются, ставят ровно туфли к стенке, моют чашку за собой, пульт от телека ищут, собакам и коту воду в миску наливают, собирают игрушки.

Сотрудничество

– Мама, помоги кубики сложить!
– Легко, Пашка! А ты мне поможешь белье в шкафчике разложить?
– Конечно, мамусик!

Жертвоприношение

Представляете картину: заходят гости в дом, а на табуретке у раковины пятилетний сын или дочка моют посуду или кухонные шкафчики, ну, или даже пол? Бывает и «почище» – стирают в тазике на крыльце свои трусики и носочки.

Почему-то первые вопросы: «Ой, а вдруг, разобьет, порежется, поскользнется на полу, руки разъест порошком и т.п.» Но зато потом второй вопрос – восхищение (то, что нам и нужно!) – «Ой, какие молодцы! Мамины помощники! Как это вы такому научились?!».

Ну, да, приходится иногда идти на жертвы: обои могут заляпать, раковину засорить и проч. Но тут тоже нужен подход особый: предварительно убрать все хрупкое, тряпку первое время научить отжимать получше, порошок заменить хозяйственным мылом. Конечно, посуда еще долго будет вымыта некачественно, да и пол, да и стирка пока стиркой только условно называется. Но раз от раза дети делают все лучше и добросовестнее, а я незаметно за ними перемываю, перестирываю, восхищаясь тем, как от души они мне помогли. С каким же удовольствием они потом натягивают чистенькие носочки, берут чистую посуду, снимают обувь, ступая на сверкающий пол!

Дочь с 12 лет уже сама умеет приготовить борщ, сделает любой салат. Сын, тоже восьмиклассник, картошку умеет чистить, любит косить траву, рубашку себе погладит. При этом, кстати, они в школе - отличники и тусовые подростки.

И уже верят в мои нравоучения давние о том, как им будет легко, если придется без мамы жить, к примеру, в другом городе, в студенческом общежитии. «Представляете, – говорила я им, – проснетесь в общаге утром в субботу и не побежите в магазин за вареной колбасой или в столовку за жидким супом, а сварите вкусные щи, курочку запечете на всю компанию! Вас ваши друзья будут уважать как!».

Сейчас могу уехать по срочности какой-то на целый день, не приготовив обеда. Не переживаю, знаю, голодными не останутся, и яичницей весь день питаться не будут, а еще и мне оставят вкусненького.

Блины по субботам. Утром поднимаю малышей: «Паша, Лена, пошли блины печь!» Сын руководит, ингредиенты перечисляет, с тряпочкой вокруг ходит, подтирает рассыпанный Ленкой на полу сахар или разлитое молоко. А что делать? Издержки производства. Лена взбивает яйца, замешивает тесто, я стою за спиной, помогаю чуток. Ну, потом пеку в целях безопасности, тесто подправляя незаметненько.

Но пекли-то они! А кормят как всех – с удовольствием и гордым видом!

Выполнять свои обязанности в семье – труд для детей тяжкий. Почти непосильный.

Младшим днем полагается спать, например. А они этого, естественно, не любят. Значит, нужно придумать стимул, воодушевить на сон. Тут изобретательность – хороший помощник.

– Дети, тот, кто по- честному и хорошо поспит, а не просто мух на потолке посчитает, будет сегодня спасателем. Сейчас нагреется бассейн, все будем купаться, а спасатель будет командовать и смотреть за порядком.

Дети будут спать, точно. И не будут искать причины сто раз выйти по какой-то нужде из комнаты.

Лучший «выспавшийся» получит потом в руки, например, секундомер, и станет выделять время купания каждому. Секундомер может быть и игрушечным. Можно придумать рупор из листа ватмана, можно разрешить выдавать спасательные жилеты или номер «спортсмена». Да, мало ли что.

А чтобы второму, третьему, было не обидно, разрешите и им попрактиковаться в деле спасения утопающего на пять минут, чтобы в следующий раз старался уснуть хотя бы на часок.

Вставать утром без проблем, чтобы не опоздать в садик – тоже задача еще та!

Опять изобретаем: «Дети, тот, кто оденется и умоется раньше, сходите, пожалуйста, в машину, откройте двери, чтобы проветрить салон, а то такая жара на улице. Ладно?»


Еще бы – за десять минут оба будут и одеты и умыты, и даже причешутся сами хорошо – такое задание классное – самому открыть машину, просвистеть сигнализацией, посидеть за рулем пять минут!

Со старшими уже проще – они давно усвоили, что вечером возвращаться нужно не позже 21.30, иначе целую неделю нельзя приглашать в дом друзей, а самому возвращаться придется уже на два часа раньше. Отправляясь на встречу к другу, просто категорически обязательно на доске у входной двери оставить номера телефонов друзей – подруг и примерно означить территории «прогулок – встреч».

Почему именно 21.30, а не 22.00, например? Да, потому что покупать перед сном младших брата и сестру – обязанности старших. И никто (даже «безжалостная» мамочка) не станет это дело контролировать – дети лягут спать с грязными пятками. Обязанности были оговорены, стороны согласились – выполняйте, пожалуйста. У мамы – другие дела, которые за нее тоже никто не сделает. (Пятки протру, конечно, спящим детям, чтоб не заметил никто).

Со старшими сложнее. То есть, чуть дороже. Хотя… Как посмотреть на это…

– Девчонки, есть у вас какое– нибудь желание, мечта? – спрашиваю торчащих полдня в «ВКонтакте» дочку и племянницу, восьмиклассниц.

– Ну… – разулыбались, придумывая нечто эдакое, обе.

– Не, ну, не такое уж глобальное! – Успеваю предупредить.

– Ну, в кино… – Слегка расстраиваются.

– А серьезнее?

– Мам, ну мы бы хотели в хорошую пиццерию, и так, чтобы посидеть, никуда не торопиться. Вдвоем. – Дочка мечтательно поднимает глаза к потолку.

Девочки переделали такую работу, на которую у меня ушла бы неделя, минимум!

Вот так, шаг за шагом, где юмором, где хитростью, а где и другими подручными фантазиями – придумками, уроки труда мы проводим качественно и с энтузиазмом – любая проверка из РОНО поставила бы «отлично»!

А вы опытом не поделитесь?