Записки обывателя

Фсогов
Не всегда надо быть медиумом,
чтоб определять будущее.
Иногда, достаточно быть
конструктором синхрофазатрона.
Тютютчев

Август 2010. О пожарах.
Это начинался второй месяц невиданной доселе засухи. Месяц, когда каждая веточка была готова вспыхнуть от маленькой искорки, в мгновение ока превратившись в громадный пожар, так много лишнего тепла накопила к этому моменту природа.
Это был тот август, когда всю Москву заволокло дымом от лесных и торфяных пожаров, собиравших свою зловещую дань с множества деревень и городков, в Центральной России и Поволжье.
Пепелища, с запёкшимися, прямо в земле, морковью и луком; с одиноко торчащими в небо трубами печей. Страшно. Простой обыватель словно где-то уже видел эти, кирпичные трубы. Запомнилось ли, или так проявляется эффект дежа-вю? Можно объяснять разными словами, но память. Помнит. Ужасы войны. Чёрно-белая кинохроника, мир прошлого, вдруг затмивший радужное цифровое сегодня! Вот, на что это было похоже. Неужели, машина времени изобретена в России? В таком случае, что-то она не туда нас понесла(
+
Тот август запомнился нам погорельцами, лицами погорельцев на экране тиви панелей; самим им запомнился наверняка. Множество сограждан из-за пожаров лишилось крова. Тысячи людей остались на улице, подчас - без еды, одежды, документов. Мчс и пожарники, военные, просто добровольцы, в конце концов, оказывают помощь, размещают тех, у кого по воле стихии больше не стало домов. Кое-где, оголодавшим пострадавшим раздают тушенку и другие продукты питания, всё выглядит вполне достойно; по крайней мере, перед камерами телевидения.
Местное население на высоте – множество заметных случаев инициативы, и мало, вообще считай нет, случаев мародёрства. Всё-таки, в этом плане Россия всё ещё выгодно отличается от множества других стран, и мораль народа на высоте.
- Да просто всё сгорело, брать-то нечего, -скажет кто-то. И не будет прав. Не будет. Не прав. Народ у нас хороший.
+
Тушат самолёты, вертолёты, тушат танки, поливальные машины, в конце концов. И никак не потушат. Тяжело Шойгу, тяжело агрономам, тяжело всем нам. Это беда в масштабах целой страны.
Огонь сначала  подступает к атомному центру в Сарове, а затем к другому, крупному атомному центру на Урале. Кириенко, кстати, на передовой борьбы с разбушевавшейся стихией.
Если ты это сейчас читаешь, мой вдумчивый читатель, значит, в тех краях пожар потушили)
А вот что не отстояли… Или не захотели отстоять? Не отстояли пару военных баз с имуществом, затерянных где-то в подмосковных лесах.
- Концы в воду! – вполне похоже на флотский приказ; приказ такой, правда, простому обывателю не известен. Вот, старая русская идиома, известная со времён Ивана Грозного, «спрятать концы в воду…» - та известна. И тоже, браво звучит, вполне по-флотски. Хотя, когда поговорка та прижилась, про российский флот никто ещё и не думал. Но, спрятать концы в огонь… Это противоречит духу моряка, что ли. Во всяком случае, в нашем, чисто сухопутном, воображении.
Сгорела одна военная база, сгорела вторая. Не смогли защитить от огня? Военные? Свою базу? Не смогли защитить от лесного пожара?
- А кого они тогда могут защитить?, - вопрос задался сам собой.
+
Остались еще богатыри на Руси.
Простой обыватель видел по ящику, как Президент с лицом, не предвещающим (не выражающим) ничего хорошего, зачитывал приказы «о неполном служебном соответствии» и «об увольнении», людям, весьма далёким от авиации ВМФ, хотя и непосредственно отвечающим за этот род войск.
Эти новости было необычно смотреть, это запомнилось, как запомнилось и возвращение президента из отпуска, какое потребовалось совершить для этого. Вернуться в Кремль, после лишь одного дня, проведенного на курорте – таким мы ранее избалованы не были. Это в очередной раз продемонстрировало обществу отзывчивость и оперативность нынешней власти.
-Нот бэд, - как сказал бы кто-то в редакции «Пост». Тот, кто не против видеть добрые перемены в России.
+
Здесь я оговорюсь, что Владимир Высоцкий – мой кумир)
+
Достаточно посмотреть на его послужной список, чтобы понять это. Поэтому, несмотря на несколько досадных проишествий, произошедших в последнее время, таких, как пожары на базах под Коломной, и затянувшиеся на пару лет спекуляции, на тему покупки у Франции универсального вертолётоносца типа Мистраль, простой обыватель, до сих пор, верит в компетентность Главкома Военно-Морского флота России – адмирала ВВС, в то, что из случившегося извлекут урок и сделают надлежащие выводы, а в будущем будут быстро принимать правильные решения.
Верит простой обыватель, наивно верит, и в то, что возобладает в нашей стране, наконец, здравый смысл, поселившись в умах тотально всех, кто отвечает за множество других, бесценных, жизней. В головах тех, про кого народный фольклор уже давно говорит нелицеприятной фразой: «им ссы в глаза – всё божья роса…»
+
О флоте.
Главком прошёлся по кабинету и, подойдя к столу, взглянул на циферблат. Девять ноль-ноль. Он по селектору приказал адъютанту впустить в кабинет специалистов-аналитиков по ВМФ. Это было открытое совещание Главкома со специалистами, поэтому в кабинете их уже ожидали журналисты и зрачки телекамер.
Когда все расселись, Главком начал. После недолгого монолога, к нему, со всех сторон, посыпались свободные вопросы.
- Какие ещё новости во флоте, сэр? Позитивные?
- Позитивные. Русские решили корабль купить, у французов! Как в николаевское время! Вертолётоносец типа «Мистраль». Чем не будущая «картинка» Российского флота?
Все улыбаются
- Правда, сэр? Вы уверены, сэр? Бытует мнение, что имеющиеся в настоящее время в авиации ВМФ  российские вертолёты геометрически заметно крупнее французских, и имеющийся проект корабля придётся переделать. Переделывать всегда сложнее…
Смех специалистов
- Экономичный. Универсальный. Уникальный. С интересным, сложным движителем. Вы же на «Ситроене» катались? А на «Уазе» катались? Уверяю вас, разница такая же.
Дружный хохот
- Позвольте возразить, сэр. Я бы предпочёл воевать на «Уазе», сэр, а не на «Ситроене».
- А вот воевать им не надо.
Вопросы журналистов были и такими.
- Покупка такого корабля – это политическое заигрывание с Францией, и лично с президентом Николя Саркози?
- Что за бред)? Эта покупка - залог постоянно растущего товарооборота двух этих стран. Хм.
- Что же это за чудо, гордость французских экспортеров оружия?
- На корабле не будет французских военных систем. «Мистраль» не слишком мореходен. Хм.
- Корабль, какой русские кораблестроители сами не в состоянии построить? Да, сэр?
- Вероятно, они решили так: -Один купим, исследуем, потом построим несколько своих. Должно же загрузить Балтийские и Николаевские заводы работой.
- Мистраль, это чья-то попытка заработать?
Последний вопрос был оставлен Главкомом без ответа. Когда журналисты покидали кабинет, он услышал ещё, оброненную кем-то фразу:
- Почему они не купят его у нас?
- Действительно, почему, - на миг задумался Главком.
В реальной жизни, конечно же, всё происходит не так.
+
О роли флота в политике.
По мнению простого обывателя, ситуация выглядит вот как:
Утро. Штиль. Тропическое море. «Горячая точка». Вот, приплыли. Мы здесь. Сильны, красивы, успешны. Реет Андреевский стяг. На палубе серого красавца, полного стати французского дизайна, жужжат лопастями новейшие российские винтокрылые машины, готовые к взлёту. «Десерт-пугалка», то блюдо, что обязательно должно быть в политическом меню Министерства иностранных дел, как того требуют современные, назовём это английским словом «релейшншип», отношения.
А то, «русские подводные лодки» - слишком страшная «пугалка», не совсем подходящая для нынешнего разнеженого мира, радикально изменившегося за последние пятнадцать лет. Несовременная, что ли. По трем пунктам, отмеченным простым обывателем, уж точно:
.
1. Подводные лодки скрытны, их не видно, и сообщения о том, что кто-то видел то, что обычно не видно, всегда вызывают серьезные опасения у общественности;
.
2. Обладающие поистине диавольской разрушительной силой, подводные атомоходы бесполезны в локальных, небольших конфликтах, политических, к которым, в основном, сводятся сейчас (как и всегда) международные политические игры, игры по высоким ставкам, за новые рынки и сферы влияния, и другие экономические пилюли;
.
3. «Слишком страшный страх», не из тех, что легко завернуть в соответствующую обёртку и подать на дипломатическом ужине сегодня.  Такой «слишком страшный страх» весьма трудно пиарить, ибо ответ, в любом случае, будет выглядеть неадекватно сильным.
Это, как будто, ты размахиваешь атомной бомбой, держа её за хвост, в лавке, торгующей веницианским стеклом. Мировое сообщество, с позицией которого нынешней России приходится считаться, недолюбливает подобные шалости.
.
Вот этих, весьма весомых политических (не военно-технических) недостатков, в противовес гигантским субмаринам с ядерным оружием, и лишён корабль «Мистраль»:
.
1. Надводный вертолётоносец – всегда на виду;
.
2. Несколько подоспевших вертолётов с морпехами – вроде и сила, но паники нигде не вызовет;
.
3. «Дубинка нужной силы» - шаблоны устрашения легко пиарить, хороший «выхлоп».
+
О судостроителях.
Всё это простому обывателю, в той или иной степени, понятно. Не понятно только одно – на что будут существовать настоящие патриоты РФ, сотрудники и руководители, скажем, таких предприятий страны – Невское конструкторское бюро, Черноморские заводы, Балтийские верфи и далее по списку. Замечу, никак не запятнавшие свою репутацию. На деньги, полученные от постройки французких маломореходных шаланд на русских верфях? Или, раз патриоты, пусть потуже затянут свои ремни, перед тем, как эти самые кожаные ремни придётся съесть?
- Проживут как нибудь, - рассуждают некоторые начальнички от коммерции, профессионалы по продаже Родины, реальной и ментальной. А конструкторская и производственная школа, так легко разрушающиеся, между тем, потребовали на свое становление время, предопределённое нескольким поколениям.
Вот, и авианосные крейсера, и большие десантные корабли, подводные лодки и эсминцы, с клеймом «сделано в России», после десяти лет такой политики будут так же разительно отличаться от американских, как русская мебель отличается от итальянской и французской, то есть, станут совершенно не конкурентноспособными на мировых рынках.
Похоже, спираль истории завернула этот виток не в ту сторону…
+
Даже, одни только разговоры, на тему такой покупки, стоимостью миллиард евро, муссирующиеся в прессе, наносят непоправимый вред репутации наших ОКБ, влияют на моральный облик военно-технической, конструкторской элиты государства, и просто квалифицированных рабочих, воплощающих проекты этой самой конструкторской элиты в металле (и керамике, и карбоне). Эти разговоры, наносят настолько большой вред, что невольно вспоминается тридцать седьмой. Прошлое осталось в прошлом, но опыт прошлого – обязателен, в оценке сегодняшней ситуации, ибо это залог развития страны, и населяющего страну народа.
+
Да, кратковременные экономические интересы, уже столько лет преобладают в нашей стране над интересами будущего, стратегическими (естественно, что стратегические интересы обновлённой России разительно отличаются от прежних, оставаясь прежними), что невольно начинаешь удивляться запасу прочности, с которым выстроена РФ, запасу терпения русского народа. А ведь этот факт совсем не требует каких-либо новых переоценок – история уже много раз показала его нам. Но увидит лишь тот, кто посмотрит.
Дайте нашему, отечественному ОКБ, и отечественной верфи, на двоих, миллиард евро, под личную ответственность молодых новых руководителей, и вы обязательно увидите результат. Пусть руководители опытные, у которых уже всё есть, осуществляют лишь консультирование, а реальные возможности управления сосредоточьте в руках молодых идейных энтузиастов, настоящих патриотов новой России, и вы обязательно увидите результат.
- Утопия, - скажет прагматичный любитель «Сникерсов», забыв уже, начисто, вкус родных ирисок.
- У наших выйдет дороже, - скажет другой, любитель сиюминутных прибылей.
+
Впрочем, и до этого, в истории государства Российского, были генералы, а на флоте - адмиралы, кто ошибался, а потом дорого заплатил за свою ошибку. Случались потери целых эскадр, какая произошла у Зиновий Петровича Рожественского в начале двадцатого века. Разгромы целых армий, какая позже случилась у Александра Васильевича Самсонова. Правда, это было давно.
В новейшей российской истории были и такие генералы и адмиралы, которым многое сошло с рук. Даже, потеря атомного ракетоносца, со всем составом на борту, в мирное время. Перед сотнями наблюдателей, недалеко от берега, в морских масштабах, можно сказать, в луже.
Трагедия подлодки К-141 «Курск», тогда, в августе двухтысячного года, тяжело резанула душу целой страны. Этим фактом навсегда запомнилась деятельность адмирала флота Куроедова.
«Книга русской скорби» заполняется на глазах.
Так исторически сложилось, что роль подводной составляющей в структуре Российского флота является приоритетной. Подводные ракетоносцы и далее будут служить гарантом незыблемости позиций России, как морской державы, на мировой арене. И мы, российские граждане, уверены в этом. Судя по тому вниманию, какое уделяет нынешний премьер верфям в Северодвинске, будущее у нашего подводного флота есть. Но и корабли, такие, как «Мистраль», теперь нужны стране. Разве что, может быть, стоит выбрать отечественный проект?
Надеюсь, с Божьей помощью, сухопутные господа, безусловно далёкие от проблем флота, перестанут вносить свои витьеватые идеи о реформировании того, чего почти не осталось, и предоставят действовать профессионалам-идеалистам. Только так, как показала история, можно получить в нашей стране качественный продукт (достойный результат).
- Ну вот, всё припомнил, - скажет кто-то.
Да, припомнил. Наверное, это не дело простого обывателя, судить действия высшего командного состава вооруженных сил. Но, дело гражданина. Может быть, время убежало от этих адмиралов?
+
О засухе.
Велик и богат русский язык, всегда припасена в нём мудрость народная. Вот, например, известное изречение о том, что «Беда не приходит одна». Чистая правда, верит простой обыватель. За засухой всегда следует неурожай. И вот уже, в Сми уточняется, что засуха уничтожила половину урожая, по отношению к прошлому (2009) году. На осень, введен мораторий на экспорт российского зерна.
Мировые цены, одной красиво высказанной фразой нашего премьер-министра, оказались подняты в два раза.
Очевидно, он не при чём. Просто выполняет свою не легкую работу.
Прошла неделя, и вот уже ФАС начинает расследования по вопросу завышения некоторыми лицами цен на зерно, в условиях непростой климатической обстановки. Госрегулирование в действии!
А что до повышения цен…
Хорошо ли это? Конечно, нет. Любое повышение цен - плохо, рассуждает частник, тот, который не «бык», конечно. Международный банковский сленг, переведённый на русский язык, обретает ещё и новые смыслы, воспринимаемые слушателем из фразы. Бык, бычара…
В точку. Народная мудрость вновь неопровержима. То есть, теперь, цена на зерно в любом случае будет больше, когда (в случае, если) его придётся импортировать. К радости (имеется ввиду деловая радость – прим. ред.) канадских (традиционно) и других экспортёров муки. Перефразируя ещё поговорку - Кому засуха, кому мать родна…
В день на Илью-пророка, Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, призвал прихожан молиться о дожде.
- На всё воля Божья, - сказала бы бабка, царство ей небесное.
- На всё воля Божья, - повторю и я, простой атеист.
+
Лучше летом у костра, чем зимой под солнцем?
Для простого обывателя эта русская народная поговорка сегодня приобрела новый смысл. Как и почти всё в нашей стране, дым пошёл прямиком в столицу. Воистину, бесы заполнили гордыню москвичей, считающих, что все должно течь в сторону Порта семи морей.
Содержание угарного газа в московской атмосфере превышает теперь норму в три, а то и десять раз. Количество ежедневных смертей возросло почти в два раза, но остальные ещё дышат. Время повышать нормы пдк?
А в Раменском жгут марихуану. Целые тонны высоченных кустов конопли. Хи-хи.
Зачем они так? Под дым попали?
Простой обыватель смотрел сюжет об этом в новостях по ящику и плакаль. Все окна в его московской квартире были плотно закрыты, и воздушный фильтр зудел, прогоняя через за час себя сотни кубометров грязного, и выпуская чистый ионизированный воздух. Только так и можно спастись, когда видно воздух в городе. Из-за смога, возникает стойкое ощущение, что пожары везде вокруг столицы. На самом деле, конечно, не везде, но выпалило много где. Такого количества возгораний и такой установившейся на последние пять недель жары не помнит страна. Чтоб горели целые волости! Простой обыватель где-то уже видел эти, торчащие в небо печные трубы. Это запомнилось. Память. помнит
+
Ужасы войны.
Нет.
Наводнения в Европе. Смывает целые города в некоторых землях Германии, в Польше, в Чехии. Что ждать дальше?
Мы все умрем?
Да.
Майя, майя, майя.
Пророчества.
Кто же вы были такие на самом деле? Великие учёные древности?
Если земля и солнце станут ещё активнее, мы все превратимся в мумифицированных бабочек. Или, что более вероятно в нашем климате, мы, россияне, этой зимой превратимся в сосульки!
Когда летом в Москве стоит такая жара, невольно думаешь о том, что климат «раскачался», и о том, что нас ждёт зимой.
В столице, если температура в тридцать пять - сорок градусов, но со знаком минус, установится на период продолжительностью пять-шесть недель, работать и жить станет весьма сложно.
Тем более, если водка снова подорожает…

Москва-сити)
2010-0813
+