38. Допрос Васятки

Консуэло Ходырева
Васятку заприметила охрана:
-Ты, что здесь потерял, сынок?
-Мать наказала водицы свежей принести. 
Васятка нес кувшин с водой и радостно смеялся, проделкою доволен был,  как ловко  старика обвёл.   
Ночью к ним постучали в дверь, спросил тревожный  женский голос:
-Калина не у вас? Вечером вышла выгулять котенка и не вернулась. Котенок прибежал, а дочки нет.
Светик открыла дверь и пригласила женщину войти.
-С Калиною  в дверях столкнулась, встревожена была, ей  кто-то ляпнул небылицу,  Кошковод  всех неучтенных кошек в костер отправит. Успокоила её,   он кошек на чужих, своих  не делит.  Если какая заболеет, для помощи  готов шагать в любую непогоду. Она поверила и плакать перестала.
Крепость разбили на участки и заглянули в каждый уголок.  На рассвете, сигнальный колокол издал печальный звон. Мать Калины, услышав   перезвон, лишилась чувств.  Пропажу обнаружили под крышкой  чана в ледяной воде, народ возле него толпился, гадая, как   при надежном крепеже, девочка во внутрь  попала.  Крышку вертели,  садились на неё и прыгали на ней ногами. Предположили, девочка случайно стала свидетельницей темных дел. Старушки подтвердили, её сначала задушили, потом уж сунули под крышку.  Детям строго наказали, по  крепости передвигаться группой и без  свистулек  не ходить.

У комнаты  Советника народ толпился, кто сам пришел, а кто по приглашению. Васятка недоумевал, зачем  позвали, он  девочку  мельком лишь  видел. Представ перед Советником, сказал:
-Я ни чего не видел, вечером с друзьями был,  ночью в дверь постучали, искал  со всеми наравне.
Советник приказал,  взгляда  не отводить, подвинул свечку ближе, уставился удавом на него и произнес:
-Кто-то без спросу залез в карман Главному Советнику и мазь волшебную отбавил.
Взгляда змеиного он вынести не смог и опустил глаза. Советник бесцеремонно схватил его за подбородок, и рявкнул:
-Смотри в  глаза!
Васятка затрепетал, лик подружки вдруг  оказался рядом, и в мыслях промелькнуло, ты для Калины доставал мазило, котеночка её хотел спасти, других не вспоминай. Спокойствие само  вернулось.
-На днях Калина подошла,и попросила мазь достать.  Кто-то ляпнул, что Кошковод своих питомцев метит, а кошек остальных, будет  бросать в костёр, как лучники ворон. Я пожалел её, подкараулил, стащил  чуток и передал Калине.
-Калина в это время с детишками возилась. Кому  тряпицу передал?
Васятка снова задрожал:
-Не видел, было темновато,   договорились,  ждать  у ограды будет. Может, она  кого-то попросила.   Спасти котёночка хотели, я правду говорю.
-Благое дело, за то прощаем, меня интересует, кому ты передал мазило?
-Калине.
-Кто видел вас? Свидетели нужны.
-Меня поймала в коридоре.
-Какой был день?
-Не помню.
-В чулане посидишь и вспомнишь,  все остальное мы проверим.

Дверь отворилась, двое мужчин ввели под руки мать Калины. Советник  попросил:
-Милая,  нам важно нелюдя найти . Заметила  особенность, может тревога  или задумчивость явились. Всегда ли во время для сна являлась, не отлучалась ли без спроса?  Я показания собрал, прочти их, нам очень важно мнение твое.
Женщина уставилась на писанину. С трудом выдавливая слова,произнесла:
-У доченьки открытая душа, волнения не посещали, пришла веселою домой. Мы обменялись новостями. После взяла циновку, котенка выгулить пошла. Каждый вечер с ним выходила, облюбовала тихое местечко, там   собирались часто дети.
-Циновку прихватила?
-Взяла, сидеть на мерзлом камне я не разрешала, она послушною росла.
-Ты ознакомилась с рассказами о дочке, сомнения  есть?
Женщина  еще раз посмотрела на листы:
-Светику я верю,  от правды обе не свернут. А это наговоры, кому понадобилось дочь чернить? – из всех бумаг женщина выбрала Васяткин лист и кинула  его на стол. Сердце подсказывает,  о Кошководе, ей наплели в последний миг, поэтому наш Светлячок её в слезах застала.  Я две причины усмотрела, дочь моя, свидетельницей стала каких-то темных дел или подставили её,  решайте сами.

У женщины  подкосились ноги, мужик схватил её на руки и  с ношей выскочил за дверь.
Вбежала девочка, держа в руках находку:
Советник осмотрел её, понюхал и попросил показать место, где девочка нашла её.
Охранников позвал, велел припомнить ещё раз,  может какую мелочь упустили.
-Калину не видали, всех проходящих указали. Было событие одно, Фома, что у кустарника стоял, споткнулся ненароком, ушибся больно. Мы помогли ему подняться, удостоверились, что кость цела, вернулись на свои делянки.
Оставив с писарем Васятку, Советник  вышел  место осмотреть. Слез женских, Васяткина душа не выносила, все видят явное враньё, он сам понять не мог, зачем оговорил Калину. В дверь заглянул отец. Васятка подскочил и бросился к нему. Писарь двумя прыжками догнал, за шиворот схватил,  водворил на место и приказал:
-Не велено встречаться с сыном, Советника за дверью подожди, не отвлекай от дел, Владыка.

Отец исчез. От  ужаса Васятка онемел, с ним  так никто не поступал. Отец слова обидные  от писаря услышал,  как мог Владыка подчиниться!  Он хлюпал носом, в душе ругал себя за слабость.
Васятку увели в чулан, бросили на пол пук соломы и старый половик. Вечером вошёл мужик в тулупе и лохматой  шапке, протянул  лепешку,  кружку с колодезной водой. Васятка швырнул еду на пол и закричал:
-Мне не нужна еда, я помереть хочу.
Мужик ответил грубо:
-Не велика беда, одним вруном поменьше будет.

Ночью услышал топот, крики, гарь просочилась в щели. В маленькое оконце увидел зарево пожара.  Заколотил ногами в дверь. От страха сознание  помутилось, перед собой увидел пропасть, пытался удержаться на краю, но силы таяли в руках, свалился вниз.
Стоны,  Васятку в чувство привели, он голову поднял, в разлитом лике,  узнал сестру,  из кувшина старалась напоить  водицей. Прикосновение сестры прибавило в нем силы,  невнятно произнес:
-Я в пропасть бросился.
Светик, прижавшись к нему щекой, просила:
-Ещё раз повтори.
-Не удержался на краю и вниз свалился, лежал на камнях, вокруг меня народ погибший. Мишутка с мамочкой лежали, Кошковод, огнем объятый, по дикому кричал, Касьяна снегом завалило, а на тебя плиту обрушил. Наблюдателю проткнули сердце. Осада кончилась.  Я не хочу Владыкой быть!
-Не молчи, старайся  больше говорить, ещё про сон  свой расскажи.
-Ты, доченьку свою чужому мужику вручила и попросила  мужу передать, а он забрал  к себе в потёмки. Вокруг меня погибших тьма, противно вспоминать.
-Не хочешь и не надо,  гари надышался,    видения пришли. Писарь  вспомнил о тебе и быстро к мамочке доставил. Недавно заходил, справлялся.
-Меня  паршивцем обозвал.
-Он  за Калину рассерчал, ты же напраслину  налил.
-Советник  грубо обошелся.
-Ласки захотел? Советник днем и ночью Нечисть ищет, события расставил по местам. Калина  с просьбами  не обращалась, мазило ты не ей достал. Когда  вопросы задавали, Советник знал правдивые ответы, к нему  они являлись раньше, чем ты ответить успевал.  По зрачкам и по телесному теплу, определяет, кто врет, кто правду говорит.  Поправишься,  откроешься Совету, сокрытие  допустишь, народ измену не простит.

-Скажи, чтобы стонали тише, - попросил Васятка.
-Ты не один в лечебнице лежишь. В хранилище пожар случился, Нечистая пробралась в склад. Зерно, спасая, ожоги получили мужики.
С лежанки, что стояла рядом, раздался  басовитый голос:
-Кошковод маху допустил.
-Он не причём, мазило  в руки грязные попало, Нечисть намазала подставу  и запустила в лаз.  Наш милый Кошковод,  спасая кошек,руки опалил.
-Мишутку позови, пусть посидит со мной. 
-Беда с Мишуткою случилась,   кровью захаркал,  отец  его к старухам снёс.  С  отцом пытались говорить, мол, кто-то сглаз семье подстроил, отец  уверен,   беды от  самих исходят.

Васятка с дрожью вспоминал допрос.  Он очутился в странном зале. В углу стоял  массивный стул с подлокотниками, нашпигованный  крепёжными ремнями. Посередине зала  за большим столом сидели писари, за меньшим  столиком  сестра   в книжках  закладки  проверяла. Права была подружка,  меньше  надо открываться. Писака! Все заносила в книжицы свои, теперь при всех начнет позорить.
На длинных лавках вдоль стены расселись мужики.  Главный советник сел напротив, помощник голову обрил и краскою пометил точки.  Внук Главного советника,   всего ремнями к стулу пристегнул.  Васятка попросил:
-Смиренный я, мне голову привязывать не надо.
-Ремни для помощи,  тело поддержать, не бойся, правдиво будешь отвечать, до пыток дело не дойдет. Вопросов  много, смотри, сколько бумаг  скопилось.  Громадную работу провели, спасибо скажешь за заботу.
Главный Советник руками обхватил Васяткины запястья, нащупал пульсирующие жилки и ласково сказал:
-Для начала, задам тебе пустячные вопросы, на них  подашь ответ, да или нет. Сны ночью снились? Сеньку вспоминаешь? Готов взамен его пойти на дело? Когда Мишутку присыпало землей в овраге, хотел свалить вину на брата? На смерть пойдёшь, ради  народа? Ты любишь лошадей? А кошек? Обувка согревает ноги?   Отнять еду у слабого способен?  В победу  веришь? Ты часто злишься на других?  Одиночество спокойно переносишь? Когда за стол обеденный садишься, глазами ищешь жирные куски?  Ты любишь небушко без туч? А солнышко на нём?
Помощник,  произнес:
-Окрас ляпов  и тон ответов обозначил,  можно начинать. Васятка, на вопросы отвечай по чести, наврал иль скрыл,  последует  удар. Боль не отступит до тех пор, пока не прозвучит ответ правдивый. Я выстроил твои ответы и разделил  на  ложь, явь, сомнения и нежелание открыться. Детей на этот стул мы не сажаем, но ты в сокрытиях запутался настолько, что стал невольным соучастником смертей, по просьбе матери,  мы начинаем чистку тела.
-Чувствовал, что за тобою наблюдают?
-Все смотрят на меня,   от глаз людских укрыться невозможно. Каждый старается  ткнуть носом, быть сыном своего отца не просто.
-Когда себя не уважает человек, и  вред наносит людям, кто с этим примирится?  Представим на мгновенье, что мы свободны и осады нет, где ты хотел бы очутиться?
-В лесу. Я лес люблю.
-А лес тебя душою принимает?
-Не человек,  какая разница ему, чем в нем я занимаюсь.
-У леса  есть душа, её основа - деревья, птицы, ягода лесная, трава лечебная, грибы и животина. Исчезни все, перед тобой предстанет жалкий вид, следы пожарища ты видел. Семья твоя делянку  держит,  порядок там на зависть всем. Нет разоренных гнезд,  кучи муравьиные выше тебя ростом, добротный вырост молодых деревьев. Когда траву лечебную вы рвете, корни в земельке остаются. Грибницу не нарушаете при сборе. А у соседей,  странные дела творятся, вдруг кучу муравьиную спалят, из гнёзд птенцов утащат и пса накормят ими. Ты этим промышлял?
-Нет, - машинально произнес Васятка и  завыл от боли, - у нас чудили тоже на делянках.
-К  увещеваниям был глух,   я приказал отцу весь летний труд твой уничтожить, и пса любимого отдать. 
-Я не один к соседям бегал.
-На стуле ты сидишь, не надо на других кивать. Казалось,  без глаз людских, ты можешь нарушать границы, дела негожие творить. А лес нам сразу все поведал. Тебя, учуяв, птицы  предупреждают, вражина появилась и опытный хозяин, среди спокойных птичьих голосов всегда тревожные заметит. Травы и сломанные ветки укажут путь, откуда  гость явился. Лес говорит на равных с нами.  В наших домах запоров нет, нет и у леса  видимых границ, на уважении  друг к другу мы строим наши отношения. В тени старается жить тот, ко нарушения творит.
Когда ты познакомился с подружкой?
-Не помню день, она пришла ко мне, сказала, боится в комнате одною. Мать с младшей дочерью в лечебницу пошли. С тех пор я с нею  и вязался. Жалко было, от одиночества страдала, в семье  не ладилось, сестра больна и мать недоброю была.
-Что связывало вас?  Как случилось,  что перестал  с родней делиться.
-Просила,  чтоб в наши разговоры, нос третий лишний не совал.
-Ты хвастал, что бываешь на Советах? Выкладывал их суть?
-Так получилось, по чуть-чуть.  Она доверилась мне в личном,  я тоже откровенным был.
-Отец и мы предупреждали,   доверили людские судьбы,  распространяться  право не имел.  Странное дело получалось, с сестрой и матерью молчал, а незнакомке выложил на блюде.  За похвалу и за еду продался, которую на  кухне крали и в тихую тебя кормили.
-О воровстве не знал.
-Пытался  блуд остановить?
-На той неделе  с нею не встречался, прочь от себя прогнал,  неделю голодал и выдержал, как все.  Мазило попросила, что бы котеночка спасти. Клялась, с расспросами отстать, как ни пытался отвертеться, ответы  знала наперёд.
-Что бы очистить тело и независимость приобрести, ты должен обо всём поведать,  иначе, Нечисть не отстанет. Кто надоумил на Калиночку свалить?
-Никто, о ней не думал вовсе, слова пришли сами собой.
-Нам важно знать, что к Нечисти тебя манило? Не отворачивай глаза, не заставляй нас  вышибать ответы.
Васятке  обруч голову сдавил, он закричал:
-Она меня всегда хвалила, учила за голоса бороться, хотела, что бы я Владыкой стал, отца  держался и дальше был от матери своей. Внушала,   народ наш - овцы, им управлять легко, стоит лишь ключик подобрать. Во всем мне помощь обещала. Учила, как надо подавать себя, чтоб люди уважали.
-Слова её приятны были?
- Да, я ей мечты свои открыл, хочу найти траву такую, что бы ни кто не помирал. Из-за меня в семье творятся ссоры, я утешение искал.  Еще я думал, раз  в осаде, так откровенность не страшна, кому она поведать может, без выхода наружу. Клялась  не навредить.  Когда  молчал, она  грозилась, всем рассказать о болтовне. Все обещание давала, последний раз, последний раз. Когда поведала, что разговоры наши, вражине доставляет за еду, я прочь прогнал, но обещался, мазило ей достать, мне жаль ворон, что лучники сожгли  и кошек тоже жаль, хоть  не нравятся мне  твари.
- Выходит,  тайные  Советы, ты, одним махом выдавал?
-Чуть-чуть, она мне тоже тайны доверяла. В начале,   о молчании поклялись, потом уже доверились друг другу.
-Не приходили мысли, в сокрытии всегда корысть, а от  родных – вдвойне, оно в семью разлад приносит. Ты  понял, что в грязюку влип, и  самому не справиться с бедой, что на пути  открыться нам,  преградою стояло?
-Отца боялся, я не выносил, когда из-за меня, размолвки получались, себе противен был и злился. Понравиться хотел, собою быть не получалось.
-Сокрытием,  страдания доставил, стал соучастником смертей, мы время потеряли, пока распутали клубок. Народ твой мудр, сердцем почуял,  сынок в беду попал и,  как один  пришли на помощь. Светику странным показалось, что ты к подружке потянулся,  а с ней  в молчанку   заиграл.  Коневод с женой, беседуя с тобой,   лукавство усмотрели. Калина пыталась с  твоей подружкою наладить отношения,   старательно все встречи обходила, с детьми придумали игру, тебя с догляду не спускать. Женщины  обошли всех, кто жил в лесу, подробности узнали. Примерную семью  нашли,  приехали за зерновою долей. Семья страдала легочной болезнью. Попав в осаду, от сырости и холода камней, одна из дочерей скончалась. Нечисть надела лик её.   Сопоставив обрывки ваших разговоров, понятно стало, столкнулись с опытным творцом,  он в сети ловко завлекает. Мы попросили женщину  помочь,  в укрытии несколько дней догляд вела за вами,  увидев  доченьку живою,  кинулась навстречу и чуть не погубила дело.
Васятка зарыдал:
-Я много пакостей наделал, про щель сказал, откуда Пентюх нам сигналил, его повесила вражина. Еще сказал, что стариков закинули   на волю, про наш язык секретный.
Советник засмеялся:
-Не лыком шиты,  так  просто нас не взять.  Нечистую всегда водили за нос.  Пентюх жив,  язык секретный, только доверенные знают.  Мы обставляем так дела и  разговоры, что бы случайным словом, не оборвалась чья-то жизнь.
-Выходит,  я выдавал шутейные секреты? – обрадовался Васятка.
-Радостям не место, когда понос словесный льётся,   предательство в себе растишь, страх за собственную жизнь другие жизни затмевает. Вчера подруженька твоя от факела растаяла, как воск,  вновь через время  возродится,  в обличии ином. Теперь ты знаешь, как с ней сладить.
Васятка голову склонил:
-А как народ посмотрит на меня?
-Умный человек, беду твою воспримет, как свою, а на  других не стоит обижаться. Упреки справедливые прими, ты наследил, тебе носить.
Васятку освободили от ремней, позволили родителям войти. Внесли корыто,  заполнили водой, обмыли и переодели в чистую одежду и, перед тем, как отпустить, Советник  предупредил: 
-Все, что мешало тебе жить, мы вычерпали из  нутра, грязь с тела смыли и помогли  подняться. Завтра,  шагнёшь в иную жизнь,  по законам Соколиным, поступишь в воинское распоряжение. Отныне, за каждый след, без снисхождения,  сам  понесешь ответ. 
Васятка вышел, в его головке всё  смешалось, стыд и раскаяние, он плакал и от радости смеялся. Очнулся у охранника на руках, прижав его к себе, мужик лил слезы вместе с ним:
-Ах, милый, в жизни все бывает! Мы страху  натерпелись, когда Нечистая тебя захомутала. Ну, будет,  позади напасти,   утречко настанет, отличное от всех, плечики расправишь,  грудкою вздохнёшь и примешь его с чистою душою. Родители запутались немного,   Советники сейчас им разум чистят, с тобой у них  заминка получилась.
Успокоительный отвар  подействовал, Васятка провалился в сон.   Проснулся ночью,  вошли отец и мать и перекинулись словами:
-Ну, мать, я словно в водопад попал, рубаху бы переодеть.
-Тебя водою обливали?- удивился Васятка, потрогав  его спину.
- Водой меня не обливали,   беседой обошлось. Сегодня, я познал всю  мощь и силу мудрости народной,  Советник Главный, величины громадной  человек! Я преклоняюсь перед ним.
Отец склонил колено, Васятка соскочил с лежанки и опустился рядом:
-Я тоже преклоняюсь перед ним, во мне местечка не нашлось, куда бы,  он не заглянул.

Утром, Васятка Светику сказал:
-Ты вес имеешь у народа и книжечки твои в цене. Я часто злился  на  писульки, хотелось иногда в огонь забросить. Увидев   с писарями рядом, подумал, какая разница  меж нами, ты с ними за столом, меня на стул допросов посадили. Отец и мать у нас одни, мне кажется, они  в меня не доложили, а ты с лихвою получила всё.
-Человек не мошка, чтобы на огонь лететь, трудиться надо над собой. Вспомни, как учился  читать и буковки писать. Пыхтел, пыхтел и буквы одолел.  Секрет открою, твоя дощечка с буквами, хранится в рюкзачке, я с ней не расстаюсь. Увижу, кто небрежно пишет, под нос сую твою дощечку, Васяткина работа, пример для многих. Я очень устаю от писанины, глаза болят, в них  мушки черные летают. Ладонями прикрою, немного успокою их и вновь работать продолжаю.
-Ты, на подъем легка.
-То, видимость для посторонних глаз, порою так не хочется вставать,  в себе я эту слабость замечаю.
-Тебя все любят.
-Это враки, других девчонок любят больше, мне с дружбой  не везет.
Понравился Карасик, я   дружбу  предложила. Он матушке своей поведал,  меня нашла, предупредила,  женихаться с сыном не позволит, с тобой, всегда подмятым  будет,  ему учиться лень, до уровня не дотянуться.
-Для замужества  не доросла.
-Я так ей и сказала, с учебой помогу ему. Вместо того,  чтобы тянуться к чтиву, он начал избегать меня.
-А ты бы Сеньку полюбила, три книги одолел.
-Сенька Калиночку любил, когда прощался,  ей  сказал об этом.

Утром Васятка  пришёл  в распределитель, его направили горох перебирать. Работая, по сторонам косился, укоров ждал. День быстро пролетел, вечерню задержали, он от усталости с трудом держался на ногах. После еды им дали передых, он, как и все, свалился на мешки, и холода не чуя, задремал. Над ухом прокричали:
-Работать должен наравне со всеми.
-Я знаю,  просто не привыкший, спать хочется и тело непослушно.
-Через неделю, сам по себе окрепнешь, и норму будешь выполнять. В позе одной  не замирай и  телом, телом двигай чаще.
Его подняли силой,  потрясли. Опустившись на четвереньки, Васятка  полз,  беседуя с самим собой:
-Ты, род свой не позорь, не кисни и не ной. Жизнь длинная, успеешь отоспаться. Закончилась лафа, под крылышком у мамы насиделся, теперь как все, не будешь норму выполнять, останешься голодным.
Напарнице сказал:
-Мысли на твоей спине прочел,  спиною повернись, я дочитаю строчки,  чуть раньше, глядя на меня, друзьям сказала,  в семье не без урода. Не пугайся,  я пошутил,  судачила за загородкой.
Закончив   норму, дети подошли к Васятке,  и помогли мешки заполнить. Прощаясь,  говорили:
-Завтра получишь  полный пай.

Идя по коридору, Васятка ругань уловил,  дверь отворилась,  выскочил соседский мальчик.  Оправдывался:
-Водой  облил соломенный матрас,  мать  третий день меня  ругает.
-За дело,   в следующий раз не сунешься  с водою.
-Не больно ты любил, когда песочили тебя. Владыка любит разуму учить, а своих деток с рук спускает. Утром, глядя на тебя, мать  не поверила, шёл, словно ничего  и не случилось, и  глаз не отводил стыдливо.
Васятка хотел поддать за дерзость. Вспомнив весомые слова, с  серьёзным видом произнес:
-Умный человек, беду мою воспримет, как свою, а с недалекого, что взять, не стоит  обижаться. Мы все грешим, но грех, искоренив, имеем право на прощение. Светик  с Мишуткой не причем, они чисты, я глупости наделал.
Он  потянул  дверную ручку, что б в комнату  войти, но,  ощутив   колючий взгляд, застыл на месте.  Внутри похолодело, Васятка  заметался в мыслях, я перед всеми чист, сокрытий не позволил, Нечисти не к чему придраться.
Светик, услышав шарканье за дверью, выглянула наружу, спросила:
-Васятка, что с тобой? 
К Светику, как к матери прижался.
-Нечистая  под боком,  не струсил и не побежал, я  знаю, как теперь с ней сладить.
Через день, с ним случилось чудо,  к вечеру за ним пришел связной и приказал:
-Немедля в зал допросов.
Он растерялся,  притихли дети и в ожидании смотрели на него.
-Ошибка вышла, во мне сокрытий нет.
Мальчишка ткнул в грудь кулаком:
-Кончай ногами шаркать и поспеши за мной!
Он машинально побежал,  дети, сбившись в кучу, загалдели и  понеслись за ним.
Войдя, Васятка огляделся, допросный стул исчез, вокруг стола  сидели Советники, отец, Главный Воин, и обсуждали события последней вражеской  атаки.  Васятке указали место. Главный Наблюдатель поднялся и стал вокруг стола описывать круги,  так поступал всегда, если был чем-то недоволен. Заметив за столом Васятку, он улыбнулся.
-Васятка! Милый человек! С выздоровлением тебя, ты, что головушку повесил? Иду в допросную, а рядом стайка ребятишек, чирикают тревожно и двери глазками едят. Иди их успокой и  возвращайся. 
Васятка онемел, его не для допроса звали, ему доверили Совет!  Хлынули потоком слезы, он выскочил за дверь. Мужики  повскакали с мест, расталкивая друг друга, прильнули к маленьким  оконцам. Прыгая вокруг Васятки,  задирая руки к небу, детишки радостно кричали, э-ге-ге-гей!