Глядя на живопись... Речка

Александр Левитин
Сколько же в мире сделано, написано подобных пейзажей! Миллионы! И многие из них, исключительно близки по профессионализму, по манере, по теме, по колориту, даже по рисунку — такой красивый изгиб реки.... Какая-то часть из этих миллионов висит в квартирах и радует глаз её хозяев. Какая-то часть висит в  музеях и мимо них проходят не останавливаясь ушлые посетители, пришедшие увидеть что-то, чего нет дома в настенных календарях. Очень большая часть этих миллионов лежит и стоит в запасниках музеев и на антресолях частных владельцев, и видит свет совершенно случайно, раз в десятилетие.... Мне думается потому это, что художники подобных картин и этюдов ставили перед собою задачу передачи той красоты, какую они видели перед собою в натуре или по своим ощущениям передавали много раз видимую картину.
Я смотрю сейчас на этот милый этюд и думаю: если бы я поставил, к примеру, колористическую задачу перед собою, а не задачу «сфотографировать, как есть». Допустим, деревья первого плана, с листвой и со стволами, изобразить в синей гамме, задав себе следующий образ: сине-голубой ландшафт с тёплыми кустами на переднем плане. И дать на кустах передних и на траве-земле голубоватые блики. Тогда бы была сохранена реальность, но помещена бы она была мною в особую, голубую среду, что создало бы неповторимый, редкий по крайней мере, образ запоминающийся и интересный.
Почему с опозданиями приходят поезда хороших мыслей? В некоторые пункты назначения...

Речка.
Холст, масло.35х51
1998