Крест

Лобанов Евгений
(совместно с Ветром Слободиным, пьеса 2 года шла на одной из сцен Смоленска)

Действие I
Действующие лица:
Павел — молодой человек лет двадцати семи;
Алена — его жена;
Стас — однокурсник Павла;
Венька, Светлана — одноклассники Павла.

Явление I
Обычная двухкомнатная квартира. За столом сидят Стас и Венька. На столе — бутылки и немудреная закуска.
Стас и Венька чокаются.
Венька. Ну все, Стас! Как говорится, было ваше, стало наше. Договор подписан, и — с плеч долой!
Стас. Долой!
Венька. Жить-то где будешь?
Стас. Мало ли добрых людей на свете? Есть кому приветить недельки на три. Вон — Светка хотя бы...
Венька. Ага, она же спит и видит Пашку рядом...
Стас (жуя). Дурак ты, Венька! Две комнаты на двоих делятся. И, заметь, без остатка. А тебе не многовато ли — двухкомнатную на одного? Или на примете кто есть?
Венька (неохотно). Есть. Правда, за нее еще побороться придется.
Стас. Отбивать собрался? А парня того не жалко?
Венька (жестко). Нет. И вообще — давай завяжем с этим разговором. Не нравится он мне.
Стас (примирительно). Давай завяжем. Наливай!
Венька подливает. Сначала — себе, потом — Стасу.
Венька. За мою новую квартиру. Ну, и за твои деньги.
Стас. Чин-чин. Поехали!
Пьют.
Стас. Так, пока совсем не окосели, давай договоримся. Дружба дружбой, а денежки, сам знаешь...
Венька (трясет головой). С-согласен. Мне твои деньги не нужны.
Стас. Короче, завтра просыпаемся, и — в банк. Открываем счет на мое имя, и каждый месяц ты мне на него перечисляешь сумму. Как штык, понял? Ключи получишь только после первого взноса.
Венька. Так ты что, думаешь, что я?..
Стас. Ничего я не думаю. Сказал — ключи после первого взноса. Я повторять не люблю.
Венька. Ладно, оставайся пока здесь. Я передумал. Не резон мне тебя и Светку сводить. Она мне еще понадобится. А я пока в своей однокомнатной перекантуюсь, пока не уедешь.

Явление II
Та же квартира, тот же стол. На нем — бутылки, салаты, бутерброды и прочие закуски. За столом — Стас, Венька, Пашка, Алена, Света. Тяжелое молчание.
Пашка. Уезжаешь? Чем Россия не глянулась?
Стас. Дурак или притворяешься? Россия влезает в любые конфликты, она давно на грани гражданской войны. Женюсь, не дай бог вырастет сын... Два года ждать — вернется ли живым-здоровым? Не хочу! Но если сейчас вдруг начнется гражданская война, я не буду ни на чьей стороне.
Пашка. Ты — за то, чтобы Россию разорвали на части?
Стас. Да они и так ее рвут и по кусочкам распродают. Плевать им на Россию с высокой колокольни!
Пашка. Понятие «Родина» для тебя существует?
Стас. Какая родина, бог с тобой! Родина — там, где тебе хорошо. И я уеду туда, где на меня не будут смотреть как на быдло. А ты, если хочешь пахать за клок сена и полтора метра подстилки — паши! Паши, Паша!..
Света. Мальчишки, перестаньте! Еще не хватало напоследок всем перессориться. Давайте лучше выпьем. Венька, шампанское еще осталось?
Венька (берет бутылку и смотрит через нее на свет). На дне. Тебе и Аленке хватит.
Наливает женщинам шампанское, остальным — водку.
Стас. Да что вы по мне как поминки справляете? (Обнимает Пашку). Слушай, Пашка, бросай ты к черту свою больницу, а? Бери пример с меня. Врачи — они по жизни нищие... этим... кошельком нищие. Я вон покрутился-повертелся, оп (берет блюдце и перекатывает его), и на нем самом с голубой каемочкой — двухкомнатная квартира и все дальнейшие причиндалы.
Аленка. Стас, нельзя же все размером кошелька мерить. Купить можно не все.
Стас. Ага, с милым рай и в шалаше. Но ты ж всю жизнь домашняя была, кошечка такая пушистая (изображает). А мы с твоим Пашкой пять лет в общаге, в одной комнате. (Пашке). Помнишь? По-омнишь, ты все помнишь...
Венька. Стасик, кысанька, перестань.
Алена. Пашенька, помнишь наш медовый месяц? Господи, это было семь лет назад! Кажется, целая вечность. Палатки на берегу озера, ужин у костра... Солнце садится прямо в речку, и по воде стелется золотая дорожка. Так бы ступила на нее и шла, шла... Прямо к солнцу.
Стас (напевает). «I’ll follow the sun!»
Пашка (усмехается). По воде. С нимбом над головой. Надоели эти твои романтически-богоугодные бредни.
Алена (со слезой в голосе, Пашке). Неужели ты ничего не помнишь?
Пашка. Почему? Помню. Комаров было до хрена.
Стас. Пашка, заводи шарманку, потанцуем.
Тот включает магнитофон. Звучит медленная музыка. Венька приглашает Алену. Стас направляется к Свете, но она в этот момент приглашает Пашку. Плюнув с досады, Стас опускается на стул и медленно, словно задумавшись, подкладывает себе салаты.
Алена клонит голову к Венькиному плечу.
Венька. Аленушка, не переживай. Ну, другой он. Из двадцатого... нет, двадцать первого века. А ты — из девятнадцатого. Тургеневская барышня. Он помнит комаров, ты — золотые лучики солнца. Вот и вся между вами разница.
Алена. А ты? Если бы это было с тобой?..
Венька (перебивает). Если бы я был тогда с тобой, то запомнил бы, как солнце гнездится в ямочках на твоих щеках...
Танец заканчивается. Венька провожает Алену до стула и подходит к Пашке.
Венька (Пашке). Паша, поговорить надо. (Увлекает его в сторону). Слушай, сколько можно по чужим углам мотаться? Квартиру думаешь покупать?
Пашка. Думаю. Вот еще чуть-чуть скоплю — до двухкомнатной полутора-двух тысяч баксов не хватает...
Венька. Какую хотел? Эта кватирка тебе не подойдет?
Пашка. В общем... наверное... да.
Венька. Ну и ладушки! Завтра, как Стас уедет, идем к нотариусу и оформляем договор. Доставай из бабкиного чулка бабки, и квартира — твоя.
Пашка (туго соображая). Но ведь это квартира Стаса.
Венька. Была. А стала моя. (Хлопает его по плечу). Готовьте вещички, послезавтра въезжаете...
Стас (взглянув на часы). Ну все, господа! Мне пора. (Подсаживается к Пашке.) Все еще сердишься, патриот несчастный?
Пашка. Катись к чертовой матери в свою Канаду! Ждут тебя там, как же! (Отворачивается).
Венька (суетится). Так, Алена, Паша, Света, вы остаетесь здесь. Стаса я провожу один. А то такую веселую компанию не ровен час в вытрезвитель заберут, и Стас, не дай бог, не уедет.
Стас целуется с женщинами, хлопает по плечу Пашку (тот отстраняется), забирает чемодан, и они с Венькой уходят.

Явление III
Утро. Алена одетая, с сумкой, стоит у двери.
Алена. Паша, вы со Светой что-нибудь с чайком пока перехватите, а я в магазин схожу. А то дома — шаром покати.
Уходит.
Света. Паша, ты ошибся. Ну хоть сейчас признайся, что ошибся в Аленке.
Пашка. А ты не ошибалась?
Света. И я ошибалась. Помнишь, как мы в школе делали работу над ошибками? Вместе. Помнишь?
Пашка. Зачем пришла? Зачем осталась?
Света (невинно). Так Аленка позвала...
Пашка. Я не звал.
Света. А кто тебя здесь спрашивает? Посмотри вокруг — ты хоть одно родное лицо видишь?
Пашка. Конечно.
Света. Чье, Венькино, что ли?.. Скажешь, рубаха-парень, душа-человек...
Пашка. С ним веселее.
Света. Значит, грустно тебе, Пашенька? Значит, грустно... И приглашаешь ты его, как шута заморского. Но гляди, Паша, без царевны своей останешься...
Пашка. Ты на что... намекаешь?
Света. Я не намека. — прямо говорю.
Пашка. Завидуешь! Ты в зеркало на себя посмотри — позеленела вся от ревности. Себя только и любишь, на других тебе плевать. С этого... как его... Ротр-Дама.
Света. С Нотр-Дама. Дурак ты. Я люблю тебя.
Пашка. И поэтому выходишь за Мишку? Кто говорил насчет работы над ошибками? Не помнишь?
Света. Помню. Я еще могу передумать. Если ты бросишь свою Аленку. Она уйдет к Веньке, я — к тебе...
Пашка. И все довольны, и все смеются. Нет, Светка. Уходи отсюда. Уходи, пока Аленка не пришла. И забудь этот адрес.
Света (стараясь говорить без дрожи в голосе). Не пожалей, Паша.
Уходит.

Явление IV
Та же квартира. Паша, Алена, Венька.
Венька (Пашке). За два месяца тысячу долларов соберешь? (Не дожидаясь ответа.) Ну и ладушки. Значит, так в договоре и пишем: «Оставшуюся сумму в размере тысячи долларов США в рублевом эквиваленте покупатель выплачивает продавцу в течение двух месяцев со дня заключение данного договора». Деньги у тебя здесь?
Пашка. Здесь.
Венька. Ну и ладушки. Одевайся, поехали к нотариусу.
Звонит телефон.
Алена (снимает трубку). Але? Да, здесь. (Протягивает трубку мужу). Тебя Светка.
Пашка (в трубку, раздраженно). Я же тебе говорил!.. Что, другого врача вызвать не можешь? Ладно, еду!
Алена (встревоженно). Что случилось?
Пашка (не отвечая на ее вопрос, Веньке). Мне нужно уехать часа на два. Подожди здесь.
На ходу набрасывает куртку и убегает. Алена растерянно бродит по комнате.
Алена (обращаясь к Веньке). Убежал к Светке. Ну вот скажи мне, что ему нужно?!
Венька. Покой. Но не закормленный, как у Стаса и не пушистый, какой пытаешься дать ему ты. Да бог с ним! Аленка, поставь на нем крест. Ты не для него.
Алена. А для кого?
Венька. Для меня. Я с юности мечтал о ласковой кошечке. О тебе.
Алена. Как ты можешь так говорить? Ведь Пашка — твой друг!
Венька. Аленка, раскрой свои прекрасные глазки! Оглянись, романтик милый. Я — Пашкин друг?! Да я бываю у вас только из-за тебя. А Пашка... У Пашки друзей быть не может. По жизни.
Алена. А Светка?
Венька (на секунду задумывается). Светка?.. П-пожалуй. Да только дружбы Пашкиной ей мало. Думаешь, зачем она его позвала?
Алена. Заболела. А Пашка все-таки — врач...
Венька. Наивная ты моя провинциалочка! Сердце у нее болит. По Пашке. А девчонка она умная. Вот сойдемся мы с тобой, а она к Пашке уйдет.
Алена. Как — к Пашке?
Венька. Ножками своими стройными. И, честно говоря, Светка — как раз по нему. Она сделает его человеком.
Алена. А я — нет?
Венька (неожиданно жестко). Ты — нет. Твоя нежная душа на это неспособна.

Явление V
Та же квартира. В комнате на диване в одиночестве сидит Венька.
Венька (обращаясь к себе). Что ж, Венька, все идет как нельзя лучше. Стас своих денег не дождется — хватит с него и первого взноса. Пашкины деньги за квартиру в наших руках, да еще и пол-квартиры мои... И Аленка впридачу. И все — задешево. Умница, Венька, светлая головушка!..
Из кухни в комнату снуют с тарелками Алена и Света. В конце Венькиного монолога они возвращаются окончательно и сервируют стол.
Венька. Ну вот, почти все готово, а скоро и Пашка вернется. Скучно что-то, девчонки...
Встает, включает бодрую музыку. Света исчезает на кухню и вскоре возвращается с пустой бутылкой.
Света. Смотрите, что я нашла! (Показывает бутылку.) Может, вспомним детство золотое, сыграем в «бутылочку»?..
Венька (оживляясь). А что, давайте! Аленка!
Алена. Не хочу!
Света. Ну, Аленушка!.. Ну не мне же с ним целоваться!.. Ой, я хотела сказать — не мне одной. Скучно, Аленка. А так хоть развлечемся, пока Пашка не приехал.
Венька. Правда, Аленка!
Алена (нехотя). Ладно, только один раз.
Венька крутит бутылку, горлышко показывает на Алену. Светка счастливо улыбается и подмигивает Веньке.
Пашка (входя в комнату и замечая целующихся Алену и Веньку). Та-ак. Видно, правду ты, Светка, говорила... Живите, голубки! Квартиру можете оставить себе. Я сам подам на развол.
Уходит, хлопая дверью.
Света (срываясь с места и запинаясь за бутылку). Пашка! Пашенька, подожди!

Занавес


Действие II
Действующие лица те же:
Светлана
Стас
Венька
Алена
и священник

Явление I
Церковь. Открывается дверь, заходит Светлана. На нее направлен свет прожектора. За ее спиной слышится шум дождя. Ее встречает священник.
Светлана. Здравствуйте, батюшка.
Священник. Здравствуй, дочь моя. Что привело тебя к Богу?
Светлана. Бог видит, я хотела счастья...
Священник. Что есть счастье — определено человеком, но даровано Богом. Оно — дар Божий. Отчего же душа твоя в смятении?
Светлана. Я ищу умиротворения. Выслушайте меня, святой отец, просто выслушайте. Я не претендую на большее. Я любила его. Со школы любила. А потом уехала учиться.
Священник. Он любил тебя?
Светлана (задумывается). Наверное, все-таки нет.
Священник. Ты любила кого-нибудь кроме него?
Светлана (помолчав). Нет, святой отец.
Звук грома.
Священник. Неправду говоришь. Слышишь, гневается Бог.
Светлана. Что вы, святой отец, это просто гром... Я вернулась сюда. Через пять лет. Почти с вокзала прибежала к нему. А он женат.
Священник. Ты увидела их счастье...
Светлана. Нет, святой отец, счастья у них не было. Аленка, она... такая изысканная, романтически утонченная. Она — не для Пашки. Он погубил бы ее. Рано или поздно, но погубил. А я хотела счастья. Для него... для нее... нет, наверное, все-таки для себя. Я видела, что Венька влюблен в Аленку. Они оба казались немного не от мира сего и, честное слово, подходили друг другу.
Священник. Браки свершаются на небесах. Тебе ли вершить чужие судьбы, дочь моя?
Светлана (не обращая внимания на слова священника). Я хотела, чтобы они поняли... Что нужны друг другу.
Священник. И они поняли, дочь моя?
Светлана. Да, святой отец. Но она, со своими бреднями, ему скоро надоела. И он ее бросил... Кажется, она сейчас у родителей... А я пришла к Пашке. Хотела его утешить. Но не успела. Он прогнал меня. Я хотела счастья для всех нас. И разрушила четыре судьбы. Нет, пять. Мы с Мишкой хотели подать заявления в загс. Когда все расстроилось, он запил.
Священник. Счастье — слишком тонкая материя. Его нельзя кроить и перешивать.
Светлана. Я уже поняла это, святой отец. Но оказалось — слишком поздно.
Священник. Лучше поздно, чем никогда...
Светлана. Эта пословица — для обывателей, святой отец. Мое сердце принадлежало и, наверное, до сих пор принадлежит Пашке, как ваше — Богу. И если бы я отказалась от него, это было бы равнозначно тому, что вы отказались бы от Бога.
Священник. Не сотвори себе кумира. Бог — он везде, во всем. А человек либо рядом, либо далеко.
Светлана. Ошибаетесь, святой отец! Я говорю с вами, а у меня перед глазами — Пашка. А если бы я сейчас встретила Павла, просила бы прощения, в ногах валялась...
Священник. Бог милостив, Бог простит.
Светлана. А если бы на Пашкином месте оказались вы, святой отец? Простили бы? Как человек.
Священник. Как человек?.. (Задумывается.) Бог милостив, Бог простит. Ступай, дочь моя, с миром. Бог с тобой...
Светлана уходит, даже не перекрестившись.

Явление II
Та же церковь. Священник и Алена. Луч света падает на ее белое платье.
Священник. Что привело тебя в храм Божий, дочь моя?
Алена. Любовь, святой отец.
Священник. Это путь Христа.
Алена. Святой отец, вразумите!
Священник. Слушаю, дочь моя.
Алена. Семь лет я была замужем. Я хотела дать ему любовь... ласку... Видит Бог, я стремилась к этому. Но он не понял.
Священник. Любовь — наука терпения и прощения, дочь моя. Не всякому дано ее освоить.
Алена. Я давала ему уют. Но Пашке нужен был рай в душе. И он мог прожить даже в шалаше ради него.
Священник. Ты сотворила дворец, но не наполнила душу. Душевный рай, дочь моя, ты измерила излишествами мирскими.
Алена. А в вашей душе, святой отец, был рай?
Священник. Да.
Звук грома.
Алена. Неправду говорите, святой отец.
Священник. Нет, дочь моя. Это просто гром... (Спустя некоторое время, констатируя факт.) Ты ушла от него...
Алена. Да, ушла. К другому.
Священник. Это грех, дочь моя.
Алена (вся в своих воспоминаниях, ей нужно выговориться, и священника она не слушает). Венька казался мне таким же романтиком, как и я сама. Может, он и был таким... Сначала все шло прекрасно, за спиной выросли крылья. Я не чувствовала под собой земли. Летело время, и я потихоньку снижалась, сама того не замечая. Но вдруг стремительно (и куда крылья делись?), камнем упала вниз. Я поняла, что совершила грех. Но лучше поздно понять, чем никогда...
Священник. Обыватели так говорят. В душе твоей уже появилась червоточина. И она все растет и растет.
Алена. Как же теперь жить?
Священник. Как сердце подскажет, дочь моя, как сердце подскажет. Ступай.
Алена. А грех? Отпустите мне грех, святой отец!..
Священник. Тебя — отпускаю. А грех... ты сама себе отпустишь? Душа твоя тебе отпустит? Ступай с Богом.
Алена идет к выходу. У двери останавливается, как бы в недоумении. Вглядывается в священника, будто что-то вспоминая, но, не вспомнив, крестится на образ и уходит.

Явление III
Священник, задыхаясь и слегка пошатываясь, выходит за пределы храма. На пороге он сталкивается с Венькой. Тот нерешительно делает движение в обратную сторону, но, решившись, стремится к священнику.
Венька. Святой отец, я ошибся.
Священник. Признавший свои ошибки побеждает их, сын мой.
Венька. С седьмого класса я глаз от нее не отрывал. Но для Аленки я был всего лишь другом. И иногда — рукавом от жилетки. А на роль героя-любовника меня никто не приглашал. Я увел... (на мгновение замолкает, как бы сомневаясь в формулировке) да, как ни крути, другого слова не подберешь... увел ее у мужа. Потому что хотел видеть Аленку счастливой.
Священник. На загубленных душах не держится счастье, в омут уходит. Не возжелай жены ближнего своего.
Венька. Я помню все заповеди, святой отец. Но если заповедь стоит на пути к счастью?
Священник. Заповеди просты, сын мой, но обойти их — обмануть душу свою.
Венька. Почему же все-таки обходят?
Священник. От лукавого. Но платят за это душой. Душа легка, она дает силы подняться в небо. В отсутствие души тело грузнеет и стремится на дно. Это закон всемирного тяготения душ. У чтящего заповеди души прибывает, у нарушающего — убывает.
Веньке надоедает этот разговор, он возвращается к исповеди.
Венька. Я ушел.
Священник. Отчего же ты покинул ее?
Венька (медленно). Я никогда не любил золотых клеток... Что мне делать, святой отец?
Священник (после внутренней борьбы). Сей доброе. Но помни: не всякое добро зачтется за заповедь. (Жестко.) Ступай с Богом...

Явление IV
Священник и Стас.
Стас. Я вернулся, святой отец! Наконец-то я вернулся!
Священник. Откуда, сын мой?
Стас. Из Америки.
Священник. Плохо ли тебе жилось там, сын мой?
Стас. Неважно, как жилось. Важно, что я вернулся. К себе.
Священник. Ты — единственный, кто сегодня радость свою принес в храм божий.
Стас. Не только радость, святой отец. Что-то гложет сердце....
Священник. Открой душу, сын мой...
Стас. Тогда, пять лет назад, я думал, что Бог отвернулся от Руси. Казалось — Русь погибла.
Священник. Взор Бога обращен в души, а не к стране...
Стас. Тогда я не понимал этого и спасался бегством. От России. От друзей. От Пашки. Пять лет мы с ним жили в общаге, в одной комнате. Вы знаете, святой отец, что это значит? За эти годы он стал для меня братом. Но только когда потеряешь его, начинаешь понимать, что для тебя значит брат.
Священник. Как это получилось, сын мой?
Стас. По-глупому, как это часто бывает. Из-за гордыни.
Священник. Это самый тяжкий грех, сын мой.
Стас. Я хочу искупить этот грех, святой отец. Я вернулся к России, к друзьям. И первый, к кому я приду, будет брат по общаге.
Священник. Благое стремление, друг мой. Только вот найдешь ли ты того Пашку?.. Ступай с Богом.
Явление V
Сцена разделена на две части.
Священник один в церкви. Начинает привычно креститься на образ, но рука замирает на полпути. Откуда-то из глубины памяти выплывают мысли, и он отдается им. Медленно двигается направо в луче света, сопровождающего его. Останавливается.
Священник (задумчиво, себе). Не одну исповедь услышал я по воле Бога. И начал привыкать к людским страданиям. Лекарь исцеляет тело, священник — душу. Истинно ли те лекарства прописываем мы жаждущим исцеления? Я должен простить Светлане ее грех, но, как человек, не простил. Как священник, я не отпустил грех прелюбодеяния Алене, а как человек... (пауза) Она уже искупила его раскаянием. Господи, ты глаголешь, что любовь не делает ближнему зла. Ты видишь — слепая любовь творит великие разрушения, но все же учишь нас верить в любовь и любить ближнего. Всмотрись в лица (пауза, вглядывается в зал). Суетны... Светлана... Венька... Алена... строили любовь, стремились одарить покоем родственные души. Но только после того, как разрушили храм, поняли, что натворили. И пришли к Богу. Господи! Мы добро, которое хотим, не творим, а злое вершим. Я хочу поступать по-человечески. Хочу... (после внутренней борьбы) Но имею ли я право судить? «Не судите да не судимы будете». А мне должно отпускать все грехи, я не имею права осуждать. Приходят в храм... (с горькой насмешкой) Откупаются свечой... А ты, Господи, принимаешь... Я знаю — ты всегда принимал весь этот ладан, молитвы, пыль икон... Здесь, в храме, темнота от мрачных душ. Тяжко мне. Я испил откровения мирских людей, но душа моя тяжела не от их грехов, а от собственных. Сидите, ждите спасенья своего! Ждите отпущения грехов! Вы ждете! Но я — не отпускаю! (Задумывается.) Слепая любовь творит великие разрушения... Слепая любовь... Бог... (Будто совершая великое открытие.) Слепая любовь к тебе, Бог, творит великие разрушения. Нет, подожди, дослушай! Прости всех этих... этих... слуг. Они в тебя покорно верят. Веди же стадо, паси овец. А я...

Прожектор освещает вторую половину сцены. Это пустая комната, в центре которой стоит стул. За ним с потолка свисает петля. Подходя к комнате, на ее пороге священник незаметно сбрасывает рясу и освобождается от бороды, оставаясь в костюме. Это Павел. Нательный крест священника — у него за спиной. Павел проходит в комнату, вешает на спинку стула пиджак, садится и закуривает. С каждой затяжкой за его спиной по одному появляются и тут же уходят: Света, Венька, Стас. Последней появляется Аленка. Она медленно подходит к Павлу, протягивает руку, чтобы дотронуться до его плеча. Но не успевает: не видя ее, Павел встает со стула, оставляя на спинке пиджак. Крест остается на Павле. Одним движением руки бывший священник качает петлю и уходит со сцены в зал.

Занавес