42. Разговор Ясека с отцом

Консуэло Ходырева
Подглавный,  поначалу смотрел на муки сына со страданием, затем оно досадою сменилось. Оставил на ночь, лег рядом с ним и предложил открыться  не таясь.
Отец мать сразу не любил,  доступною была, ходила по пятам.  Все  парни пялили глаза на дочь  богатенького кузнеца. Казалось,  из всех, пристроившихся девице в хвост, она  ему внимание  уделяла. В дом приглашала, кузнец его  подсобником устроил, за семейный стол сажал и платою не обижал. Ребенок для него нежданным был, дорожки к Полюшке, он враз обрезал. Она же, не скрывая пузо,  ходила и от счастья млела. В срок родила здоровенькую дочь и нарекла именем помершей бабки. О том, что стал отцом, от кузнеца узнал, тот по-отцовски  его обнял и сунул в руки  сверток. Похлопывая по плечу, решил, что молодой отец от счастья одурманен. 
Вскоре, кузнец его на свадьбу пригласил.  Несбывшаяся мечта сидела за столом в неописуемом наряде и, как ему казалось,  смотрела на него. Перепив браги, он заглянул к себе домой, взял в руки сверток, отправился Полину навестить. Дверь мать открыла, такая же безликая, как весь её  белесый род. Забегали вокруг него, грудастая Полина, от нетерпения сгорая, любимого тащила за рукав, сокровище  казать:
-Дочурка на меня похожа, красивенькая будет, нежна, как  белая ромашка.
Он разразился смехом, мать сразу усмотрела беса,  с ребенком кинулась к дверям.  Схватив за волосы маманю, он  повернул её к себе:
-Ты видела, что Полю не люблю,  и все-таки ко мне пускала. Решили, ромашкой этой  повязать. Жизнь сломали, за свадебным столом я должен был сидеть.
Что было дальше, смутно помнит, смешалось все, визг женщин, плач покалеченной дочурки. Через неделю, кузнец позвал его  к себе, достал бумаги и разложил их на столе.  Из них   узнал, что по закону рода кузнеца, дочка  в пять лет уже замужнею считалась. Спала частенько  с женихом, но все безрезультатно. Родители тряслись от страха, чтобы пустой не оказалась дочь. А нынче молодые обрадовали вестью, ребенок завелся, свадьбу желанную  сыграли. Упрекнул,  из добрых отношений, устроил вымысел никчемный,  бойню сотворил и покалечил дочь.
Пришлось на землю опуститься. Любя его, Полина  все простила. Мать, не смогла забыть побои, уехала в края родные. Лад между ними был, родился долгожданный Ясек. По свету рыскал в поисках работы, о доме думал  и не искал попутных баб. Явился  старший брат, и дело выгодное посулил, устроил к Главному на службу. Через пять месяцев привез монет пригоршню, неделю погостил. Прощаясь с ним, Полина обещалась:
-Когда  вновь явишься, сюрприз получишь.
Приехал старший брат, оглядев Полину, спросил.
-Ждешь третьего?
Порадовалась,  что тот глазастым оказался, молчать просила,  рождение  сами поднесут.
Через месяц, родич,  круто изменил судьбу, лишив детей отца, Полину - мужа.
-Я старший брат, отцовство на себя взвалил,  всегда  твоим умом гордился. Когда с Полиною связался, думал, побалуешь слегка с бесцветной девкой и сыщешь по себе чернявую красотку. Нюни распустил и жалости поддался. Когда встречаешься с друзьями, Полину в гости не берешь.  Главнейший предложил с семьёй приехать, и здесь пожить  до настоящих дел. Не задумываясь, ответил, на родине семейке лучше. Не любишь ты её, детьми  связала, еще родит, если не перестанешь  в  поле неказистое швыряться семенами. Как старший брат, судьбу    переменить хочу. Не нравится Полина мне, уродливая Стеша, грызть душу будет бесконечно. Доверься мне, я женщину   достойную нашёл,  она родит детей красивых. Уговори Полину переехать, покуда мать её жива,   построишь дом и скинешь с шеи. Ясека  оставишь при себе,  по облику, порода наша.
Брат заглянул в нутро, Полину не любил,  и  дети от неё  не очень радовали душу. Женщина сразу приглянулась за красоту и гордый вид, умением себя нести и чистоплотностью при доме.
Сюрприз – рождение второго сына,  воспринял сдержано. Полине пояснил,  он часто приезжать  не сможет, Главнейший меняет место.  Семью отправил к матери, а Ясека оставил при себе. Проведать их явился брат, привез монет на новый дом,  и нанял мужиков.  Пока сруб  возводили, гость время не терял, за плату мужиков  подыскивал на службу. Въезжая в новый дом, не чувствуя подвоха, Полина, родича с объятиями встречала,  от счастья плакала, когда рассказывал  о сыне.  Писала письма,  Ясеку рубашки шила, суму для всяких мелочей.
Устав от ожиданий, она детей в дорогу собрала,  не слушая родных, отправилась на встречу с мужем.
Ясек, выслушав исповедь отца, просил:
-Маманя пусть  живет  со мной,  других не хуже зашибаю. Не хорошо все получилось, вы в разных сторонах, они там мерзнут. Мать на равных с мужиками бьется, от наших рук погибнуть может.
-Я для  безбедного жилья устроил всё, она сама полезла в пекло. Детей мне жаль.
-Она бы  не поехала  на встречу, скрыл от неё жену вторую.  Не хочешь брать, меня отправь на стены, я бы отцом меньшому был.
-Смалодушничал и признаю ошибку.
-Ты знал, что Стешенька пришла  на встречу?
-Догадался, как только мне сказали о горбуньи.
-С ней встретиться не пожелал.
-Я видел дочь, в то утро за нею наблюдал  из щели.  Мне жаль, что ты помехой стал, её уродство душу ранит, зачем такою жить.
-Мать со стены рванула вниз, жизнь дочери была важнее. У матери  достоинств больше. Я не смогу принять твою жену, ты не сердись, и брата тоже.
-Поэтому со мной и не живешь, присутствие, жену коробит.
-Отпусти меня, все мысли там, за крепостной стеной, увидеть мать и братика хочу.
-Придется мысли перестроить, в крепости погибнут все.
-И наши тоже?
-Их жизнями распоряжаются другие. Я сделал все, дом выстроил богатый, на много лет  снабдил  одеждой  и едой, и впредь бы помогал. За мною нет хвостов. С Полиной  счастлив не был,  сейчас я в радостях купаюсь. Я не прошу любить  жену, но с выбором отца придется посчитаться.  Твой младший брат безвинен, он за просчеты наши вне ответа, как можно не любить его?
-А разве Стешенька грех сотворила, за  что  хотел дыхания лишить? Если  с телом у меня беда случится, распорядишься, жить   или не жить?
-За жизнь твою,  бороться буду,  порода наша.
-Сестренка говорит,   младший Крепыш, ни разу не болел, вынослив очень. Когда  поранили грудину и кожу ниткой зашивали, не пискнул, хвалился всем, я, как отец.  Ты убивал людей?
-Не приходилось, иное дело у меня, заставят, я не дрогну.
-А дело бросить ты не хочешь? Махнуть в  далекий край с женой и сыном.
-Работа по душе, о чем мечтал, все получилось. Как выйдем на простор,  великие дела начнутся!
-Сестра иного мнения, по ней судить, так  Соколы непобедимы.
-Мы бережём людей для будущих походов,  щипаем перья, чтобы наёмник не скучал. Могли бы разом крепость  уничтожить, но цель  иная впереди. От голода ослабнут, сопротивление спадет.
-Твоя жена,  Ясну подстилкой  называет, а мужики грозились, за это  язычок подрезать. Кривой велел ей передать, сама она подстилка, а Ясна им, Хранитель светлый. 
Отец беззлобно пояснил:
-То, вечный женский спор, кто краше да милей, их часто ревность заедает. Ясна прекрасный человек, умна, красива, к ней мужики привыкли,  жена  не может  с этим примириться, ступени разные у них. Касьян с  расспросами не приставал?
-Я  гажу, как могу, и злюсь, когда не замечает. Корма не в ту кормушку сыплю,  разбрасываю сено. Как человека, сразу невзлюбил, как Коневодом, восхищаюсь.
-Я тоже потрясен,  недаром Стражники ручались за Касьяна.
-Главнейший всякий раз  повешением грозится, на волоске Касьян висит. 
-Хозяин жизни он, в дела друг друга  не суёмся.
-Как думаешь, мать не в обиде на меня, что с нею не живу?
-Судьбой твоей  распорядился я. Сегодня, мы по разным сторонам и цели разные у нас.  Подвозом занимайся, а после, нас свяжет общая работа. Вопросы задавай, утром, всё прошлое отрежу.
-Если случится, погибнет наша мамка, ты примешь братика в  семью?
-Такие мысли приходили. Не приживется он у нас, рос без меня, ведомым будешь ты. 
Отец мой часто жен менял,  когда он к третьей уходил, нас малых оставалось двое. Четвертую жену, до одури любил. Раз в полгода,  к нему за содержанием ходили, его  лобзания  с младшими детьми, нас  изводили злостью. Заметив  неприязнь, он попытался объясниться. Пока мужчина с женщиной живёт, заботится и обожает деток, не важно, общие они, иль с нею приблудились. Но, стоит поостыть любви, отцовская забота тает. Редкие отцы   заботятся о прошлых детях. Их  жены новые, разом   кукушечью одежду надевают, стараются птенцов его,  на землю сбросить, богатство все прибрать к рукам. 
Прощения просил у нас,  наказал,   сходиться надо по любви, а не  вязать судьбу случайной встречей. Ответил зло, детей своих, я никогда не брошу, а в жизни получилось по-иному.Мне с братом  повезло, последняя жена к нам относилась благосклонно, и после гибели отца, на равных долю разделила. Нас собрала  и попросила, если беда случится с ней, сестренок младших  не кидать в сиротство. Мы жизнь устроили обеим, пристроили в семью чужую, монеты не присвоили себе.

Утром, нарочито долго отец жену лобзал и малышу козу устроил.  Ясек соскочил с лежанки, к отцу прильнул:
-Вчера забыл спросить…
Тот резко оборвал:
-Прошлое осталось за спиной.
Отец ушел, Ясек уставился в окошко. Снег медленно на землю падал,  он створку приоткрыл и высунул ладонь. Подошла мачеха, закрыла створку, и Ясека  к лежанке подтолкнула:
-Захочешь что, спроси, не самовольничай в моём дому. Понятно говорю?
Ясек, чуть слышно произнес:
-Понятно, ты в доме и  над отцом хозяйка.
Отправился в сарай, без пищи и воды два дня валялся на соломе, дней промелькнувших не заметил. Отец и мачеха  не подходили, решили, пусть  переболеет, и прошлое забудет навсегда.
Утром третьего дня наведался в конюшню, мужики  пропажу окружили. Он от   расспросов их устал, лег в свой подвоз и попросил укрыть накидкой. Морозный  воздух  опьянил,  засыпая,  объявил:
-Теперь, я сам себе хозяин.
Сквозь дрёму слышал,  его жалели за синьку под глазами и за обманутую жизнь.