Заострение чувств

Альтер Ухо
- А давай так попробуем: ты закроешь глаза (только на самом деле!), а я буду тебя вести. А потом - поменяемся ролями!
- Давай, - с улыбкой ответила она и закрыла глаза.

У нее сразу изменилась походка. На лице была гамма чувств - восторг от нового эксперимента, страх перед неизведанным, радость, что я иду рядом, удовольствие. На нее было интересно и приятно смотреть. После того, как она прошла ступеньки, после того, как я уберег ее от столкновения с невидимыми для нее людьми, каждый новый шаг она делала осторожно.

- Давай теперь меняться! - Минут через пять предложил я.
- Давай! - С улыбкой ответила она.

Я закрыл глаза и попробовал представить, как люди живут совсем без зрения. Я попробовал расслабиться и прислушаться к руке, что вела меня. Мы шли по оживленной улице и люди так и норовили столкнуться со мной. А она с легким смехом старалась избежать этого. Она старалась предупреждать меня о ступенях и паребриках, но все равно, какие-то препятствия оказывались внезапными. Когда ты все видишь, некоторые вещи кажутся такими незначительными, что их не замечаешь, но стоит закрыть глаза, как из ниоткуда эти мелочи начинают бросаться тебе под ноги, мешать идти.

Было очень интересно.

- Слушай, мне понравилось! Здорово!
- Мне тоже! - Улыбаясь, ответила она.
- Давай, мы это как-нибудь повторим! Представляешь, как люди живут совсем без зрения?! Знаешь, что я хочу?
- Нет, чего же?
- Только не смейся надо мной! Я хочу попробовать целый день прожить вот так, без зрения!
- Ну так давай!
- А ты мне поможешь? - Со смешанными чувствами спросил я.
- Конечно! - Она улыбнулась так, что захотелось непременно и безотлагательно ее обнять. Я не стал противиться желанию.
- Давай тогда, например, в субботу!
- Хорошо!

К субботе мы купили в аптеке специальные повязки на глаза. Утром под повязки я положил ваты, чтобы свет не пробивался к глазам. Она нашла для меня очки и мы пошли гулять. Сперва, натыкаешься ногами на что-то давно забытое и незаметное на полу. Потом из ниоткуда выпрыгивает косяк или дверь. Потом начинаешь выставлять руки перед собой, чтобы не наткнуться нечайно на что-нибудь. Она смеется надо мной. Не зло так, приятно смеется. Я тоже смеюсь. Мы одеваемся. Она мне помогает. Забавно вслепую одевать рубашку. Казалось, ее можно одеть совсем не глядя, а на деле все немного сложнее.

Вообще, все, исчезнув из зрительного восприятия, кануло в небытие. Вот, ты существуешь, а вокруг ничего нет. Только иногда появляется, шурша, рубашка - это она помогает мне одеться. Или из темноты прыгнет, оставаясь незримым, стул. Правда, получив по заслугам, стул обратно ускользает в ничто. Начинаю лучше слышать.

- Ты так смешно сопишь носом! - С легким смехом говорит она.
- Ага, это все время выдает мою сосредоточенность... Пытаюсь справиться - почему-то не нравится, что я так вот оглушительно соплю, но все равно, снова и снова начинаю сопеть носом!
- Не знаю, а мне нравится! Забавно так! Как ежик! - Она изображает ежика. Действительно, забавно. Улыбаюсь и на ощупь обнимаю ее. Она вкусно пахнет.
- Ты вкусно пахнешь!
- Стараюсь!
- Ладно, пошли гулять!
- Пойдем, конечно!

Одно дело, когда знаешь, что откроешь глаза и все видишь, другое, когда они, глаза, у тебя плотно прикрыты повязкой. Конечно, повязку можно снять и снова стать зрячим, но интересен именно этот эксперимент. Сразу ощущаешь какую-то свою несамостоятельность. Коридор, по которому раньше ходил без проблем, исчезнув в ничто, неожиданно выпячивает свои стены и дверные проемы в квартиры соседей. Иду, выставив левую руку вперед, касаясь правой рукой стены. Одна дверь соседей, вторая... А сколько всего дверей соседей до общей двери на этаже?..

Сзади звенят ключи, звук закрываемой двери, шаги - она легко догоняет меня.

- Ежик!..
- Лоша-а-адка! - Улыбаясь, отвечаю я. В памяти всплывает старенький мультик, как Ежик путешествовал в тумане. Я почти так же.
- Ну что, тебя уже вести?
- Нет, подожди, я нащупаю выход!
- Ну, тебе еще до него далеко...

Оказывается, на самом деле, я совсем недалеко ушел от нашей квартиры. А соседских дверей, оказывается, пять. И потом - общая дверь.

Когда мы вышли из дома (разумеется, я не один раз споткнулся и судорожно схватился за ее руку), она со смехом уткнулась в мое плечо:

- Консъержка так смешно на нас смотрела! Просто, переполнена удивлением!
- Представляю!..

На самом деле, из ничто в голове нарисовался живой образ консъержки. В стареньком зеленом самодельном (самовязаном) свитере, в больших очках с толстыми стеклами, с темно-фиолетовым биретиком, как она сидит, неизменно что-то вяжет и, застыв в немом удивлении глядит на нас, на парочку, совсем, видимо, свихнувшихся молодых людей. А в глазах так и застыла фраза: "Эх, молодежь!.."

Смеюсь, представив эту картину.

Сегодня хорошая погода и радостно светит солнце. Как только выходим из дома, его лучи мягко ложатся на кожу. Конечно, я их не вижу, но чувствую, как кожа немного нагревается под этими добрыми лучами. И еще, когда выходишь из помещения, резко меняется воздух. На улице он всегда свежее, лучше, свободнее. Разве что, знойным летом в здании может оказаться прохладнее. Пахло зеленью и... птицами.

- Знаешь, смешно, но пахнет птицами!
- Ими не пахнет, а звучит! - Смеясь, ответмла она.

И действительно, я спутал звук и запах. Показалось, что пахнет птицами... Идти по разбитому асфальту двора оказалось суровым испытанием. А еще и эти лежачие полицейские... Сперва мы решили пойти гулять в парк, благо, он через дорогу. Когда переходишь дорогу - ты все слышишь, но не видишь... Я испытал такую глубокую признательность к ней за то, что она перевела меня через дорогу. Шум колес кажется таким злым...

- Осторожно, паребрик!
- Спасибо! Уф-ф-ф-ф! Перешли! Огромное тебе спасибо, что перевела!
- Да, не за что! Сколько еще раз тебя переведу! Так что, устанешь благодарить!
- Нет, не устану! Да и вообще, я, вот, испытываю конкретно сейчас благодарность, отчего это я буду сдерживать себя и не говорить тебе спасибо?!
- Ладно, ладно, пожалуйста!

Притягиваю ее за руку к себе, обнимаю и целую:

- Вот, теперь спасибо!

Я слышу, как она молча улыбается. Это так приятно, оказывается, слышать, как человек улыбается. Слышать, как близкий человек улыбается!

- Ты улыбаешься! - Радостно говорю я.
- Ну, так ты тоже!

Мы идем по парку. Так интересно, но она ни разу не забыла, что я не вижу. Каждое препятствие, каждую неровность дороги она стала замечать. Так, будто она стала видеть за двоих! Через некоторое время я потерял контроль за временем.

Вокруг ходили, бегали, кричали, разговаривали люди. Было интересно идти и пытаться угадать, как выглядят люди, которые разговаривают. Мимо проехал велосипедист. Он слегка меня задел и тут же извинился. В голосе было удивление и сочувтсвие. Внезапно, мне стало так радостно, что я могу снять повязки и стать обратно зрячим...

- Знаешь, с одной стороны, жутко ничего не видеть и приятно знать, что это добровольный и временный выбор, с другой, когда ничего не видишь, так много вокруг становится важным! Вот, например, я пытаюсь угадать, как выглядят разные люди, что вокруг говорят...
- Так тут гул голосов сплошной!..
- Вот именно, но когда не видишь, этот гул можно разделить на голоса и я представляю себе, какие это люди...

Мы еще погуляли по парку и решили сесть на лавочку.

- Расскажи мне, что ты видишь? - Попросил я ее. Мне было интересно, что из всего окружающего она выберет, чтобы мне рассказать.

Немного подумав, она начала:

- Мы с тобой сидим на большой, массивной скамье. Она выкрашена в белый цвет. На другом конце скамейки сидит молодая девушка в легком ярком красивом платье. За нами - ровно подстриженая травка, а чуть дальше - большие и, видимо, старые деревья. Они медленно раскачиваются, будто в медленном танце. Их кроны слегка нависают над нами. Они нависают и над тропинкой, которая лежит прямо перед нами. На этой дорожке причудливо играют тени. По ней идут разные люди. Большинство из них улыбается. Вот, недалеко, идет молодая семья. Мама толкает перед собой коляску, а папа несет и одновременно играет с ребенком. Ребеночек в веселеньком комбинезончике, у него шапочка со смешными заячьими ушами. Папа увлечен игрой с ребенком, судя по его лицу, он души не чает в ребенке. Мама идет рядом и, видимо, думает о чем-то своем, в полуха следя за мужем и ребенком - она очень приятно улыбается. Наверное, примерно такую улыбку можно увидеть на самых удачных картинах живописцев...
- Классно! Спасибо!.. - Захотелось поближе прижаться к ней.
- А ты расскажешь, что ты "видишь"?
- Конечно! Я слышу, как шелестят над нами и вокруг листья. То, что над нами шелестит - его легко услышать, но вот то, что шелестит за нами, вдалеке - интереснее. Там тоже стоят какие-то деревья. Видимо, их достаточно много. Я слышу, как иногда пролетают птицы - в воздухе слышно, как они бьют крыльями. Слышно, как они поют. Их трели, переплетаясь, создают такой... узор, наверное... Слышно, наверное, как плывут облака. То есть, думается, что я слышу, как они плывут. Спокойные такие и былые...
- Они на самом деле плывут! Спокойные и белые! Так что, ты не обознался, давай дальше!
- Слышно, как ты дышышь. Знаешь, у тебя... У тебя розовое дыхание.
- Как это?
- Оно такое равномерное, теплое, тихое... Совсем, будто розовое!
- Аха, розовое... - Смеется она.
- Слышу, как разговаривают люди. Недалеко велосипедист едет. Почему-то легко представляю себя на его месте. Рядом с нами гульки ходят - слышно, как они курлычат и дерутся - кто-то их подкармливает. Пахнет травой, деревьями и летом!
- Что же, у тебя тоже красиво!
- Почитаешь мне книгу?
- Хорошо!

Мы продолжаем сидеть. Она читает мне книгу, а я раствоярюсь в словах, звуках, запахах, в этом непрерывном бытии. Я ощущаю, как на меня опустилась тень, рядом летает муха.

Потом мы еще долго гуляли. Мы спустились в метро, доехали до Васильевского Острова, погуляли там по набережной, прошли через Дворцовый мост, прошли Дворцовую Площадь, дворами добрались до Дома Кино и решили сходить в кино.

Слушать фильм, конечно, не так интересно, как смотреть, но тоже интересно. Когда смотришь с закрытыми глазами, то будто сам сочиняешь кино. И еще, интересно "следить" за тем, как она, сидя рядом смотрит фильм. Как иногда, от переживания, сильнее сжимает руку, как в отдельных местах у нее по коже бегут мурашки, как меняется ее дыхание. Все вещи, накоторые обычно обращаешь мало внимания, когда закрываешь глаза, выходят на первый план.

Потом мы вернулись домой. Я очень хотел ее видеть! Да, целый день мы были вместе. Целый день она следила за мной и оберегала. Целый день она дарила мне свое внимание, терпение, дарила свой мир, свое общество, делилась своими мыслями. Целый день она совершала маленькие подвиги, просто находясь со мною рядом. Я не покидал ее, но так по ней соскучился!..

Мы мало ценим то, что имеем.