Цена человека

Дмитрий Кульпин
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида.
2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!
3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.
4 Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,
5 то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;
7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его:
8 овец и волов всех, и также полевых зверей,
9 птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.
10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле
                Псалом 8 

     Чем ценны, чем примечательны для меня псалмы? Наверное тем, что человек пишущий псалом получает высочайшее вдохновение. Сам этот процесс доставляет минуты блаженства, как бы на находишься вне времени, с Богом. Созерцая мироздание, интуитивно угадывая в нём отголоски Небесного Царства, псалмопевец заражает своим видением читателя.
     Подобное вдохновение наверное испытал Давид. Поражённый могуществом, величием и красотой творения, вдруг его взор опускается на человека и на фоне всего увиденного восклицает: "...что есть человек, что ты помнишь его..." Земля представляется песчинкой, на фоне бесконечной Вселенной и на этой песчинке, ещё более мелкие существа, к тому же грешные и не благодарные. Какую же ценность мы представляем перед Богом? КТО МЫ ТАКИЕ?
     Если разложить человеческое тело не минералы, составляющие его, он будет стоить не более двух долларов. Если использовать, как рабочую силу, цена возрастёт. За человеческие органы богатые люди могут заплатить большие деньги, но для Бога, в этом нет никакой ценности. В наше время человеку пытаются определить цену. Сегодня продают учёных, футболистов. Иногда за голову какого нибудь преступника предлагают определённую сумму. Киллеры устанавливают свои цены, но разве в этом цена человека?

     Мудрые говорят, что человеку в жизни нужно построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Однако дом со временем разрушится, дерево погибнет, да и сын может вырасти негодяем и о том, что жил такой то человек никто не вспомнит. Но Бог помнит, значит не в этом ценность нашей жизни. Мне иногда вспоминается картина моей армейской жизни, когда нас только привезли в часть. Мы увидели солдат, которые по команде строились, бегали, шагали, кто-то из наших пошутил, сейчас мы будем, как они. И действительно, нас помыли, побрили, одели и поставили в строй. Поначалу мы не узнавали друг друга, я почувствовал слияние с толпой, я стал частью безликой "серой массы". Картина наводила ужас. Только потом, за каждой серой фигуркой я стал различать личность, со своим внутренним миром, своими радостями и переживаниями. Вот только этот факт не имел ни какого значения для командиров, для них солдат - винтик в большом механизме. В случае войны, этот механизм начинает работать, падшие заменяются живыми, трупы укладываются в гробы и отправляются к родным с приложением короткой записки: "Пал смертью храбрых." Прерванная молодая жизнь не трогает, ни командование, ни правительство, в их глазах она не представляет ни какой ценности. А вот где то в глубине России, или Украины, или Казахстана, кто то заплачет, чья та мать, или жена, или дети будут лить слёзы. Мать не найдёт другого такого же сына, ребёнок отца, это невосполнимая утрата. Жизнь близкого человека, дороже любых сокровищ. Здесь мы и начинаем понимать истинную ценность человека. Цена в том, что нас кто то любит, ни за какие та наши качества или достоинства, а просто за то, что мы есть.

     Если же мы умеем так любить, то какой же теплотой должно быть переполнено сердце, Того Кто Сам есть ЛЮБОВЬ. Бог имеет отцовское сердце к каждому из нас. Он не глядит на человечество во всей его массе, но видит и ценит каждую отдельную личность. У Него нет номеров, Он знает каждого по имени. Иисус пришёл умереть ни за массы. Вновь и вновь вспоминается эта история, как Иисус идёт по базару с учениками, где шум, суета, толпы людей теснят Его. Вдруг раздаётся голос слепого Вартемея: "Помилуй меня." Средь многоголосицы толпы Иисус различает этот голос, голос того, кто нуждается в Нём.

     Если же Бог так ценит нас, как мы ценим сегодня себя и ближних? Не причиняем ли Ему боль? Ведь если дети вырастают преступниками, или становятся пьяницами, или наркоманами, родители не будут любить их меньше, но их жизнь будет причинять боль их сердцу. Так и наши грехи ранят сердце Господа, когда мы калечим себя не правильным образом жизни. Второй шаг, как мы относимся к ближним? Всё учение Христа, Нагорная проповедь, направлена на отношения с ближним. Мы же часто можем говорить о любви к человечеству, при этом ненавидя брата. Нет особой радости у тех родителей, дети которых обижают друг друга. Будем ценить достоинство ближних, ибо это ценно в глазах Бога. Только в аду не будет милости, где плач и скрежет зубов, там все голоса сольются в один. Изберём же любовь, потому что Бог любит.

Как славно Твоё имя Боже,
По всей земле и до небес
Из уст младенцев, славься тоже
Врагу не дай, изречь словес

Вот звёзды, небо надо мною,
Деяние Твоих перстов,
Что человек перед Тобою?
Ты посещать его готов.

Владыкой дел Своих поставил,
Всю тварь, под ноги положил
Всех полевых зверей направил
И всё, что в море предложил

Величь душа, Его в мольбе
Столь славен Бог, по всей земле

             31.01.10г.