На полку, подальше

Тадеуш Яшевич
Есть у меня две знакомые, очень друг на друга не похожие и не знакомые, но как только встречаю одну из них, то сразу почему-то вспоминаю вторую.
Саша старше меня на два дня и ниже на голову, мы с ней пять лет в университете тянули одну лямку. Рациональная, строгая, умная, с короткими ногтями и безупречной прической, она чеканила шаг, приподнимала при удивлении одну бровь и делала гримасу отвращения, когда заглядывала в мои курсовые. Потом она небрежным жестом доставала свою работу из сумочки, бросала мне на стол словно кость цепному псу и говорила, глядя сверху вниз:
- Списывай, смертный.
А я травил ей анекдоты, она их терпеть не могла. Когда она напивалась на студенческих пьянках, я тащил ее домой через весь город чуть ли не на спине, чтоб утром получить сакраментальное определение "смертный". Она смеялась надо мной с самого начала, она почти по-настоящему презирала всех нас, как неумех и неучей, недостойных учиться в высшем учебном заведении, и брала на себя роль мученицы, которая тащила нашу шайку через сессии.
На четвертом курсе все поменялось с точностью до наоборот, мне первое время даже было приятно видеть Сашу растерянной и беспомощной. Пусть все, что было раньше, делалось в шутку, но перестать быть на первом месте для нее было тяжело. И мы частенько сидели по вечерам в маленькой коморке, которую я выбил у деканата. Я курил, сгорбившись над чертежами, она смотрела в окно. А потом я провожал ее до автобуса, а сам шел домой пешком.
Иногда я так скучаю по тому времени. Мне тогда дико хотелось быть с Сашей вместе, но я четко понимал, что этого не будет никогда. Я почему-то много чего четко понимал, может потому у меня ничего и не сложилось? Хороший вопрос, была бы возможность вернуться в то время и попробовать другие варианты - я бы возвращался бесконечно только ради эксперимента.
А еще я в специальную тетрадь записывал разные высказывания разных знакомых, было у меня такое увлечение. Я все хотел собраться потом, лет через десять, вытащить эту тетрадь и зачитать избранные высказывания, когда-то сказанные на полном серьезе, а на самом деле так в действительность и не превратившиеся. Тетрадь у меня сохранилась, но я ее никому не показываю, слишком серьезно все изменилось. Единственный, чей раздел полностью совпадал - мой, да и то, наверно, что я наизусть помнил все цитаты, старался от своей выдуманной линии жизни не отклоняться...
"Такое ощущение, что жизнь проходит где-то совсем рядом, мимо, как поезд, когда стоишь на перроне, опоздав на пять минут."
"Мужики? Фи, мне нужен не мужик, вонючий и работящий, с небритыми щеками и двумя рубашками, одна из которых парадно-выходная, а другая с пятном машинного масла. Мне нужен Мужчина, именно так, с большой буквы: олигарх, бизнесмен, президент, наконец. Чтоб я могла заниматься только собой, не отвлекаясь на работу. Я была бы писательницей, поэтессой, предсказательницей, или музыку бы сочиняла. Эх!.."
"Я слишком молода и прекрасна, чтоб тратить время на кино или кафешки. Сделаю карьеру - и буду думать о принце."
Это были Сашины высказывания, из нескольких десятков эти три я обвел красной пастой, а под последним написал:
"Принца можно ждать всю жизнь, а мужик - он каждый день нужен. Неизвестный автор."
А еще у меня была другая знакомая, Лена. Она младше меня на полгода, на полголовы выше, мы вместе в школе просидели три года за одной партой. Я решал ей контрольные по математике и физике, она стучала меня розовым пеналом по голове за мои тупые анекдоты, над которыми все равно смеялась как ненормальная. Ее любимый цвет был красный, любимая длина юбки - мини. По ней сходили с ума половина пацанов в школе, а так как мы жили в соседних домах, то я часто сталкивался с несправедливыми обвинениями старшеклассников в том, что я, мол де, украл у них такую красавицу. Пару раз морду пытались набить, но я верткий, не попадали.
В университете она брала академический отпуск три раза! Как это у нее получилось без связей я так и не понял, а как она защитила диплом до сих пор лично для меня является тайной. Впрочем, по специальности она не проработала ни дня.
Когда на втором курсе родители дали мне машину, Лена нарекла меня своим личным водителем и звонила мне сутки напролет, приказным тоном прося отвезти ее то туда, то сюда. По началу я с ней катался (точнее, я сидел за рулем, она, полупьяная, целовалась на заднем сиденье с очередным дурачком), потом как-то резко отказал, она надулась, и я наконец смог спокойно вздохнуть. Мы болтали с ней по телефону ночи напролет, глядя друг на друга из окон, она звала меня дурачком и сама же смеялась. А иногда плакалась: вот, мол, опять меня очередной бросил.
"Дети? Хихихи, у меня никогда не будет детей!"
"Жизнь дана один раз, бери от нее все!"
"Я красива, не глупа, люблю отрываться. Что ты имеешь против моего стиля жизни?!"
"Ты скучный, давай поедем в клуб, оторвемся, потанцуем, найдешь себе подругу, а?!"
Это у меня про нее.
Лично я клубы презирал. Подруги Лены были как будто с нее самой склонированы, я не рассматривал таких как партию.
"Девчонок много, а мне нужна одна, такая, чтоб ррраз - и жениться, и жить долго и счастливо." - Написал я как-то от себя под очередным Лениным перлом. А так как принципиально из тетради ни одного листа не вырвал и ни одного слова не зачеркнул, то так и смотрю временами на эту фразу и хочется убиться.
С девушками мне определенно не везло: тем, которые нравились мне, не нравился я, и наоборот: те, которым я нравился, мне самому не нравились. Не то, чтоб у меня были завышенные требования, у меня был слишком узкий сектор поиска и небольшой круг общения. С новыми людьми я знакомился тяжело и неохотно. В любовь я не верил, так как после очередной неудачи я через пару месяцев забывал об отказавшей мне девушке.
После окончания университета я два года промучился в конторе, а потом плюнул и подрядился на севера, на месторождения. Вернулся, прошел ускоренные курсы бульдозериста и снова уехал на два года. Лучше друзей, чем мужики, с которыми я там познакомился, у меня нет.
Мама заболела, и я вернулся с чемоданом денег. Купил себе машину, пока искал работу подался в такси и катался днями по городу. Встретил сначала Сашу.
- Куда едем? - Спросил я, приспустив окно. Деловая тетенька в костюме и в очках в тонкой оправе на меня даже не глянула, назвала адрес, молча села на заднее сиденье и устало вздохнула. Я влился в пробку и тут же встал. Шел мелкий дождь, все вокруг было уныло. Я поглядывал на нее в зеркало, но Саша закрыла глаза рукой и как будто дремала.
- Работа изматывает? - Спросил я. Она чуть приподняла голову.
- Я не намерена с вами болтать. - Устало ответила.
- Жаль, а вроде назывались друзьями.
- Женька, ты что ли? - Удивилась она. Мы разговорились, покуда машина медленно ползла по метру в минуту.
Она нашла-таки себе мужчину, вот только не совсем с большой буквы. Было у него свое дело, они вложились, дело сгорело. Бедняга с горя запил, попал в долги, еле сводил концы с концами за счет Саши.
- Вот такие дела. - Она устало откинулась на спину и застонала. - Я устала быть с ним. Знаешь, что меня с ним связывает?
Я отрицательно покачал головой.
- Мне его жалко. Уйду от него, и он утонет. Сопьется или еще чего. Даже страшно представить. - Договорила Саша почти шепотом. - Нет ничего страшнее, чем жить с человеком из жалости. Ну, а ты?
- А я один. - Я закурил.
- Ты всегда один.
- Я навсегда один. - Улыбнулся я.
- Надо было мне держаться тебя. - Вдруг сказала Саша, уставившись куда-то в сторону. - Тебя не бросает из стороны в сторону, ты постоянен и надежен. Я мечтала о красивой жизни, а ее не так-то просто устроить. У меня уже нет сил выкладываться дальше, Женька, что мне делать?
- Работать. - Я пожал плечами. - Коль не получается жить красиво, живи как получится.
- Ты же когда-то так говорил? - Саша придвинулась ближе и заглянула в зеркало. - Да?
- Мы все много чего говорили. - Решил я отделаться неопределенной фразой.
- Нет-нет, погоди, - она задумалась, - "Если не знаешь, как поступить - поступай правильно", так же?
- Так. - Кивнул я, улыбнувшись.
- Как ты чертовски был прав.
Я не взял с нее денег, не взял и номера телефона. Почему? Не знаю.
А Лену я встретил через пару недель, когда светило яркое солнце, и не узнал. Во-первых, она раздобрела, во-вторых, гуляла с двойной коляской, а в-третьих, растолковывала кому-то по телефону специфику каких-то системообразующих переменных в экономике, я толком не понял.
- Женька, привет! - Вскрикнула она, увидев меня издалека. - Сколько Лен, сколько Зин!
Мы присели на скамейке, она с умилением рассказывала мне про своих близнецов, о том, как они смешно кушают, как сладко спят, как много какают. Я просто сидел и слушал. Она легко вышла замуж за какого-то программиста со зрением -4, который откуда-то знал меня с универа. Жили вместе в квартире родителей, нянчили близняшек, сама Лена устроилась на работу в какую-то школу учителем то ли музыки, то ли танцев, я так толком и не разобрал.
- Представляешь, а ведь никогда не думала, что такая жизнь мне будет по душе! - Смеялась Лена. - А я счастлива со своим и нашими малышками.
Она позвала меня на чай как-нибудь вечерком, я пообещал, что приду, но напрочь забыл номер квартиры, а из старого дома мы переехали в другой район, где маме дышалось легче.
Странно, как сложились наши жизни. Поэтому я и не вытаскиваю никогда на свет свою тетрадь. Хотя, вру я, вытаскивал два раза: после встречи с Сашей и встречи с Леной. У Саши я написал: "Иногда мне кажется, что жизнь моя предрешена: куда бы я ни шел, дорога все такая же разбитая и тяжелая. Дело наверно во мне, не в дороге, правда?". У Лены: "Планы на то и планы, что они никогда не состыковываются с реальностью". Потом запечатал тетрадь в полиэтиленовый пакет, написал на нем маркером: "Открыть в 2020-м" и убрал на полку подальше.

12.02.09