День рождения семьи. Гл. 27. Надежда

Роза Шорникова Гольман
(Продолжение. Начало на http://www.proza.ru/avtor/rozashornikova)


                - 1 -

По телевизору шел очередной нескончаемый бразильский сериал.
Баба Тася сидела на диване, распуская какую-то старую вязаную кофточку.
Она решила на несколько дней остаться погостить у Надежды с Андреем.
Хоть и жили они неподалеку, но встречались не так уж часто. В основном
по праздникам. У всех были свои дела. Ничего не поделаешь!
Надежда готовила стол к ужину. Она тоже была рада. Хоть и много лет
прошло с тех пор, как они с Андреем стали жить на хуторе, а до сих пор скучала
она по матери. И по маме Тоне, царство ей небесное.
– Вона как! – проговорила баба Тася. – Как накрутили-то! Сами никак
не разберутся, чей сын?
– Мам, – вдруг неожиданно спросила Надежда, присев к ней на диван. –
А ты меня так же любила, как Андрюшу?
Баба Тася продолжала смотреть на экран.
Надежда встала, решив, что та увлеклась фильмом и не слышит ее.
– А почему ты так спрашиваешь, дочка? Я тебя чем обидела? – раздался
из-за ее спины голос бабы Таси.
– Нет, нет, мамочка! Что ты? – Надежда бросилась к ней. – Что ты?
Она снова присела рядом и обняла мать.
– Ты не подумай чего! – снова успокоила она ее. – Я за Лилечку волнуюсь.
– Да, – протянула баба Тася.– Я тоже не ожидала, что Лиля захочет взять
приемного ребенка. Мне всегда казалось, что она и детей-то не любит совсем.
Да, видно, что-то такое происходит с людьми. Меняются люди. Жизнь меняет,
наверное.
– А я даже и рада! – сказала Надежда, складывая в руках кухонное по-
лотенце. – И вообще, она помягче стала! С Лялькой разговаривает. Я пря-
мо нарадоваться не могла в ее последний приезд. Любо-дорого посмотреть! И
Андрей довольный ходит!
– Да, Андрюшенька успокоился за девочек ваших! – улыбнулась
баба Тася. – А когда вам хорошо, мне и тем паче!
– Мамочка ты моя дорогая! – снова обняла ее Надежда. – Я тебе так
благодарна! Я тебя так люблю!
Она крепко поцеловала ее.
– Да, ладно, ладно тебе, – баба Тася погладила ее по руке. – Любой бы
так поступил.
– Может и так! – согласилась Надежда. – Но ты моя единственная
мамочка. И я тебя очень люблю! А знаешь?

Надежда посмотрела на экран.
Там шло бурное выяснение отношений между двумя женщинами, одна из
которых была постарше, а другая – совсем юная девушка.
Баба Тася, казалось, тоже увлеклась их диалогом.
Надежда снова поднялась с дивана, решив не продолжать разговора.
– Ты что-то хотела мне сказать? – вдруг неожиданно спросила
баба Тася.
– Да я и сама толком не знаю, – нерешительно начала разговор Надежда,
снова присев на диван.
– Ты начни говорить, а там разберемся, – ободряюще посмотрела на нее
баба Тася.
– Помнишь, Лиля привозила вышивку бисером? Там еще Божья Матерь
с младенцем изображены.
– Помню, – ответила баба Тася, прикрывая глаза. – Я тогда сразу все
поняла, дочка.
– Что поняла? – растерянно спросила Надежда.
У нее в голове в одну секунду все перемешалось.
– Ты же даже не знаешь, о чем я хочу тебе рассказать?
– Ты думаешь, дочка, – баба Тася посмотрела ей в глаза. – Если ты мне
не родная, так я ничего про тебя и не чувствую?
– Нет, мамочка! Что ты? – попыталась успокоить ее Надежда. – Только
мне тогда показалось, что это будто я изображена на той вышивке. Тот ребено-
чек – это я сама! А женщина – моя мама. Та, что меня родила. Ты не обижайся,
что я тебе это говорю. Я тебя очень-очень люблю! Ты для меня – самый дорогой
человек на свете! Но ведь где-то есть и та, другая, что родила меня. Почему-то
я никогда об этом не думала. Знала, что приемная, и все. А, вот, когда ту вы-
шивку увидела, так мне захотелось эту женщину увидеть! Ты не сердись, моя
ты дорогая мамочка!
– Да нет, все ты правильно говоришь, дочка! – спокойно ответила
баба Тася. – С той женщиной, что родила, ты навек пуповиной связана. Я это
понимаю. Я постаралась тебе заменить ее, насколько смогла. Никогда различия
не делала между тобой и Андрюшей.
– Ты моя родная! – снова крепко обняла ее Надежда.– А может быть
мне съездить туда? Ну, в тот монастырь, где Лиля купила эту вышивку? По-
смотрю на монахиню, что ее сделала. Может, поговорю с ней. А вдруг..? – она
замолчала.
– Ты действительно хотела бы с ней встретиться? – спросила баба Тася.
Надежда поднялась с дивана и пошла к столу. Баба Тася не торопила ее
с ответом.
– Понимаешь, – первой заговорила Надежда. – Ты мне рассказывала
про мою мать. Жаль, конечно, что фотографий не осталось. Я не знаю, что бы
я сказала ей при встрече, но… – она повернулась к бабе Тасе. – Мне так хо-
чется ее увидеть!
Надежда задумалась, присев на стул возле стола.
– Мам, послушай! – она вдруг резко обернулась к бабе Тасе. – А вот,
интересно, та женщина на вышивке тоже, наверное, на кого-то похожа? Ведь
картины пишутся с какой-то натуры?
– А чего тут гадать-то? – спокойно сказала баба Тася. – Любаша это!
Как есть она! Точка в точку.


                - 2 -

Стоял хороший зимний день. Светило солнце. Прохладный воздух не давал
возможности долго оставаться на одном месте, но, в то же время, не обжигал
сильным морозом.
Небольшая группа туристов собралась на стоянке около своего автобуса
в ожидании начала экскурсии.
– Смотри, Андрюша! – Надежда показала рукой в сторону большого
раскидистого дерева.
– Снегири! – улыбнулся Андрей, проследив взглядом туда, куда показы-
вала жена. – Как красные огоньки!
– А здесь снегири живут? – поинтересовалась Надежда. – Может это
еще какие птички? Просто похожи?
– Может и так! – согласился Андрей. – Ты же знаешь, я не специалист.
Вот, Анатолий бы сразу определил!
– Да, Анатолий знает! – согласилась надежда. – Ой, и не напоминай про
детей! Сразу домой захотелось!
– Ничего с твоими детьми не сделается за три дня! – Андрей обнял ее
за плечи и прижал к себе. – Наседка ты моя! Ты же сама напросилась на эту
поездку. Лиля путевку оформила. Чего ж теперь?
– Да, нет. Я уж, так просто. Вспомнилось. – Надежда улыбнувшись,
посмотрела на мужа. – Все в порядке.
– Ну, вот и отлично!

Молоденькая девушка-экскурсовод, сопровождавшая их в этой поездке,
возвратилась из маленького домика, стоящего у самых ворот.
Она была одета в длинную черную юбку, меховой полушубок и такую же
меховую шапочку в форме капорка, что делало ее совсем юной.
В руке девушка держала папку с бумагами.
– Все собрались? – спросила она у ожидающих ее людей.
– Все, все, Ирочка! – утвердительно ответили те.
– Господа! – с серьезным видом продолжала девушка. – Еще раз обра-
щаю ваше внимание на то, что монастырь – действующий! Поэтому, большая
просьба, самостоятельно никуда не отлучаться, вопросы задавать только мне
и сестре Елене, которая проведет вас внутри монастыря. Ну, что ж, начнем?
Прошу за мной!

Группа вошла во двор.
Вся территория монастыря была обнесена высоким кирпичным забором,
выложенным особым рисунком.
Видно было, что не все еще восстановлено, но общий облик уже представ-
лял собой единый цельный ансамбль.
Основные постройки были отремонтированы и выкрашены. Посажены ров-
ными рядами аллеи из молодых деревьев. Аккуратно расчищены дорожки.
Ирочка и присоединившаяся к ней сестра Елена долго и очень подробно
рассказывали им про историю монастыря и жизнь сестер.
Надежда никак не могла дождаться, когда же они пойдут в мастерские.
Ей нетерпелось увидеть ту монахиню, которая сделала ту вышивку, так вско-
лыхнувшую ее чувства.
«А почему я решила, что она непременно окажется там? Что у нее других
забот нету? Вот бы удалось поговорить с ней!» – Надежду даже пробил озноб
от этой мысли.

«Нет, – возразила она сама себе. – Ирочка сказала, что нельзя с ними раз-
говаривать… А вдруг она сама захочет со мной поговорить?» – сильная дрожь
вновь пробежала по всему телу.
– Тебе холодно? – спросил Андрей, сильнее прижимая ее к себе.
– Нет, нет, – ответила Надежда, – все в порядке. Просто я волнуюсь.
– Чего ты волнуешься? Что случилось? Смотри, как все прекрасно! Погода
отличная!
– Погода? – растерянно ответила Надежда. – Да, погода хорошая.
– А может, ее уже и в живых-то нет? – ни с того, ни с сего продол-
жила она.
– Ты о ком? – не понял Андрей.
– О той монахине, что вышивку делала.
– Надюша, я все понимаю, – он старался говорить как можно спокойнее. –
Но и ты ведь не маленькая. Сколько лет прошло! И потом, ну, сказала мать,
что, мол, это – она! Любаша твоя. Ну, так мало ли на кого эта вышивка мо-
жет быть похожа! Мы с тобой уже решили, поедем, а там, как получится! Не
настраивай себя раньше времени, пожалуйста!
Андрей остановился и повернул жену лицом к себе.
– Наденька, милая! Я понимаю, пытаюсь понять твои чувства. Но, не рас-
трачивай себя там, где мы не в силах что-либо изменить! Столько лет прошло! –
повторил он, прижимая ее к себе.
– Федоровы, Андрей Павлович, Надежда Павловна! – окликнула их
Ирочка. – Не отставайте, пожалуйста!
– Идем, идем! – отозвался Андрей, и они побежали догонять всех.
– Вот это здание только недавно отремонтировано. Здесь наши мастер-
ские, – продолжала свой рассказ сестра Елена. – Но мы чуть позже сюда
вернемся, а пока пройдем вон в то здание, – и она рукой показала вперед.

Мать Алексия в это время подходила к подъезду, собираясь подняться
в мастерскую. Она обучала рукоделию сестер. Скоро должно было начаться
очередное занятие.
Она резко обернулась на окрик Ирочки и впилась взглядом в группу
удаляющихся туристов.


                - 3 -

«Наконец-то!» – подумала Надежда, заходя вместе со всеми в рукодельную.
– Вот здесь…
Сестра Елена что-то рассказывала, но Надежда ее совсем не слушала.
Она быстро окинула взглядом стены и полочки, на которых были выстав-
лены, выложены и развешаны работы сестер. Вот она! Вышивка, собственно
из-за которой она и совершила это неблизкое путешествие.
Тот же бисер, тот же сюжет, даже почти те же цвета!
Надежда подошла поближе.
Вышивка, аккуратно обрамленная тонкой деревянной рамочкой, висела на
стене среди других работ.
Надежда вглядывалась в личико младенца и не находила того, что искала.
Возможно, вышивала другая мастерица?
– Скажите, пожалуйста, – обратилась она к сестре Елене. – А кто делал
эту работу?
– Мать Алексия. Вы знаете, так получилось, что у нас, кроме нее до по-
следнего времени никто и не работал с бисером. Традиционная иконопись все-
таки требует другого художественного исполнения.
Надежда согласно кивнула головой, вновь переводя взгляд на вышивку.
– Но в последние несколько месяцев мать Алексия учит сестер и этому
ремеслу.
– А можно ее уви…, – легкое покашливание Ирочки осекло ее на
полуслове.
– Вот сейчас как раз занятие проходит! – продолжала сестра Елена.
Она произнесла это совершенно спокойным тихим голосом, но Надежде
показалось, что прогремел гром!
Она впилась глазами в вышивку, словно хватаясь за нее, как за соломин-
ку. Как за последнюю возможность не потерять надежду встретиться с мате-
рью, которая, видимо подсознательно жила в ней все эти долгие годы и вот так
неожиданно вдруг вспыхнула с новой силой. Как же ей не хотелось, чтобы она
вновь угасла! Самым сокровенным ее желанием сейчас было продлить этот миг
ощущения близости и единства с ней.

Андрей, услышав, что сказала сестра Елена, посмотрел в сторону сидящих
за большим столом монахинь.
Они все были увлечены своей работой и их, казалось, ничто не интере-
совало, кроме нее.

Только одна монахиня, намного старше других, сидевшая в торце стола,
подняла голову и в упор смотрела на Надежду.
Та почувствовала этот взгляд на себе. Каждой своей клеточкой, каждым не-
рвом. Но, у нее не было сил обернуться. Она боялась не увидеть того, что уже
столько раз рисовала себе в своем воображении.
Андрей взял жену под руку и тихонько попытался развернуть от стены.
Она безвольно поддалась.

Они смотрели друг на друга. Не двигаясь с места и, даже, не пытаясь
сделать первый шаг навстречу друг другу.
Два родных человека, Мать и Дочь!
Два чужих человека. Мать, которая навсегда вычеркнула ее из своей жизни,
и Дочь, давно простившая ей это.

Экскурсанты вышли на улицу.
По-прежнему светило солнце, по-прежнему щеки обдавал легкий морозец.
– Ты чего загрустила? – спросил Андрей, наклоняясь к жене.
– Это была она, – тихо ответила Надежда, шагая вслед за всеми.
Андрей резко остановился.
– Как она? Ее ведь вроде Алексией назвали?
– Я прочитала перед поездкой, у них имена меняются при постриге. И даже
не один раз. Да, разве в имени дело? – она посмотрела на мужа. – Она это! Я
точно знаю! И она меня узнала, – Надежда опустила глаза. – Но не подошла…
– Так пойдем, вернемся! Попросим поговорить с ней! Ирочка! – Крикнул
он шедшей немного впереди девушке.
– Не надо, Андрей! – осекла его Надежда.
– Как не надо? – Андрей в нерешительности посмотрел на нее. – Ты
столько лет этого ждала! И вот так просто об этом говоришь?
– А ничего нет, понимаешь? – Надежда посмотрела на него снизу вверх.
– Ничего не осталось! Пусто! И она ко мне не подошла, – грустно повторила
Надежда.

Она перевела взгляд на черные ветки большого дерева, ярко вычерченные
на фоне голубого неба, на которых недавно краснели яркие перышки птичек.
– Вон, и снегири улетели!
– Чего? – не понял Андрей.
– Горели, как два красных солнышка, и погасли…Улетели…Зато у меня
есть ты, и мама, и дети! – она нежно посмотрела на мужа.
– И внуки! – добавил Андрей. – А там, глядишь, и до правнуков недалеко!
Он подхватил Надежду под руку, и они побежали вслед за всеми к автобусу.

Занятия по рукоделию закончились.
Мать Алексия оделась и вышла на улицу.
На дорожке, ведущей к воротам, никого не было.

Мать Алексия сделала по направлению к ней несколько шагов, потом резко
развернулась и пошла в другую сторону.
Зайдя в свою келью, она не спеша сняла мантию и, встав на колени перед ико-
ностасом, начала молиться, беззвучно шевеля сморщенными от старости губами.
Молитва ее была обращена к Господу, к ее Господу! А Господь, как извест-
но, у каждого – свой, и чужих тайн не выдает…

                (Продолжение следует)