Огородами детства...

Алла Зиливинская
 
        Сидя   на   своей   американской   кухне ,  писала    список   продуктов   для   приобретения   на  очередном  shopping-е,  необходимых   для  приготовления    хорошего   званого   обеда,  с  таким    для   меня   об'язательным  украинским  борщом,  в  который я  всегда кроме  необходимых    ингридиендов  вкладываю   ещё   и   свою    душу   ...   
... всей    силой   любви   к   далёкому ,  оставленному    в    Украине .   Писала  на   бумажке   перечисление    всего   необходимого,   чтоб    чего – нибудь   не   забыть,   не   упустить    из    виду,   два   списочка   --  для   супермаркета   и   для ,   так   называемых   «русских  магазинов»,   изобилующих   продуктовыми    товарами   из   нашего   ностальгического  прошлого,  до   боли   знакомых   своей   тарой,    этикетками   и    вкусом    оставленной    далеко   жизни,  где    не   всё   было   так    безнадёжно   плохо,   неразумно ,    несправедливо    и    безвкусно  ...    
    
    И вдруг меня пронзило воспоминание такого – же  процесса в Уманской    жизни,   на   Уманской   кухне,   где   за   многим    необходимым    для   приготовления   обеда   с   борщом   нужно   было    лишь   выйти  в  наш  огород   за   домом.   Обычный   приусадебный   огород,   который    так   традиционно, как  «Отченаш»,   каждой   весной    вскапывался   и    засаживался   всякой   огородиной   между    фруктовых    деревьев.   Всё    это   было,   как    само   собой    разумеющееся,    для   наших   домработниц,   урождённых    сельских    жителей,  у   которых   не   было    никаких   сомнений    в   том,   что   если   есть   земля   вокруг    дома ,   то   она   должна    возделываться,   плодоносить   и  приносить  урожаи  ...  И   чего    только   не   выростало    на   таких    городских    огородах !
      
        Вся   площадь   сада   засаживалась   в  основном   картошкой.
Но   в   междурядьях   чего   только  не  бросалось   в   землю  --  и   укроп,   и    белая  и   красная   свёклы,   и    чеснок. И   как-же   это   содружество    прекрасно   уживалось,  не   мешая    одно   другому,    даже    наоборот,    поднимаясь   в   пышной    красе.   Окучивая   картошку,   мы    бережно   обходили    всё    сопутствующее   ей   в   междурядьях,   рыхля   землю    вокруг.  Отдельно   делались   грядки   моркови,   петрушки,   салатов,   огурцов   и    помидор .
   
 Где-то   выделялось    место    для   нескольких   рядов    кукурузы ,   вместе   с   которой    всегда    сажалась   фасоль,   которая    подрастая   цеплялась    и   вилась   по   высоким   кукурузным   стволам ,  не   мешая    и   не   угнетая  друг   друга,  а  даже  наоборот, т.к. на  корнях фасоли,   как   всех   бобовых,    образовывались   азотистые   клубенёчки,   которые   питали   азотом  всё    рядом   растущее . Находил   себе    место   и   сладкий и острый  перец, и  горох, и несколько  рядов  капусты ... 

    И   как-же    всё   это   быстро   и   пышно  росло   и   поднималось,   радуя   глаз !  После   цветения   начинали   подкапывать   картошку,   наощупь   руками   выбирая   более   крупную ,   и   обходя   мелочь .   И   сколько – же   нечаянной  радости   дарили   плоды   земные  ! Вот   потому ,   собираясь   в   магазины   или   на   рынок   в   последующей    столичной   жизни  и   всегда    вспоминая    детскую    песену   о   том ,  как
--   «хозяйка    в    корзинке    домой    принесла  --
картошку ,  капусту ,   морковку  ,   горох ,
петрушку  и   свёклу ,  о – о – о – ох !  »  --  почти   всё ,  чтоб   борщ   овощной    получился    не   плох !  --   вспоминался   наш   Уманский   огород,   где   всё    это    росло   в   изобилии ,   и   где   всегда   традиционно   среди   огородного   моря   выделялся   островком    высокого    темнозелёного   листа   хрен .

   Так –что ,   собираясь   за   овощами   в   магазин ,    вдруг   по-думалось, что  в  Умани   за  всем   этим   нужно   было   только   выйти   в   огород...  Конечно ,   мясо   с   сахарной   косточкой    покупалось ,   а   сметану   и   всё   молочное   нам   приносила    бабушка - молочница   из   окрестного   села   несколько   раз   в   неделю   рано – рано   поутру .  Так-же   как  и   сливочное   масло ,  сбитое   по-домашнему ,   ароматное   будто   светящееся   изнутри , овальной  лепёшкой  вылепленное  по-фунтам ,по   желанию   заказчика  подкрашенного   морковным  соком ,  или-же   оставленного  натуральнобелым, завёрнутым   в  листья   хрена ,  капусты   или   лопуха  ...
Как – же   всё   было   натурально – природным,  бесхитрстным , как  в начале   жизни  на  земле !  --

 --   Огороды ,   огороды ,   как   их   было   много   в   годы   моего   детства   и   юности !  Много   ещё   было    пустырей,   оставленных   войной,   где   неизбежно    выростали    чьи-то   огороды,   между  которых    вились   пограничные   тропинки,  такие   знакомые    нам,   детворе,   т.к.   мы   часто   их   использовали,  сокращая   путь   из   центра   города   к   своим   домам.  Но  иногда   и  выручали  эти   тропинки ,  если   надо   было   незаметно   и   быстро   улизнуть   из   неприятной   ситуации .   Так    бывало   со  мной    в  дни   юности ,   когда   появлялась   острая   необходимость   избежать    нежелательных   провожаний ,   обманув   провожатых ,  или  избежать  назойливого  преследования  .  Хоть   голову   часто   кружил    туман    юности,   но   во  мне   срабатывал   инстинкт   осторожности,  что  часто  бывало   спасительным   выходом  из  создавшихся   вдруг  ситуаций.
 
… когда  приходилось   улепётывать   по  тёмным   улицам,  освещённым    не   очень   яркими   фонарями   провинции ,  от  нежелательных   ухажёров  или  избежать  откровенного   преследования  так  кстати   было   вдруг   юркнуть  в  темноту  какого-то   двора  а  затем   нырнув    в   заросли   огорода  во  дворе   по ,  одним  лишь   мне,   знакомым   тропинкам   между   грядками   нестись   наискосок   к   дому   по   гипотенузе,  которая   согласно   геометрии,  была   короче   суммы   катетов   улиц,   образующих   угол  ...   Не   раз  мне   удавалось  это  иногда   вместе   с   близкой   подругой,  которая   неслась   за  мной,  не   отставая !

  Так  было  однажды  с  незадачливым  но  очень   настойчивым  ухажёром  из   старшего  класса .  Сейчас  вспоминая  этот   эпизод,  смешно  и  немного   грустно.  Но  тогда  казалось  единственно  правильным  моё  необ'яснимое  решение.
       Мальчик  из   старшего   класса  --  Эдик   Бурыгин,   вдруг   начал   очень   настойчиво  преследовать   меня  своим   вниманием .  Причём   его   поведение   настолько  отличалось   от  обычных   приставаний,  свойственных   всем   мальчишкам  возраста   8-9х  классов,   что  во   мне   вызывало   смущение  и  непонимание.  Высокий,  с  большими   серыми   глазами  и   копной  совершенно   необузданных   светлых   вьющихся  волос,  Эдик   очень   выделялся   из   толпы  сверстников  и  внешним  видом ,  и  манерой  поведения.  Кроме  того,  будучи  сыном  полковника ,  он   выделялся  не   шикарной,  но   очень   стильной   одеждой,   на   фоне  послевоенной  нищенской  скромности  наших  сверстников .
   И  вот  такой ,  казалось-бы  завидный   претендент  у  меня   не  вызывал   никаких   ответных   чувств,  но  даже   сильное   парализующее   смущение,  что   для   меня   было   непривычно  и  даже   оскорбительным ...
    Хотя   спустя   так   много    лет,   вспоминая  такие   необычные   красивые,  даже   романтические   ухаживания   Эдика  мной    отвергнутые ,   охватывает   чувство   досады  ...
Моя   мама   бывала  в  семье  Эдика,  в   качастве  педиатра   наблюдая   младшего   ребёнка,  рождённого   уже   после  войны.  Однажды   даже,  не   без   удовольствия,   рассказала  мне,   как   в   разговоре  с   мамой   Эдика,  зашёл   разговор  обо  мне,  невзначай,   и   мама   его   сказала –

--  Ваша   Аллочка   была   таким   очаровательным   ребёнком,  но   сейчас   она   растёт ,  меняется ,   стала   такой   угловатой   девочкой,   как   мальчишка,   отчаянной ,  и  уже   не   такой   интересной !  --  что-то  в  таком  роде ...
Из   соседней   комнаты   вдруг   вышел   Эдик ,   слышавший   слова   матери ,  и   на   ходу   очень   недовольно   заметил –-

--  Мама , не   советую  так  говорить  o  том ,  в  чем  ты  плохо  разбираешься !  --  и   вышел  очень   недовольный.
   Мамы   переглянулись ,   с   улыбкой   понимания .  Но   даже   рассказ   мамы   не   изменил   во  мне   чувств ,  относительно   Эдика ,  т.к.  в  ту  пору   у   меня   были   свои   представления  о   мальчишьих   достоинствах .

   Однажды   он ,   встретив   меня ,  предложил   погулять   в   Софиевке,  и   это   было   так   убедительно ,  что   я   не   могла   отказать .  И   вот   мы   гуляли  по   опушке   Дубинки   прекрасным   летним   днём ,   говорил   он   со   мной   на   литературные    темы,  о  прошедших   экзаменах ,о  темах   сочинений  и  о  том,что   он   писал  тему   «Евг.  Онегина» --  Пушкина. Всё   было  очень   возвышенно ,   иногда   он   робко   пытался   взять   меня   за   руку ,   которую   я   сразу-же  на-стойчиво    высвобождала .  И   вот   на   этой   злополучной   прогулке ,   при   ближайшем   рассмотрении   об'екта ,  я   вдруг   обратила   внимание   на   руки   Эдика   с   идеально   подстриженными   чистыми   ногтями ,   и   даже   видимо   отполированными ,  ну  только  что   не   покрытыми   лаком!
Сразу   в   голове   мелькнула   фраза   А.С.Пушкина ,  тем   более,   на   эту   тему   и   велась   беседа –
--  Быть  можно   дельным   человеком  --
И   думать  о   красе   ногтей !  --   хотя   это   меня   не   убедило .   У   всех   моих   друзей   и   ухажоров - мальчишек   были   совсем   другие   руки  --  грубые ,  исцарапанные ,  если   с   чистыми,  но   далеко   не   столь   идеально   отполированными   ногтями ,  как   и   мои   руки ,   носящие   следы   моей   бурной  деятельности  --  с  царапинами   и   порезами ,  мозолями   от   велосипеда,   мяча,   лопаты  или   вёсел   от лодки... 
    Эти   полированные   ногти   полковничьего   сынка  -- Эдика   сразу  всё  решили в  судьбе   наших    отношений  ничего   не   подозревавшего  бедного   вздыхателя   Эдика .   С   трудом   догуляв   в   Дубинке   и   поспешно   распрощавшись ,   для   себя   твёрдо   решив ,   что   больше   встреч   не   будет,   я   старалась   избегать  столкновений   с   ним,  тем  более,  что   были   летние   каникулы ,   и   школьники    рассЫпались   кто   куда .   Поэтому    завидев   издали    заметную    золотую   шевелюру   Эдика,  я   резко   сворачивала  в   сторону  и   спасалась   бегством .  А   бедный   Эдик,  ничего   не  понимая ,  очень   настойчиво   пытался   встретиться   со   мной,  тем   более,   что   отца   его   переводили   на   другое   место   службы  и   семья   должна   была   покинуть   город.  Он   хотел   элементарно    попрощаться    со  мной ,   продолжив ,  может-быть   отношения   дружбы   в   переписке ,  не  более ...

  Я-же   не   хотела   никаких   об'яснений .  Иногда  Эдик  заходил  ко  мне   домой,  но   увидев  его   у  дверей,  или   услышав  его ,  я  через  чёрный   ход  уходила  в  соседний  сад   и  дальше -- на  улицу.  Так что, дома  меня  не  было !  И  вот   наступил   последний   вечер  перед   от'ездом   Эдика   с   семьёй .   Я   это   знала   от   друзей – товарищей,  через   которых  Эдик   пытался  связаться   со   мной .  Как  обычно  летним   вечером   молодёжь   проводили   время   в   центре   города,  в  кино ,  на   танцплощадке .  Я  в  этот  вечер  тоже   была  с  компанией  в  городе,  и  все   были   в   курсе   моей   проблемы.
Поэтому   не забывали   поглядывать   поверх   толпы  в  поисках   шевелюры   Эдика,  лихорадочно   метавшегося   в   поисках   меня,   неуловимой !  То  здесь,  то  там   мелькала  нежелательная   шевелюра, и  я, соответственно  перемещалась .
В  конце   концов   мне   так   надоели   эти   манёвры,   которые   я   даже  не   могла   себе   об'яснить,  что   это  было  --  упрямство   с  обеих   сторон ???  --  что  я  решила   незаметно   слинять   домой.   И  вот   я   бегу   по  ул.Ленина   до   угла  ул.ПарКоммуны .  Обернувшись,   я  увидела   шевелюру  догонявшего  меня   Эдика .   И  вот  тут  мне  опять   пришлось,  юркнув   в   чей-то  тёмный   двор ,  искать  спасительные  тропинки  в   зарослях   огородов,  пробежав   которые   я  вышла   на  свою   улицу  ПарКоммуны,  недалеко   от  своего   двора.   Но  мой   преследователь   меня   обогнал   и  стоял  на  пороге   моего   дома,  спрашивая   маму   обо  мне. Это  я  слышала,   находясь   уже   в  огороде   своего   сада.
--  Аллочки   нет   дома --  сказала   мама.

Видно   было ,  что   Эдик   не   поверил  и  был  очень расстроен.  Он   чуть   не   плакал,  мне   даже   стало   жаль   его ,  но  я  оставалась   непреклонной   и   продолжала   прятаться  в   огороде .  Но,   время   было   позднее   и,   потоптавшись  у   порога   Эдик   со  своей  выдающейся   шевелюрой  исчез   навсегда   с   моего   горизонта.  А   огороды  летом   в  Умани  продолжали  всё  так  же  пышно  и   буйно   разрастаться ,  приходя   на   помощь  всем   нуждающимся  в  укрытии.

  Был  однажды  и такой   случай ,   когда   у   нас  в  городе   появилось   лётное   училище, и  город   наводнили    бравые   курсанты   из   разных    городов,   которые   затмевали   по  всем   показателям   наших   провинциальных   незадачливых   влюблённых   мальчишек. Конечно ,   курсантская   форма ,  выправка ,   раскованность  в   обращении   кружили   головы   дев –чонкам   провинции !  Встречались    в   выходные   дни   на   танцах    в   городском   театре   или   на   танцплощадке .   Среди   курсантов   было  много   интересных   и   незаурядных.    До   сих   пор   помнится   Коля   Некрасов  --  сын   дирижёра   Всесоюзного  оркестра  нар .   инструментов ,  Нар.Артиста  СССР  --  Николая  Некрасова ,   которого  из   муз.  Училища   «забрили»  в  армию,   направив   в   лётное   училище .   Но   как-же   он   играл   на   струнных  !   В  концертах    самодеятельности   он   неизменно   исполнял   на   домре  или   балалайке   «Чардаш»   Монти  и   другие   не  менее   популярные   виртуозные   произведения ,  приводя   нас   в   восторг !  А  по  вечерам    в   компаниях    он   очаровывал   нас   игрой   на   гитаре    старинных   романсов  ...  Это   было   незабываемо !   Конечно,   такие   ребята    умели   здорово   кружить   головы    провинциальных   барышень ! 
 
                Галя - Галка...

Случилась   даже   трагедия   с   одной   из   наших    подружек ,   которая   училась   со  мной  в   классе ,  но   потом   училась  в  Медучилище  с   моей  Броничкой .   Галя   Скриловецкая,   девочка   с   низким   голосом,    толстыми   косами    и   восточным   тонким   лицом .  Встречалась   Галя  с   курсантом – татарином,   кажется  -- Ринатом   звали .  Он   был   очень  интересный,   по - восточному  сдержанный   ,   казалось   так   всё   хорошо   и   серьёзно   между  ними ,  что   никто   не   ждал   чего-то   ужасного...  А  между  ними действительно было всё серьёзно, как потом поняли мы все ...
 А, т.к. Гале родственники нашли жениха и даже просватали её , то и пришло осознание тупиковости положения и расскаяние , толкнувшее в непоправимое ...
 
  И   вдруг   срашная   своей   непонятностью   весть   сразила   нас  всех  --  Галя   бросилась   под   поезд   и   погибла  ... Уже потом мы поняли -- гипертрофированное чувство вины от вкушения запретного плода любви и неизбежность следующего за этим клейма позора, в те далёкие годы так владеющие юными душами девочек, в большинстве своём, и стало причиной отчаянья, толкнувшего Галю под поезд ... Бедная, что-же творилось тогда е её душе, когда она бежала под колёса ! А стоило-ли?  А тогда ...
  Мама,   сестрёнка   Асенька ,  убитые   горем, и  мы  все   рыдающие,   хоронили,  ничего   не   понимая,   так  как  рядом  с  нами   рыдал  и   убивался   Ринат  ... Была  зима,  или   начало  марта,   пасмурный,  плачущий   капелью  день  похорон  врезался   в   память,  невероятной   трагедией  для   нашего   нежного   впечатлительного   возраста, повторением  Анны  Карениной в современном варианте и совершенно иной мотивировкой ...
 Но   вот   наступила   весна,    тёплая   цветущая   пора, влекущая   и  будоражащая,  активизировалась   светская   жизнь    города,   и   нас   юных   и   романтичных !

  Мальчишки,   наши   школьные  друзья – товарищи ,   совсем   не   котировались  на   фоне   бравых   курсантов ,  когда   их   выпускали   в   город   в   увольнение .  Встречались   на   танцплощадке ,   в   парках   и   на  стадионе,  где  курсанты   казали   себя   во  всей   физической   красе   на  тренировках.  Был   среди   них   невероятно   популярный   своим   обаянием,  да  и   интеллектом   не   обделённый   наряду   с    физическими   данными ,   Николай ,  который   покорил   не   одно   девичье   сердечко ,  и   слыл   эдаким   Казановой .Его   знали   все  так – же   как  и  он   знал   всех   девчонок .   Не   нравится   он   не  мог ,   нравился  он  и  мне  чисто   гипотетически ,   хотя   иметь  с  ним   какие-то   отношения   более   близкие  я   бы   не   хотела ,  по  многим   причинам .   Но  вот  как-то   весенним   вечером   на   стадионе ,  где  я   была  в  числе   болельщиков  баскетбола,   где   блестяще   играл   и   Николай ,  я   вдруг   почувствовала   с  его   стороны   усиленное   внимание  к  моей   скромной,  действительно скромной  особе . 
     Хотя   до   того  мы   были   с   ним  на   уровне   улыбок и  приветствий.   И   вдруг   такое   необычное   отношение,   буквально   каждый   мяч,  как-бы   посвящался  мне,   улыбки  и   т.д.   Конечно ,   я  была   польщена,  даже   чувствуя   завистливые   взгляды   подружек . 
--    Ну,  Аллка,   держись !  --  шептали   мне ...
После   игры,  подскочил   ко  мне   сияющий  улыбкой   Николай,  взмокший  от  пота, пожал   мне   руки  на  мои   поздравления   с   победой,  и  попросил  подождать  его,  пока  он   приймет  душ  и  переоденется .  Меня   это   довольно  удивило,  но  я  пообещала  подождать.  Все  мои   подружки   как-то   незаметно   испарились ,   и  я  осталась   одна. 
    Наконец   появился  умытый   Николай ,  красивый,  как античный  бог.   Я   была   довольно   смущена,   хотя   он   был  довольно   сдержанно   обаятелен   и   скромен .  Но   я   чувствовала   какой-то   необычный   трепет  от   его   прикосновений,   хотя   всё выглядело  очень  целомудренно  и  скромно.   Предложив   мне   руку,   он   намеривался  меня   проводить  до  дома,   тем   более,  что  и  у  него   скоро   кончалось  увольнение .   Уже   довольно   быстро   темнело,   площадь   с   памятником  Ленину   была   уже   пустынна.    Ничего  не   вызывало  тревоги,  т.к.   кроме   безобидного   провожания  до   дома  не   предвиделось  ничего .   Но  тут   Коля   вдруг  попросил   меня   подождать  у  памятника,  пока   он   поймает   такси ,  и  испарился.  Но  такси   в   то  далёкое   время   в   Умани   было   довольно   редким  явлением,  и  как-то   мысль  о  такси  меня  вдруг   напрягла  и   родила  непонятную   тревогу.   Поэтому ,  потоптавшись  несколько  минут  и  не   видя  на   горизонте   Николая,  я   решительно   перебежала   площадь   и ,  юркнув  так   привычно   в   чей-то   тёмный   двор ,  всё   теми-же   спасительными   огородными   тропками   наискосок ,  вскоре   выскочила   на   свою   улицу  Паркоммуны,   недалеко  от   угла  с   Шевченко ,  и  была   уже  в  двух   шагах  от   своего   двора ...   
   
 Но,   вдруг   темноту   улицы   прорезал   луч   света   фар    машины ,   мчащейся   от   угла   ул.   Ленина.   Я   метнулась  в   тень  и   успела   спрятаться   за   толстым   стволом   тополя ,  когда   мимо   меня  на  бешенной   скорости   промчалось   такси   со   знакомым   таксистом ,  и  с   сидящим   на   заднем   сидении   Николаем,  с   вперенным   взглядом   вдоль  улицы.  Причём,  даже   в   скудном   освещении   салона   машины,   чувствовалось  неудовольствие   Николая,  мягко   говоря,  а   скорее  --  досаду  и   разочарование  от  впустую   окончившегося   увольнения  ...
   Я   тоже   чувствовала   себя   виновато   смущённой ,   тем   более,  что   на   перекрёстке   улиц   машина   несколько  раз   покружила   на   месте ,  освещая   фарами  всё   окружающее ,   в  надежде  обнаружить   всё-же  меня ,   беглянку !   Но,   ничего   не   увидев   искомого ,   машина   взяла   курс   по   ул. Шевченко  к   военому  городку ,   а   я   спокойно   дошла  до  дома  с  чувством  тайного   удовлетворения   собой.
 
  Конечно,   какого-то   серьёзного  насилия  над   собой,  я   думаю,   Николай  не   позволил - бы ,  но   минимальной   близости  ввиде   поцелуев  и  об'ятий,   конечно   было-бы  не  избежать ,  что  меня  не  украсило-бы  в  глазах   таксиста ,  хорошего  знакомого  моих   родителей ,  и  конечно ,   не  избежать   было - бы   лишних   разговоров  о   моей   нравственности .  Так  что  я  была   всё-же   удовлетворена  вполне   своей   интуицией .  И  опять-же  так  выручили   огороды ! После   этого  случая я  старалась  избегать  встречи  с   Николаем,  однако  встреча  была  неизбежна  и  она произошла  в следующее  его увольнение,  заставив  меня  внутренне  с'ёжиться ,  когда   он  крепко  схватил  меня  за  руку  и  укоризненно  спросил  --
--   Ну  что-же  ты ,  Аллка,  так  меня  подвела?  И  куда  ты  делась  тогда ? –-
На  что  я  ему  промямлила  нечто  невразумительное,  что  меня  кто-то  встретил,  и,  т.к.  было  поздно  и  темно  меня  забрали  куда-то  друзья  в  целях  моей  безопасности ...  Но  он  лукаво   погрозил  мне  пальцем  с  понимающей   улыбкой, не поверив, конечно,  моим сбивчивым  об'яснениям...

  И всё-же, даже по прошествии стольких лет, сегодня, я не могу не похвалить себя за моё поведение в ту далёкую ночь, когда я так ловко провела довольно настойчивого ухажёра, неизвестно на что способного в отношении понравившейся девчёнки, т.е. - меня...  В то далёкое не всегда разумное время, когда было трудно предугадать намерения столь опытного в делах обольщения девочек Николая с его стороны, и способности достойного сопротивления с моей стороны... Ведь всё могло быть... В том далёком юном прошлом, что не всегда было достаточно разумным.

  На  том  и  закончился  наш  не  начавшийся  роман ...  цветущим  пышным  цветом   Уманским   летом  моей  юности,  с  буйно  разросшимися огородами,  приходящими  нам,  юным  и   смешны,    спасительным   убежищем  в   трудных   ситуациях  ...                &&&&&&&&&&&&&&&&&
  Ещё  вспоминается   такой   смешной   случай   с   одним   из   курсантов  из  нашей-же    компании ,  с  которым  мы  всегда   встречались   на   танцплощадке   по   выходным .   Звали  его   тоже   Николаем ,   был   ужасно   симпатичным   весёлым   и   добрым   малым ,   с  ослепительной   улыбкой ,   которая   прежде  всего   привлекала   к   себе  из-под  курсантской   фуражки   надвинутой  до  самых   глаз   почему-то .   

   Внешне  он   очень   напоминал   такого   популярного   гораздо  позднее , конечно ,  Валерия   Золотухина ,  происходившем   даже   из  тех- же   мест  --  из  Сибири .  И  вот  встречаясь   часто   в   компании ,  с  Колей – сибиряком    мы   проводили   время  весело  и   непринуждённо ,  безо  всяких   намёков   на  что-либо  более  серьёзное   в   отношениях   со   мной.  И  он   нами   воспринимался   неот'емлемо  от  его  фуражки ,  в  которой  он был,  ну ,  если  не  красавец,   то  ужасным   симпатягой .  Он очень  нравился   моей  неразлучной   Эличке, в  чём  она   мне   призналась .  Но  через  какое-то   время   мы  сделали   два   открытия.  Когда   он   однажды   снял   фуражку,  надвинутую  всегда  по  самый  нос ,  курносый  и   веснущатый,  то   внешне   он   стал   просто  неузнаваем  несоответствием   верхней  и  нижней   части   лица. 
   Но ,  если   внешне  он  нас  сильно   разочаровал ,  наше  отношение   к  нему, как  к  товарищу   не   изменилось.   Но   второе   открытие  нас  силно   смутило,  особенно   меня,   т.к.   Коля   в   один   прекрасный   момент  начал   мне  оказывать   более   серьёзное   внимание,   чем   мне   это   было   интересно,  и  однажды,  завёл   разговор  о   своих   чувствах   ко  мне,   хотя   я   никогда   не  давала   повода  для  них.  И  при   встречах   я   начала   чувствовать  с   его  стороны   какое-то  требовательное   ожидание.  Хотя   мне   так   не   хотелось   никаких   об'яснений ! ,   что  я   даже   попросила   Эличку ,   чтоб   она  с  ним   поговорила.  Что-то  было   сказано   на   эту   тему,  кроме  того,   мы   стали  реже   встречаться,   но   это   вызвало  лишь   обратную   реакцию.  И,  когда  однажды   подвыпивший   «с  горя»    Коля   спросил   меня   в   лоб   может-ли   он   надеяться  на   ответную   любовь   с   моей   стороны,   я   постаралась   как   можно  мягче   ответить   отказаом ,   об'яснив   это  тем,   что   я   ещё  не   думаю   об   этом .   Всё   это   было   очень   неприятно,  т.к.   Коля   появлялся  в   увольнении   всегда   сильно   выпившим,   и   устраивал  мне    сцены .  Эличка   очень   переживала,  мне   его   было   очень   жаль   тоже,  тем  более, что  я   совсем   не   хотела  кружить   кому-то  голову   зря.

  И   вот   однажды  вся   эта   драма   закончилась  у   меня  в  саду-огороде,   куда  забрёл   с   горя   бедный   влюблённый  Коля ,  где  здорово   напившись   уснул   в   зарослях,  не  вернувшись  из   увольнения в   училище.   Рано   утром   его   обнаружила  наша   старенькая  домработница  Текля . 
   Родители   уже   ушли   на   работу, Эличка   ночевала   у  меня   очень   кстати,  поэтому   Текля ,  разбудив   нас ,   рассказала   о   своей   находке,  понимая ,  что   этот   военный   имеет   к  нам  какое-то   отношение.
--   Галла ,   Галла ,   идить  у  садок ,  там  военый  спыть !  --
 -- сообщила  нам   она . 
   Мы  с  Эличкой   вскочили ,  побежали   и  к  своему   великому   ужасу   увидели   спящего  в  беседке   бедного   ещё  не  совсем   протрезвевшего    Колю .   Растолкав   его ,  мы   с  трудом   ему  об'яснили   где   он   находится ,  в  то  время , как   ему   нужно   находиться  совсем  в  другом  месте.  С  трудом   сообразив   о  своём  незавидном   положении ,  Коля  обречённо   попрощавшись ,  нетвердой   походкой   побрёл   к   неизбежной   но  заслуженной   Голгофе.   
   Конечно  его   посадили   на   «губу»   и   долгое  время   он  не   появлялся   в   городе .
Выпивали   ребята  в  то  время  в  лучшем  случае  «Портвейн»  или   всякую   бормотуху   типа   «Солнцедар»  и  т. п.   Но,  судя   по  бутылкам,  оставленным   Колей ,   он   выпил   той  злополучной  ночью   бутылку   водки  ...  не  закусывая ...  и  не  одну ...
Где  вы ,  где вы , ребята   из  моей   далёкой  юности...   Многих уж нет, а многие --  далече ...
*********************************
...и каблучки, и юбки –
солнце-клёшь,
а  было у меня  оно –
действительно  двойное!,
То нашей  молодости  были –
атрибуты ! –
но не было  тогда  у  нас  того,
что  называлося  войною...
И как  приятно –
вспоминать  сегодня  то,
что  ныне  никогда  не  может –
быть  забыто ...
Но  было  это  всё  у  нас –
после  войны,
и в жизни  нашей  были –
лишь  курсанты,
участники  последующих  войн,
локальных.не  опубликованных,
их  будущие  --
фигуранты... –
*****************************************